Глава XXII. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
Рассмотренные выше принципы и императивы диалектики как метода являются предпосылкой для применения внутринаучных принципов, тем фундаментом, на котором будет возводиться (если потребуется) каркас теоретического представления о предмете. Но с того момента, когда в " работу" включается принцип восхождения от абстрактного к конкретному, он начинает использовать их для решения своих задач, углубляя и несколько модифицируя комплексы их императивов. Они оказываются неотъемлемыми моментами самого этого принципа. Данный принцип диалектического мышления в своей основе (в качестве еще одной предпосылки) имеет мировоззренческую установку на разграничение различных аспектов в познании материальных систем, на вычленение сущности и ее проявления, на понимание их единства и раскрытие этих предметов перед субъектом сначала на уровне явлений, затем на уровне фрагментарной и, наконец, целостной сущности. В содержании этого принципа заключен исторический опыт познания сложноорганизованных объектов посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции в живом созерцании, эмпирическом и -528 теоретическом познании. Его предназначение — быть методом построения научной теории. Подойдем к рассмотрению существа данного принципа. Возьмем для примера описание К. Марксом разных способов познания буржуазного общества. Кажется правильным, пишет он, начинать с реального и конкретного, с действительных предпосылок, следовательно, например, в политической экономии, с населения, которое есть основа и субъект всего общественного процесса производства. Однако при ближайшем рассмотрении это оказывается ошибочным. Население — это абстракция, если я оставлю в стороне, например, классы, из которых оно состоит. Эти классы опять-таки пустой звук, если я не знаю тех основ, на которых они покоятся, например наемного труда, капитала и т. д. Эти последние предполагают обмен, разделение труда, цены и пр. Капитал^ например, — ничто без наемного труда, без стоимости, денег, цены и т. д. Таким образом, если бы я начал с населения, то это было бы хаотическое представление о целом, и только путем более детальных определений я аналитически подходил бы ко все более и более простым понятиям: от конкретного, данного в представлении, ко все более и более тощим абстракциям, пока не пришел бы к простейшим определениям. Отсюда пришлось бы пуститься в обратный путь, пока я не пришел бы, наконец, снова к населению, но на этот раз не как к хаотическому представлению о целом, а как к некоторой богатой совокупности многочисленных определений и отношений. Первый путь — это тот, по которому политическая экономия исторически следовала в период своего возникновения. Например, экономисты XVII столетия всегда начинают с живого целого, с населения, нации, государства, нескольких государств и т. д., но они всегда заканчивают тем, что путем анализа выделяют некоторые определяющие абстрактные всеобщие отношения, как разделение труда, денег, стоимость и т. д. Как только эти отдельные моменты были более или менее зафиксированы и абстрагированы, стали возникать экономические системы, восходившие от простейшего — труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и т. д.— к государству, международному обмену и мировому рынку. Но то, что лишь в частичном виде могло быть осуществлено буржуазными экономистами, оказалось продолженным и последовательно проведенным в научной политэкономии с ее ориентацией на системное раскрытие сущностных характеристик капиталистического способа производства. Сам способ достижения этого результата, состоящий в движении (развитии) мысли от абстрактных определений к их целостному комплексу, и есть не что иное, как метод, или принцип, восхождения от абстрактного к конкретному. Уточним, что понимается под " абстрактным" и под " конкретным". Абстрактное — это всякая выделенность, вырванность из целого, это любая сторона, момент, любая частичная связь внутри конкретного объекта, взятая в изоляции, в отрыве от других сторон, связей, в отрыве от целого. Под " абстрактным" в философской литературе понимается все вообще выделенное, обособленное, существующее " само по себе", в своей относительной независимости от всего другого, — любая " сторона", аспект или часть действительного целого, любой определенный фрагмент действительности или ее отражения в сознании. Если-берется политэкономическая система знания, то в качестве " абстрактного" будут выступать ее основные понятия (категории), принципы, законы. В их составе — категории " труд", " товар", " стоимость", " деньги", " капитал" и т. п.; каждая из них отражает ту или иную сторону или отношение реального объекта политической экономии как науки. Категории есть " ступени", " абстракции" в смысле отражения отдельных сторон, моментов целого, при их " разворачивании" в направлении к конкретному, при " восхождении" мысли по этим ступеням к целостному, тотальному представлению о конкретном. Конкретное выступает в двух формах: 1) в форме чувственно-конкретного, с которого начинается исследование, ведущее затем к образованию абстракций, и 2) в форме мысленно-конкретного, завершающего исследование на основе синтезирования ранее выделенных абстракций. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному называется " восхождением" (иногда употребляются термины «нисхождение", " спуск") от конкретного к абстрактному, а движение познания от абстрактного к мысленно-конкретному — " восхождением от абстрактного к конкретному". Чувственно-конкретное при этом надлежит понимать не в отражательно-созерцательном плане, равно как и мысленно-конкретное — не только в структурно-системном его измерении. " В отношении восхождения от конкретного к абстрактному важно подчеркнуть, что конкретное как его исходный пункт — это не чувственно-созерцаемая сторона познаваемого объекта, а сам объект, представленный в своей предполагаемой, но пока еще непознанной полноте. Под восхождением же этого конкретного имеется в виду познавательное движение от предметно-практического общения с объектом познания через предварительные попытки построения " абстрактных", т. е. состоящих из теоретических абстракций, научных концепций к нахождению подлинно научных узловых абстракций, позволяющих затем построить такую концепцию объекта, которая отличается уже реальной возможностью воспроизвести в движении теперь уже от абстрактного к конкретному генезис и развитие этого общества" (Готт B.C., Нарский И.С. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и его методологическая роль // Философские науки. 1986. № 2. С. 62). Применение " восхождения" происходит, когда: 1) осуществленной оказывается предварительная аналитическая работа по вычленению отдельных сторон объекта, т. е. по мысленному расчленению объекта, по формированию отдельных абстракций, среди которых предстоит еще найти абстракцию " начало" и абстракцию " клеточку", 2) обозначенной и определившейся хотя бы в общих чертах оказывается сама сущность исследуемого объекта. В процессе " восхождения" достигается логическое изложение уже имеющихся знаний. Однако неверным будет утверждение, что для этапа исследования характерно движение от предметно-конкретного к абстрактному (исходным идеализациям), процесс же научного изложения теоретического знания предстает как восхождение от абстрактного к теоретическому конкретному. Оба эти этапа едины не только в генетическом плане, не только в том отношении, что изложению должно предшествовать исследование. На втором этапе они взаимопереплетены, там тоже имеет место исследование. Способ (или метод, принцип) восхождения не есть только метод изложения, но и принцип исследования: здесь выявляются новые реальные связи, возможно выявление новых сторон, более точно познается сущность, закон функционирования объекта как конкретно-целого. Составными моментами восхождения от абстрактного к мысленно-конкретному как философского принципа является требование определения " начала" и " клеточки" исследования (выбора стратегического направления исследования объекта), ориентация на выявление существенных связей между элементами системы и нацеленность на обнаружение противоречий в процессе мысленного воспроизведения тотальной сущности объекта. Определение начала исследования. Важнейшей предпосылкой " восхождения" (так для краткости мы будем в дальнейшем называть движение познания от абстрактного к мысленно-конкретному) является предварительное представление о внешних и внутренних контурах объекта, о его целостности. Оно не есть еще расчлененная целостность, но целое, схваченное в его общей специфичности. " Реальный субъект остается, как и прежде, вне головы, существуя как нечто самостоятельное, и именно до тех пор, пока голова относится к нему лишь умозрительно, лишь теоретически. Поэтому и при теоретическом методе субъект, общество, должен постоянно витать в нашем представлении как предпосылка" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 12. С. 728). Иначе говоря, целое, в данном случае общество, является и началом научного исследования, и его результатом. В первом случае конкретное берется на феноменологическом уровне его освоения, во втором — на теоретическом, в снятом виде содержащем первоначальное о нем представление. " Начало" есть тот же " результат", они совпадают постольку, поскольку явления совпадают с сущностью. Движение от " начала" к " результату" должно быть систематическим обогащением " начала" сущностными характеристиками объекта. Получается поступательность и круговое движение познания. Гегель писал: " Существенным для науки является не столько то, что началом служит нечто исключительно непосредственное, а то, что все ее целое есть в самом деле круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее также и первым. Поэтому оказывается, с другой стороны, столь же необходимым рассматривать как результат то, во что движение возвращается обратно, как в свое основание. С этой точки зрения первое есть также и основание, а последнее нечто выводное; так как мы исходим из первого и путем правильных заключений приходим к последнему, как к основанию, то это основание есть результат... Далее, поступательное движение от того, что составляет начало, должно быть рассматриваемо как дальнейшее его определение, так что начало продолжает лежать в основании всего последующего и не исчезает из него... Благодаря именно такому поступательному движению начало теряет то, что в нем есть одностороннего вследствие этой определенности, вследствие того, что оно есть некое непосредственное и абстрактное вообще; оно становится неким опосредованным, и линия научного поступательного движения тем самым превращает себя в круг. Вместе с тем оказывается, что то, с чего начинают, еще не познается поистине в начале, так как оно в нем еще есть неразвитое, бессодержательное, и что лишь наука, и притом во всем ее развитии, есть его завершенное, содержательное и теперь только истинно обоснованное познание" (Гегель. Соч. М., 1937. Т. 5. С. 54-55). Установление " клеточки" восхождения к мысленно-конкретному. Если для " начала" характерной чертой является его соответствие " результату", то " клеточке" свойственны другие черты. Она есть только часть, элемент целостности. Она есть отношение, самое простое и основное. Такой " клеточкой" буржуазного общества является обмен товаров, а в системе политэкономических понятий — категория " товар". " Клеточка" буржуазного общества — обращаем внимание — не просто товар, но также и меновое отношение товаров: это отношение объединяет, связывает воедино и товары, и их стоимости, и их меновые стоимости. Капиталистический способ производства оказывается представленным имплицитно в понятиях " товар", " товарные отношения". Выход за рамки данного отношения, переход, допустим, к потребительной стоимости как к " клеточке" связан с потерей специфичности предмета исследования. И " начало", и " клеточка" соотносимы с конкретно-целым, с " результатом". Но если первое отношение (" начало" —" результат") есть отношение разных уровней познания об одном и том же предмете, то второе отношение (" клеточка" —" результат") есть отношение элемента и системы, части и целого, сущности предмета и основной, " массовид-ной" ее стороны. С этой стороны как " клеточки" и начинается воспроизведение в мышлении сущности предмета, других ее сторон, моментов, всего многообразия сущности. Ориентация на выявление существенных связей между элементами системы. Установление " клеточки" есть рубеж завершения эмпирического исследования и включения теоретического мышления. От " начала", представления о капитализме на уровне живого созерцания, взятом в качестве предпосылки, анализ идет к фрагментам сущности с использованием разных способов абстрагирования, разных методов эмпирического познания, а затем осуществляется теоретический синтез выявленных определений. Поступательность процесса " восхождения" не есть прямая линия чисто дедуктивного развития. Сам этот процесс сопряжен с процессом " нисхождения" к эмпирии, чувственно-предметному, а дедукция переплетается с индукцией. В процессе " восхождения", когда рассматривают его как способ мысленного воспроизведения сущности реального объекта, всегда имеет место не умозрение, оторванное от практики, от реальной действительности, а теоретическая обработка эмпирических фактов, установление новых реальных связей, корректировка умозрительных представлений о связях объекта в соответствии с логикой самого объекта. На этом пути сложного взаимодействия между процессами " восхождения" и " нисхождения" может возникнуть также потребность включить в состав прежних категорий какую-то новую категорию, обосновать такую необходимость и соответствующие связи, обратившись к практике познания. Может сложиться впечатление, что процесс " нисхождения" нарушает " восхождение", что имеет место регресс, шаг назад. Однако периодические " прорывы" цепи теоретического дедуцирования неиз- бежны и полезны для восхождения, имеющего целью максимально полное мысленное воспроизведение существенных, закономерных связей конкретного объекта. Важными средствами установления, выявления реальных связей являются анализ и синтез. Они не являются исключающими друг друга ни на стадии движения познания от чувственно-конкретного к абстрактному, ни на стадии " восхождения". На первой стадии исследования " анализ есть преимущественно изоляция сторон, а синтез — преимущественно сходство, одинаковость, внешняя связь изолированных сторон. В восхождении от абстрактного к конкретному имеет место в большей мере единство синтеза и анализа, различие представлено через единство, а единство есть внутренняя связь различного, т. е. синтез осуществляется через анализ, а анализ через синтез. Следовательно, так или иначе, мышление человека и на первой, и на второй стадии осуществляется в единстве противоположностей — анализа и синтеза. Кроме того, и сами стадии существуют как противоположности по отношению друг к другу: на первой преобладает анализ, притом преимущественно как фиксирование различие внешне сходных сторон, а на второй — синтез, внутренне единый со своей противоположностью, анализом". Вазюлин В. А. далее отмечает: восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой главную стадию в отображении ограниченного целого, ибо именно на этой стадии первостепенной задачей становится раскрытие внутренних связей, внутреннего единства сторон органического целого, иначе говоря, совокупности законов и закономерностей, сущности органического целого. " Восхождение" означает систематическое, поступательное развертывание (отображение) связей от простых к сложным и соответственно переход от менее сложных категорий к более сложным. Вследствие диалектики " простого" и " сложного" каждая из категорий характеризуется большей конкретностью по сравнению с той, которая ей предшествует, и меньшей — по сравнению с последующей. Причем предшествующая не только включается (в той или иной форме) в содержание более конкретной, но и может использоваться в качестве средства раскрытия содержания новой категории. В одной познавательной ситуации та или иная категория есть предмет и цель исследования, в другой ситуации — средство исследования других категорий. В обоих случаях выявляются разнообразные связи категорий, и в итоге они получают свое максимально полное определение, полную конкретность. Являясь ступенькой к мысленно-конкретному, средством достижения конкретного, каждая категория при наиболее полном своем самовыражении становится в известном смысле " конкретным". Проис- ходит не только переход " абстрактного" в " конкретное", но и " конкретного" в " абстрактное". В этом также находит свое выражение поступательного процесса " восхождения". При " восхождении" первостепенными для раскрытия сущности становятся связи субординации (что, естественно, нисколько не умаляет связей координации). Отношение " господствующее—подчиненное" становится ведущим для исследования. Принцип " восхождения" нацеливает мысль на рассмотрение сначала определяющей стороны, а затем стороны определяемой. Так, легко понять норму прибыли, если известны законы прибавочной стоимости. В обратном порядке невозможно понять ни того, ни другого. Стремление учитывать этого рода зависимость категорий друг от друга (т. е. отношение " господствующее—подчиненное") усложняет картину поступательного процесса " восхождения", генетически более простая категория (например, в политэкономии — земельная рента) может оказаться при структурно-логическом исследовании стоящей после генетически более сложной. Важнейшими моментами в исследовании существенных связей объекта выступают антиномические противоречия познания и раскрытие связей между противоположными сторонами, разрешение противоречий. Нацеленность на обнаружение противоречий тотальной сущности предмета. Эта нацеленность придает импульс процессу исследования и ведет к выявлению основных закономерностей предмета. Одной из характерных черт экономической " клеточки" капитализма была ее внутренняя противоречивость. В " Капитале" К. Маркса противоречия товара были развернуты до противоречия всего объекта исследования, до выявления главного закона функционирования капитализма. Само " начало" здесь служит своеобразным ориентиром, ведущим исследование от одного противоречия к другому, притом таким именно образом, что углубляется первоначальное (на уровне живого созерцания) знание об основном противоречии объекта; исследование противоречий вширь сочетается с движением вглубь и идет от сущности первого порядка к сущности второго порядка — вплоть до теоретического воспроизведения основной сущности, основного закона объекта. Такая нацеленность познания на противоречия, на раздвоение единого на противоположные стороны и выявление связей между ними, на разрешение противоречий составляет одно из важнейших нормативных требований " восхождения" как принципа или метода исследования. Движущей антиномией политэкономического анализа являются следующие положения: 1) " товар сводится к стоимости" и 2) " товар не сводится к стоимости". Ее разрешение предполагает изучение форм стоимости и реального обмена товаров. В таком анализе деньги предстают как та естественная форма, в которой само движение рынка находит средство разрешения противоречия простой формы стоимости, прямого обмена одного товара на другой товар. Разрешение одного противоречия означает появление другого, возникает противоречие между товаром и деньгами. При этом прежнее противоречие стоимости не устранилось, а приняло новую форму. Встает задача выявления условий, связанных с порождением прибавочной стоимости. Образуется новая антиномия. Она разрешается посредством поиска особого товара, с одной стороны, не нарушающего закона стоимости, а с другой — ему противоречащего, делающего возможным и необходимым прибавочную стоимость. Этим товаром оказалась рабочая сила. Итак, мы видим, что ориентация научного исследования на поиск реальных противоречий предмета, выражающаяся зачастую в формулировании противоречий-антиномий самой теории, является движущей силой развития теории и способом выявления внутренней сущности объекта, закономерностей и тенденций его развития. В содержании принципа восхождения от абстрактного к конкретному оказывается включенным весь категориальный аппарат диалектики, все его законы (перехода количества в качество, отрицания отрицания и др.); они обслуживают его, обеспечивая выполнение главной его задачи: мысленного, теоретического воспроизведения сущности исследуемого объекта. Встает вопрос: везде ли в науке применим принцип восхожденич от абстрактного к конкретному? Некоторые полагают, что данный принцип всеобщ в том смысле, что он применим во всех науках. Встречаются попытки показать, например, что принцип восхождения от абстрактного к конкретному применял Дж. К. Максвелл при создании теории электромагнитного поля. Аналогичные утверждения делаются относительно теории естественного отбора Ч. Дарвина, теории относительности А. Эйнштейна и многих других теорий частных наук. Создается впечатление, что всякий синтез научных данных, осуществляемый на базе предварительно проведенного анализа, уже и есть метод восхождения от абстрактного к конкретному. Прежде всего не следует смешивать то, что всегда делалось под напором самого научного материала и естественного движения познания от явления кусущности, от живого созерцания к абстракциям, затем к их единству без должного осознания того, что в ходе этого процесса реализуется диалектический принцип, принцип воспроизведения структуры и развития объекта, — с ясно сознаваемым методологическим принципом как составным элементом диалектической логики. Здесь примерно такое же различие, как и между материалистической диалектикой и диалектикой стихийной. Во-вторых, нужно убедиться, действительно ли в рассматриваемых теориях была установка на поиск " начала" и " клеточки" теории и какие антиномии-противоречия в их логической последовательности от " клеточки" до " результата" при этом разрешались. Нисколько не преуменьшая подвига в науке, совершенного Дж. К. Максвеллом, Ч. Дарвином, А. Эйнштейном и другими выдающимися учеными, мы все-таки должны быть объективными и признать, что принцип восхождения именно как методологический принцип в этих теориях не применялся, хотя, конечно, какие-то черты в них и проявились. С другой стороны, можно быть хорошо знакомым с содержанием и назначением данного принципа, пытаться реализовать его, но не получить желаемых результатов. В сложном положении, например, оказался известный специалист по правовой науке Д. А. Керимов, поставивший такую задачу в книге " Философские основания политико-правовых исследований". Его доводы в пользу теоретизации этой науки, как и критика им эмпиризма, являются достаточно убедительными. Д. А. Керимов ставит вопрос о нахождении " клеточки". Он пишет, что в юридической науке попытки выдвинуть в качестве " клеточки" правовую норму или правоотношение " не увенчались успехом по той простой причине, что сами эти " клеточки" имеют своим началом факторы, далеко уходящие вглубь социально-экономической жизни общества. Думается, что таким исходным началом в системе юридической науки являются не общественные отношения вообще, а те из них, которые с закономерной необходимостью нуждаются в правовом регулировании. Найти же общий объективный критерий этой необходимости в правовом регулировании общественных отношений — актуальнейшая задача юридической науки, требующая для своего разрешения коллективных усилий всех ее представителей" (Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986. С. 118—119). Д. А. Керимов считает, что " центральным пунктом проникновения от политико-правовых феноменов к их сущности и восхождения от сущности политико-правовых феноменов к их конкретным проявлениям являются определения политики и права" (Там же. С. 125). Д. А. Керимову так и не удалось вьщелить " клеточку" данной науки, как и системы противоречий, разрешение которых вело бы к последовательному логическому воспроизведению сущности предмета и выявлению главных законов его функционирования и развития. B.C. Готт и И.С. Нарский указывают на правомерность двух тенденций в трактовке восхождения от абстрактного к конкретному. Одна из них состоит в отождествлении его с формально-логической дедукцией, другая — в подмене его всяким описанием движения объекта, его познания от прошлого через настоящее к будущему или от простого к сложному. Восхождение отмечают они, означает исследование движения уже " ухваченной" сущности данного объекта, а значит, объективного развития данной сущности с учетом вытекающих из нее и изменяющихся на основе ее развития явлений. Это движение от менее развитой сущности к более развитой. Такое теоретическое движение в наиболее полной доступной исследователю форме соответствует историческому пути развития основных движущих противоречий данного объекта, а значит, воплощает единство логического и исторического при учете, однако, того, что отношения в зрелом объекте перестраиваются и несколько отличаются от порядка связей в ходе его развития, а тем более становления. Возможность применения метода восхождения зависит, таким образом, от характера самой науки (есть ведь и чисто описательные научные дисциплины, и такие, специфический объект которых в принципе лишен саморазвития или " нижней" границы существования) и от достигнутого ныне общего уровня развития данной науки (фитопалеонтология или петрография, например, уровня, необходимого для восхождения, не достигли) (Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и его методологическая роль // Философские науки. 1986. № 2. С. 67, 68). Метод восхождения от абстрактного к конкретному может иметь разные формы своего применения в зависимости от специфики предмета науки и разную полноту своей реализации. В одних случаях он позволяет установить исходную " клеточку" исследования, в других — и " клеточку", и " начало". Но и это немало для научных исследований, объект которых не имеет в своем генезисе этапа становления.
|