Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель




В человеке все едино, невозможно абсолютно раз­вести чувства и мысли, волю и ценности. Поскольку че­ловек существо целостное, постольку все присущие его духовной жизни компоненты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело человек использует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбривая во­лосы, развивая мышцы, пользуясь макияжем) для ут­верждения присущих ему ценностей.

Итак, все или почти все компоненты духовного ми­ра человека являются знаками его, человека, ценнос­тей. Это не противоречит тому, что некоторые ценно­сти могут вытесняться в сферу бессознательного, продолжая существовать в неявном виде.

Рассматривая возбуждение человека внутренними и внешними раздражителями, проводят различие меж­ду чувствами и эмоциями. Как правило, имеется в виду, что чувства ориентированы на сам раздражи­тель и не содержат ценностные компоненты, а эмоции, напротив, это те же чувства, но во всем их ценностном богатстве. Радость, любование, восхищение, преклоне­ние — это все эмоции. Часто называют удовольствие, радость, восторг, любовь (и т.п.) положительными эмо­циями, а боязнь, испуг, страх, ненависть, горе — от­рицательными. На эмоции человека сложнейшее вли­яние оказывает весь опыт его жизни. Известны даже случаи, когда краткое сообщение вызывало смерть че­ловека. Что касается понятия чувств, то это представ­ление об эмоциях без их ценностного содержания. В чистом виде, напрочь лишенном эмоционального начала, чувства, думается, не существуют.

Среди разнообразных ценностных форм психики че­ловека важнейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей деятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решительность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место.

В мире ценностных ориентации человека непрехо­дящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно положительного. Вере предшествует сомне­ние, которое переводится в веру в результате философ­ского анализа. Религиозная вера часто рассматривает-

ся как результат откровения, она, мол, не нуждается в обосновании. Для философа К. Ясперса философская вера — результат философствования. Вряд ли найдет­ся философ, который не согласится с Ясперсом.

Великий Декарт также был вполне последова­тельным, когда рассматривал приверженность фило­софов к сомнению как необходимую черту успешного философствования. Прежде чем повторить слова М. Лю­тера «Я здесь стою и не могу иначе», философу необ­ходимо провести определенную работу, прийти к убеж­дению. Сначала сомнение в старой вере, затем преодоление сомнения и наконец убеждение, новая вера.

Вера как ценностный феномен имеет свои градации, в высшей ее отметке мы находим идеал. Человек в си­лу своего воображения создает образ желаемого буду­щего. Он осуществляет целеполагание. Цель — это пред­восхищение результата социального действия. Идеал — это высшая ценность и ей соответствующая цель.

Идеал — это отнюдь не просто конкретный образ конечного будущего. Далеко не всегда идеал сводится к примату конечной цели. Примат конкретной конеч­ной цели, если она находится в туманном будущем,— путь к утопизму, о судьбе которого написаны и еще бу­дут написаны тома. Мир утописта всегда беден фило­софствованием, а потому наполнен забвением одних цен­ностей и необоснованным «выпячиванием» других. Одни утописты признают примат свободы, другие не ви­дят ничего, кроме справедливости, третьи признают ис­ключительно общественную собственность, четвертые, напротив, насаждают везде частную собственность. Идеалы — это высшие ценности.

Таким образом, идеалотворчество, если оно осуще­ствляется недостаточно ответственно, приводит к уто­пиям, превращается в идолотворение. Вместе с тем идеалотворчество — непременное основание достиже­ний человека. Интересно, где было бы сейчас челове­чество, если бы оно не занималось идеалотворчеством. Но для успешного идеалотворчества необходима разви­тая, современная философия.

Идеалов много, их по-разному классифицируют. Что касается современного гуманизма, то он ориентирует­ся на такие ценности-идеалы, как свобода, справедли­вость, демократия, ответственность, непримиримость к насилию и ненасилие, экономически оправданная пла­нетарная общность людей. Наряду с положительными ценностями есть, разумеется, и их антиподы: челове­коненавистничество, стяжательство, культ силы, все­дозволенность.

Будьте терпимыми друг к другу!

До сих пор ценности понимались нами как нечто, присущее отдельным индивидам. Разумеется, в лю­бом обществе в процессе совместной жизни складыва­ются относительно устойчивые ценностные ориентации. Они приобретают характер общественных норм, ими ру­ководствуются индивиды в своей деятельности. Но да­же в этих условиях неодинаковость ценностей людей различных возрастов, полов, образования, происхож­дения постоянно дает о себе знать.

Можно ли согласовать ценности различных лю­дей? До известной степени. Достигается это во взаимо­уважительном обмене мнениями, дискуссии, налажи­вании диалога. Тем не менее полное согласие обычно

не достигается. Как быть? Негодяям приходится проти­востоять резко и решительно. Но в огромном большин­стве других ситуаций достаточно быть снисходительны­ми по отношению друг к другу, ценностно-терпимыми. Одно это снимает многие конфликтные ситуации. Злость, непримиримость — не лучшие качества людей, живущих в мире разнообразных ценностей.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 321. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия