Студопедия — Наука и культура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наука и культура






Учитывая многомерность науки (см. разд. 1.2. – 1.4.), можно сделать вывод:

· Наука – это такое общественное явление, которое одновременно принадлежит и культуре, и цивилизации.

Существует множество определений культуры и подходов к её пониманию. Далее мы используем ценностный подход. Ценность отвечает на вопрос: во имя чего осуществляется та или иная деятельность? Аксиология – философское учение о ценностях, т.е. о том, что люди ценят. Испокон веков люди ценят истину, добро, красоту, справедливость, пользу и т.д.

Таким образом, мы приходим к постановке центрального вопроса: «Какое место занимает наука в системе культуры?». Другими словами: «Как взаимодействуют наука и ценностная подсистема общества?» Трудности в решении этих вопросов в немалой степени обусловлены многомерностью феноменов науки и культуры. В частности, широко распространены такие понятия, как «материальная культура», «духовная культура» и «интеллектуальная культура». Спрашивается: какое из них следует сопоставлять с понятием «наука»?

В.Ж. Келле предлагает свой вариант ответа на первый вопрос: «Представляется, что определение науки как вида духовного производства не просто устарело. Учитывая существо науки, специфику её развития и применения, место науки в системе культуры, её следует рассматривать не как духовную, а как интеллектуальную культуру, и вид не духовного, а интеллектуального производства» [8, с. 50]. (подчёркнуто мною – В.П.).

Кроме того, он отвечает на вопрос о ценности науки. Его ответ гласит:

· Научное знание самоценно. Оно является ценностью для субъекта, но ценность его в том, что оно объективно.

1. Свободна ли наука от ценностей? Этот вопрос современный американский философ Хью Лэйси выносит в заголовок своей книги и в результате тщательного анализа формирует отрицательный ответ на него.

Какое влияние оказывает наука на ценности культуры и цивилизации? Благотворно ли воздействие научных исследований на повседневную жизнь людей, не вредоносна ли сама наука, а не только её приложения в технике и технологиях, в том числе и социальной инженерии?

Именно этот аспект проблемы породил острые дискуссии в 50-е – 60-е годы прошлого века, в частности, пресловутый спор «физиков» и «лириков».

В ходе этих дискуссий сформировались два противоположных и борющихся друг с другом философских течения:

· сциентизм (от латинского scientia - наука) – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой рассматривают науку как единственное и универсальное средство решения всех проблем, стоящих перед человечеством (в т.ч. глобальных проблем). В качестве идеала сциентизм ориентируется на результаты и методы естественных и технических наук (прежде всего физики – их лидера и основы). Для него характерны идея ценностно-нейтральной науки, негативное отношение к философии, технократические воззрения и т.д.;

· антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой возлагают на науку всю ответственность за кризисы и глобальные проблемы современной техногенной цивилизации. Антисциентизм отрицает категории истины, рациональности, понятие научного метода, идею общественного прогресса, культурную значимость науки и её особый познавательный статус, требуя уравнять науку с другими формами культуры – мифом, религией, искусством, а в своих крайних проявлениях – вообще отказаться от науки и техники.

Таким образом, наука является не просто неотделимой частью культуры, но и фактором её развития. Благодаря науке сам культурно-исторический процесс приобретает необратимость, невозможность вернуться к донаучной жизни. И дело здесь не в том, что отказаться от науки – значит отказаться от всех благ техногенной цивилизации и оказаться перед угрозами голода, эпидемий, нехватки энергетических ресурсов и т.д. Наука сформировала новый культурно-исторический тип личности, новый тип субъекта познания и действия. Такие черты науки, как творчество, свобода, демократичность, критичность, толерантность, рефлексивность, рациональность стали важнейшими ценностями культуры, изменяющими сознание и деятельность субъектов других сфер общественной жизни. По-видимому, прав был А.П. Чехов, утверждая:

· Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека.

 

 

Оглавление

 

 

  Введение……………………………………………………………..  
1. Философия, ее предмет и место в культуре………………………  
2. Философия Древнего мира и античности…………………………  
3. Средневековая философия…………………………………………  
4. Философия эпохи Возрождения………………………………….  
5. Философия Нового времени и просвещения (XVII-XVIII вв.)….  
6. Немецкая классическая философия. К.Маркс и марксизм………  
7. Русская философская мысль второй половины XIX-XX вв…….  
8. Современная западная философия………………………………..  
9. Учение о бытии (онтология)……………………………………….  
10. Проблема сознания. Сознание и самосознание…………………..  
11. Природа человека и смысл его существования. Философская антропология………………………………………………………..  
12. Учение об обществе (социальная философия)……………………  
13. Ценностное отношение человека к миру. Аксиология…………..  
14. Познавательная деятельность человека. Гносеология…………...  
15-16. Научное познание. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества в контексте глобальных проблем современности………………………………………………………    
  Оглавление…………………………………………………………..  






Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 561. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия