В А. канке 79 страница
Как это ни парадоксально на первый взгляд, существование определенных " пределов роста" является необходимой предпосылкой для развития. В самом деле, если бы не было пределов для размножения примитивных биологических организмов, то в этом случае стал бы невозможен и естественный отбор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более высокоорганизованные биологические организмы, если бы они и возникли в результате мутации, просто захлебнулись бы в океане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения последних неизмеримо выше, чем первых.
Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрессом. Всемирная история подтверждает, что наличие определенных " пределов" для экстенсивного роста служит скорее объективным стимулом для общественного развития, чем тормозом. Например, если бы не существовало пределов для охоты и собирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы; во всяком случае, его переход к земледелию и скотоводству задержался бы на тысячелетия. Если бы у людей было вдоволь древесного угля, то это, несомненно, замедлило бы переход к использованию минерального топлива, затруднило бы распространение целого ряда технических изобретений. Если бы не было определенных пределов для человеческой памяти и физических ограничений в устной коммуникации между людьми, то это, по всей вероятности, замедлило бы изобретение письменности и книгопечатания, развитие технических средств массовой коммуникации, а ограниченные способности человека производить математические операции в уме и на бумаге в конечном счете стимулировали создание компьютеров.
Нет веских оснований опасаться замедления социального прогресса и вследствие мнимой " психической и умственной неспособности человека" освоить и выдержать стремительно нарастающий поток новых знаний и приспособиться ко всякого рода нововведениям в обществе. Интеллектуальный прогресс человечества состоял, в частности, в том, что все больший объем знаний оно способно вмещать во все меньшее количество информации, дополняя свою естественную память искусственной благодаря изобретению письменности, книгопечатания, а теперь компьютеров и видеозаписи.
Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной информационной емкостью: специалисты считают, что человеческая память способна содержать примерно 10 млрд бит информации, иначе говоря, вместить в себя 500 многотомных " Британских энциклопедий". Это означает, что человек будущего при правильном воспитании и образовании, если он разумно распорядится своей памятью, может обладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков энциклопедий по самым разным областям науки и культуры в сочетании с аналогичной по объему профессиональной компетентностью в самой сложной специальности. В его памяти сохранится достаточно места и для свободного владения несколькими иностранными языками, а также для информации, связанной с повседневным бытом, с различными увлечениями и другими повседневными жизненными потребностями, какими бы разносторонними они ни были. Кроме того, в его распоряжении будут персональные компьютеры, возможность немедленного обращения к колоссальной памяти, накопленной человечеством в библиотеках, музеях, суперкомпьютерах и т.п. Поэтому ни о каких пределах, тем более исчерпании интеллектуальных способностей человека, в обозримом будущем не может быть и речи. Человеческий потенциал был и остается главной движущей силой общественного прогресса.
Гуманистическая миссия прогнозирования
Человечество из поколения в поколение прокладывало себе путь в будущее, преодолевая при этом самые различные препятствия как естественного, так и социального характера. Никакого заранее уготованного и ожидающего нас будущего не существует. Оно может быть только таким, каким создадут его сами люди, но, конечно, не по своему произвольному усмотрению, а считаясь с реальными обстоятельствами, опираясь на находящиеся в их распоряжении экономические ресурсы и интеллектуальный потенциал, в соответствии с объективными закономерностями и тенденциями.
Путь в будущее пролегает через противодействующие друг другу тенденции и контртенденции. Некоторые западные политологи, в частности Дж. Бёрнхем в книге " Революция управляющих", выдвинули футурологическую концепцию, долгое время пользовавшуюся популярностью на Западе. Согласно этой концепции обозримое будущее человечества - не что иное, как повсеместное утверждение репрессивных, тоталитарных режимов, ведущих между собой борьбу за мировое господство. Однако во второй половине XX века явно возобладала иная тенденция, воплощающая в себе стремление самых широких масс населения к демократизации общественной жизни, к расширению социальных прав и политических свобод.
Реальный исторический процесс на исходе XX и в начале XXI столетия подтверждает, что ведущими тенденциями, формирующими будущее человечества, являются возрастание роли народных масс и демократизация общественной жизни, консолидация антимилитаристских сил, борющихся за безъядерный, ненасильственный мир, углубляющаяся интернационализация в международных экономических, политических и культурных отношениях, возрастание роли человеческого потенциала, возрастание свободы личности и повышение роли гуманистических ценностей, рост научно-технического могущества человека в сочетании с рациональным использованием природных ресурсов, возрастающее стремление к гармоничным взаимоотношениям человека с природой вплоть до их органической эволюции в единой ноосфере. Именно этот вектор социального развития американский футуролог Дж. Нэсбит назвал в 80-е годы " мегатенденциями" нашей эпохи. В перспективе основное направление поступательного развития человечества состоит в переходе к постиндустриальному обществу, которое по мере своего последовательного воплощения в жизнь неизбежно раньше или позже станет и посткапиталистическим.
Будущее человека - это поприще реализации тех возможностей, которые уже существуют в современном мире, а также тех, которые со временем появятся. Люди бессильны изменить свое прошлое, ибо свобода, которой обладали прошлые поколения, уже превратилась для последующих поколений в реальную действительность, в историческую необходимость, с которой нельзя не считаться. Будущее же - это сфера реальных возможностей, среди которых имеются более и менее вероятные. Как в прошлом, так и в будущем далеко не всегда осуществляются наиболее вероятные из реальных возможностей на данное время. В будущем, как это было и в прошлом, социальный прогресс не застрахован от зигзагов, шагов в сторону и даже попятных движений. Гуманистическая миссия социального прогнозирования как раз и состоит в том, чтобы раскрепостить будущее человечества!
В конечном счете от деятельности ныне живущих поколений зависит, станет ли начало нового тысячелетия всемирной истории ее трагическим эпилогом или вдохновляющим прологом общечеловеческой солидарности.
Заключение: философия в поиске и развитии
Философия как сфера постижения мира и человека - открытая, развивающаяся система, а бесконечный поиск и развитие - это способ ее существования.
Философское познание изменяющейся, развивающейся действительности возможно лишь в форме творческого поиска, который считает полученные решения не окончательными, а открытыми - открытыми для дискуссии, для критики, для переосмысления, уточнения и углубления. Хорошо известно из прошлого, что как только от философского исследования отлетает дух напряженного искания, смелого интеллектуального усилия, тут же, словно по мановению руки злого волшебника, все как будто застилается какой-то нездоровой пеленой. Даже самые глубокие истины, буквально выстраданные величайшими мыслителями, вдруг обретают вид бессодержательных абстрактных формул, плоских банальностей, неспособных затронуть ни ум, ни сердце.
Поэтому можно сказать, что философский поиск всегда не только опирается на предшествующие достижения философской мысли и одушевляется ими, но и сам вновь и вновь одухотворяет эти достижения, делает их актуальными для мировосприятия и раздумий современного человека. Другими словами, те, кто занимаются философией, тем самым принимают на себя ответственность и перед своими современниками, и перед философами прошлого за то, чтобы никогда не угасал гераклитов огонь, символизирующий беспокойное, дерзновенное стремление к истине, очищающей и укрепляющей дух человека и общества.
Наряду с этим ответственность философии простирается и в другом направлении. В современном динамичном, бурно меняющемся мире человечество постоянно сталкивается с принципиально новыми ситуациями, задачами и проблемами во всех сферах своей жизни. Философское осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития - одно из важных условий того, чтобы человеческая деятельность могла реализовываться как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.
Посредством философского анализа определяются те мыслительные горизонты, на фоне которых формируется рациональное отношение к проблемным ситуациям, возникающим в жизни человека и общества. Иначе говоря, философский анализ позволяет выразить на языке понятий и, следовательно, сделать предметом разумного осмысления наши интересы и устремления, нашу неудовлетворенность самими собой и тем, что нас окружает, - в общем, все то, что побуждает нас действовать, и действовать так, а не иначе.
Особая роль философии в период происходящих в обществе преобразований - в ее критической направленности, возможности посредством философского анализа осознать обусловленность историческими обстоятельствами, а значит, ограниченность многого из того, что представлялось безусловным, что обрело силу стереотипа, а то и просто догмата. Однако критическое философское исследование всегда не только решает отрицательные задачи ниспровержения тех или иных устаревших стереотипов, но и несет в себе мощный положительный заряд утверждения всего того, что соответствует как новой, изменившейся реальности, так и новым социальным идеалам, взятым во всей их полноте и гуманистической направленности.
Современная действительность ставит перед философией новые, чрезвычайно острые и серьезные проблемы; новым звучанием и новым содержанием наполняются и многие из традиционных проблем философии. Становится все более очевидным, что для научного осмысления преобразований, развертывающихся в обществе, для определения подлинных перспектив его развития необходимо во всей полноте задействовать творческий потенциал, который заключен в философском исследовании.
Немало новых проблем возникает при философском осмыслении научно-технического прогресса, его перспектив и тех воздействий, которые он оказывает на жизнь человека и общества. До сравнительно недавнего времени философы уделяли преобладающее внимание гносеологическим и методологическим проблемам, возникающим в процессе развития науки и техники, а также мировоззренческому осмыслению новейших достижений науки. Эта проблематика не утрачивает своей актуальности и сегодня хотя бы в силу того, что развитие науки и техники нисколько не замедляется, а, напротив, осуществляется чрезвычайно быстрыми темпами.
Вместе с тем все более властно заявляет о себе необходимость социально-философского исследования всего того, что несет с собой научно-технический прогресс. Известное отставание в этой области (хотя, конечно, не одно лишь оно) нашло свое выражение в том, что сегодня принято называть технократическими перекосами. Речь идет о тенденции внедрения научно-технических достижений и реализации научно-технических проектов, исходя из соображений только экономической эффективности, к тому же еще и узко понятой. Эти тенденции находят выражение в создании таких технических средств и систем, которые неудобны в управлении, расточительны в использовании человеческих и природных ресурсов, опасны для окружающей среды, не защищены должным образом от аварий, чреватых самыми тяжелыми последствиями. Сегодня ясно, что ни один сколько-нибудь серьезный научно-технический или инженерно-технологический проект не может быть допущен к реализации, если он в должной мере не проанализирован с социальной, культурной, человеческой, гуманистической точек зрения. В организации такой гуманистической экспертизы, которая требует участия как представителей самых разных областей научного знания, так и широкой общественности, центральная роль принадлежит именно философии. Это одна из точек, в которой задачи философии непосредственно смыкаются с запросами практики.
Еще одна такая точка связана с осмыслением противоречивых взаимозависимостей между научно-техническим и социальным прогрессом. В наши дни особую опасность, в частности, представляет недостаточная подготовленность человека и общества к жизни и деятельности в мире, все более насыщающемся плодами научно-технического прогресса. С одной стороны, эта неподготовленность находит выражение в частых случаях возникновения аварийных ситуаций. С другой стороны, она же проявляется в настроениях иррационального страха перед техникой - технофобии, что влечет за собой внутреннее, нередко неосознаваемое сопротивление внедрению научно-технических достижений. Между тем накапливающееся отставание в научно-технической области является одним из самых серьезных препятствий в развитии экономики, в решении социальных проблем.
Научно-технический прогресс - лишь одна из сторон прогресса социального, хотя в конкретных исторических условиях взаимоотношения между этой стороной и целым бывают весьма напряженными и противоречивыми. В конечном же счете развитие науки и техники выступает как важная форма развития сущностных сил человека. Поэтому в круг задач философии входят как выявление гуманистического предназначения науки и техники, так и критическое исследование тех социальных факторов, условий и обстоятельств, которые препятствуют реализации этого предназначения, а порой ведут к антигуманному использованию результатов научно-технического прогресса; отсюда важен также поиск в самой реальной действительности тенденций и сил, способных противостоять дегуманизации науки и техники.
Пожалуй, одной из основных областей, в которых наука может в полной мере реализовать свое гуманистическое предназначение, является все более тревожащий ныне человечество обширный комплекс глобальных проблем современности. Не повторяя того, что было сказано об этом в тексте книги, отметим лишь, что именно философии принадлежат первые попытки осмысления этих проблем, уяснения того, что с их появлением мир вступает в качественно новое состояние выработки мировоззренческой платформы для их изучения и решения. Философия, наконец, явилась инициатором их комплексного исследования, объединения на этом поприще усилий представителей многих естественных и общественных наук, а также выявления тех противоречий, которые возникают в процессе их реализации. Комплекс глобальных проблем, тесно связанный с такой темой, как будущее человека и человечества, является характерным примером того, как происходит расширение и обогащение традиционной философской проблематики; вместе с тем он представляет собой и одно из перспективных направлении развития философии.
Если попытаться теперь подытожить сказанное о новых проблемах, которые встают сегодня перед философией, то обнаружится, что в них есть нечто единое. И единство это обусловлено тем, что каждая из названных проблем является особой проекцией той проблемы, которая во все времена была определяющей для философии и сегодня видится столь же новой, столь же открытой, как и два тысячелетия назад. Речь идет о проблеме человека, этом подлинном начале всякого философствования.
Конечно, мы смогли обозначить здесь лишь некоторые актуальные философские проблемы и направления поиска. Приобщаясь к философии, можно узнать и многое другое, что лежит за рамками введения в нее. Но это требует ответной активности: философия вознаграждает своей мудростью только тех, кто усердно ищет и кропотливо работает.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Машардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М: Идея-Пресс, 2001. Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М.: Республика, 2000.
РАЗДЕЛ I ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Общие работы История философии: Запад - Россия - Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой: В 4 т. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1995-1999. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2001. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд. М.: Республика, 2001. Антология мировой философии в четырех томах. М: Мысль, 1969-1972.
I. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Античная философия: космоцентризм
Учебники Адо П. Что такое античная философия? М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1999. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980 (есть новый вариант 2000 г. Изд-во Per se). Асмус В. Ф. Античная философия. 2-е изд. М.: Мысль, 1976. Чанышев А. Н. Философия древнего мира. М.: Высшая школа, 1999.
Первоисточники Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989. Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования. М.: Издательство МГУ, 1970. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1990-1995. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1975-1984. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. Плотин. Сочинения. Спб.: Алетейа, 1995.
2. Средневековая философия: теоцентризм
Учебники Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М.: Мысль, 1979. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. М.: Наука, 1989. Неретина С. С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995. Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1996.
Первоисточники Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. Спб.: РХГИ, 2001. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Канон+, 1997. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон+, 1995. Абеляр П. Тео-логические трактаты. М.: Прогресс, 1995. Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога в " Сумме против язычников" и в " Сумме теологии". М., 2000.
3. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм
Учебники Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М.: Мысль, 1980. Кассирер Э. Индивид и космос в философии Возрождения // Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М; Спб.: Университетская книга, 2000.
Первоисточники Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1979-1980. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986. Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. 2-е изд. М.: Наука, 1998. Бруно Дж. Диалоги. М.: Госполитиздат, 1949. Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР, 1954.
4. Философия Нового времени: наукоцентризм
Учебники Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М.: Наука, 1987 (есть новый вариант 2000 г.: " История новоевропейской философии". Изд-во Per se). Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1984. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязное А. Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М.: Высшая школа, 1986. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986.
Первоисточники Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1977-1978.
Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989-1994. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957.
Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989-1991. Лейбниц Г. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1982-1989. ЛоккДж. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1985-1988. Беркли Дж. Сочинения. М.: Мысль, 1978. Юм Д. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1996. Вольтер Ф. Философские сочинения. М.: Наука, 1988. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1963. Руссо Ж. Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1963-1966. Фихте И. Сочинения. Работы 1792-1801. М.: Ладомир, 1995.
Шеллинг Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1987-1989. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М.: Мысль, 1974-1977. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. М.: Политиздат, 1974. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (любое издание). Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Республика, 2000-2001. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.
II. " ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ"
Общие работы Степанянц М. Т. Восточная философия. М, 2001.
1. Индийская философия
Древнеиндийская философия. Начальный период. М.: Мысль, 1963. Чаттерджи С. и Датта Д. Введение в индийскую философию. М., 1955.
2. Китайская философия
Древнекитайская философия. Собр. текстов: В 2 т. М.: Мысль, 1972-1973. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука, 1990. Китайская философия: Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994. Фэн Ю-ланъ. Краткая история китайской философии. Спб.: Евразия, 1998.
3. Арабо-мусульманская философия
Фролова Е. А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995. Аверроэс. Опровержение опровержения. Киев: УЦИММ-Спб.: Алетейя, 1999. Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985.
III. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ
Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2001. История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 2002.
Русская философия: Словарь / Под ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1996. Сковорода Г. С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1973. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: В 2 т. М.: Наука, 1991. Чернышевский Н. Г. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1986-1987. Толстой Л. Н. Исповедь (любое издание). Соловьев В. С. Оправдание добра. М.: Республика, 1995.
IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ: СИНТЕЗ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
1. Переход от классической философии к неклассической
Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Кучково поле, 1998. Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. Фрейд 3. Я и Оно (любое издание). Ортега-и-Гасет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991.
2. От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике
Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad marginem, 1997. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000. Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1979. Список рекомендуемой литературы
3. Аналитическая философия
Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Под ред. А. Ф. Грязнова. М., 1999.
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Издательство иностранной литературы, 1958 (новый перевод в изд.: Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. M.: Гнозис, 1994). Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М: Гнозис, 1994. Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1998. Пассмор Дж. Современные философы. М., 2001.
4. Философия науки
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978. Лакатос И. Фальсификационизм и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. Современная философия науки: Хрестоматия. М., 1994.
5. Религиозная философия
Жильсон Э. Томизм: Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.: Университетская книга, 1999. Маритен Ж. Знание и мудрость. М.: Научный мир, 1999. Тиллих П. Мужество быть II Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист-гардарика, 1995. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1987.
Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М., 1996.
6. Марксистская философия
Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории // Плеханов Г. В. Избранные философские произведения: В 5 т. М.: Госполитиздат, 1956-1958. Т. 2. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм (любое издание). Бухарин Н. И. Теория исторического материализма. М.; Л., 1921. Грамши А. Искусство и политика. М.: Искусство, 1981. Т. 1-2. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пралегомены. М.: Прогресс, 1991. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1998. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Республика, 1991.
7. Философские течения конца XX - начала XXI века
Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad marginem, 2000. Глобальный эволюционизм. М.: ИФ РАН, 1994. Биофилософия. М.: ИФ РАН, 1997.
РАЗДЕЛ II
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ
1. Бытие
Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad marginem, 1997. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии. М., 1998.
2. Материя
Гольбах П. А. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного // Гольбах П. А. Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1963. Т. 1. Бюхнер Л. Сила и материя. Спб., 1907.
Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 18. Мелюхин С. Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М., 1966. Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983. Латыпов Н. Н., Бейлин В. А., Верешков Г. М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. М.: Издательство МГУ, 2001. Хокинг С, Пенроуз Р. Природа пространства и времени. Удмуртский ун-т, 2000.
3. Природа
Ахутин А. В. Понятие " природы" в античности и в Новое время. М.: Наука, 1988. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. Карпинская Р. С, Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. Экологическая проблема и пути ее решения. Философские вопросы гармонизации взаимодействия общества и природы. М., 1987. Эстетика природы. М.: ИФ РАН, 1994.
4. Человек
Адлер А. Понять природу человека. Спб., 1997. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1987.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: Республика, 1995. Это человек. Антология. М.: Высшая школа, 1995. Проблемы человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. Человек в системе наук. М., 1989. Многомерный образ человека. М., 2001. Человек: Философско-энциклопедический словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Наука, 2000. Юнг К. Г. Психологические типы. Спб., 1994.
5. Сознание
|