О вечности и бесконечности мира
Перестанем думать, будто бог сотворил мир, чтобы уничтожить его и создать новый, подобно ребенку, строящему карточный домик, чтобы иметь удовольствие его разрушить и построить снова; оставим эти детские идеи тем, кто считает, что всеобщий пожар уничтожит вселенную и что бог создаст затем новое небо и новую землю. Форма мира изменяется и будет непрерывно изменяться; это превращение связано с его сущностью. Но субстанция не будет уничтожена; ничто из субстанции не может быть уничтожено. Этот вывод естественным образом вытекает из того, что было установлено выше относительно происхождения мира, а именно, что божественной природе свойственно не только существовать, но и давать также существование вне себя другой природе, миру, который всегда остается, несмотря на то, что его форма непрерывно изменяется. Для бога так же невозможно уничтожить мир, или что-нибудь в мире, как и уничтожить самого себя, ибо мир существует необходимым образом, не в силу совершенства своего существа, а в силу совершенства существа божия. Если бы мир был уничтожен, то бог потерял бы присущее ему прекрасное преимущество, свое неотъемлемое преимущество давать существование вне себя другому существу. Существование мира зависит от природы бога, а не от его воли. Способность уничтожить или отнять существование есть фантазия, ибо всякое существо необходимо либо само по себе, либо благодаря тому существу, которое дает ему существование. Мир всегда существовал и всегда будет существовать. Акт бога постоянен. Несотворенное существо есть не только достаточная, но и необходимая причина существования сотворенной природы. Оно не может существовать без последней. Могут произойти пожары, потопы, распады и другие катастрофы в природе, но природа переживет все эти события и не погибнет. ... Неправильно называть изменение формы концом или уничтожением мира. Все формы, которые он принимает и которые он последовательно будет принимать, каковы бы они ни были, одинаково присущи ему. Они появляются в необходимом процессе его развития, они заменяют друг друга, и их непрерывность со- ставляет последовательное существование мира, не являясь вовсе концом или уничтожением его. Если бы наша земля погибла от подземного огня, распространившегося от центра к поверхности ее, или от столкновения с кометой, или от какого-нибудь другого подобного естественного явления, то это было бы менее значительным событием по отношению к вселенной, чем падение хижины, опрокинутой порывом ветра на землю. Нужно быть очень наивным, чтобы видеть в таком событии конец мира. Не будем приписывать земле больше значения в системе вселенной, чем она в действительности имеет. Она не всегда находилась в том состоянии, в котором она находится сейчас, и она не всегда будет в нем находиться. Она испытала различные катастрофы, она испытывает их еще, но все эти изменения входят необходимыми элементами в план вселенной и не являются ни признаком дряхлости природы, ни предвестником ее уничтожения. Робинэ Ж. Б. О природе. М., 1935. С. 377—379. Хондорсе Мари Жан Антуан Никола (1743—1794) — французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. Основное философское произведение — «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» — вышло посмертно (в 1795 г.).
|