Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О воспитании





В каждой стране искусство формировать людей так тесно свя­зано с формой правления, что какое-либо значительное измене­ние в общественном воспитании вряд ли возможно без измене­ний в самом государственном строе.

Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещен­ных умов и более добродетельных душ. Относительно первой задачи воспитания мы должны брать пример с греков, потому что телесные упражнения были у них в почете и эти упражнения являлись даже частью их медицины. Что же касается средств сделать умы более просвещенными и души более сильными и добродетельными, то мне кажется, что, указав на важность вы­бора предметов, которыми мы заполняем нашу память, и на лег­кость, с которой можно зажигать в нас сильные страсти и на­правлять их к общественному благу, я достаточно дал понять просвещенному читателю, какому плану нужно следовать для усовершенствования общественного воспитания.

Мы столь далеки от всякой реформы в деле воспитания, что я не буду входить в подробности, всегда скучные, когда они бес­полезны. Я замечу только, что мы не соглашаемся в этой облас­ти даже на изменение наиболее грубых и наиболее легко испра-


вимых злоупотреблений. Кто сомневается, например, в том, что для получения всего, что человек в состоянии дать, он должен наилучшим образом распределить свое время? Кто сомневается в том, что успех зависит отчасти от умелого пользования време­нем? И кто, убедившись в этой истине, не замечает с первого же взгляда, какие перемены можно было совершить в обществен­ном воспитании?

Так, необходимо посвятить некоторое время разумному изу­чению родного языка. Как нелепо терять восемь или десять лет жизни на то, чтобы изучать мертвый язык, который забывается сейчас же по окончании школы, потому что он почти совершен­но непригоден в обыденной жизни? Напрасно мне возразят, что если молодых людей так долго держат в гимназиях, то не столько для изучения латыни, сколько для того, чтобы внушить им при­вычку к труду и прилежанию. Разве нельзя было бы для дости­жения этой цели предложить им занятие менее неблагодарное и неприятное? Неужели не боятся притупить в них ту природную любознательность, которая одушевляет нас в ранней молодости? Насколько укрепилась бы эта любознательность, если бы бес­смысленное изучение слов заменили изучением физики, исто­рии, математики, нравственности, поэзии и т.д? Мне могут ска­зать, что изучение мертвых языков выполняет отчасти эту зада­чу. Оно требует переводов и пояснений авторов; оно наполняет, следовательно, головы людей идеями, содержащимися в лучших произведениях древности. На это я отвечу, что нет ничего более нелепого, чем посвящать много лет тому, чтобы вложить в па­мять немногие факты или идеи, которые с помощью переводов можно запомнить в два-три месяца...

Не лучше ли было бы эти годы, отданные на изучение слов, употребить на изучение других фактов, особенно относящихся к нашей будущей возможной деятельности?.. Образование юноши должно дать ему возможность выбирать между различными пу­тями; гений должен быть свободен. Существуют знания, необ­ходимые для каждого гражданина; таково знание принципов нрав­ственности и законов своего государства. Все мои требования сво­дятся к тому, чтобы память молодого человека заполнялась иде­ями и предметами, относящимися к его вероятному поприщу...

Почему... с таким пренебрежением относятся к воспитанию государей и вельмож и вообще всех лиц, которые призваны за-


нимать высокие должности? Неужели же неизвестно, какое силь­ное влияние имеют добродетели и особенно просвещенность вы­сокопоставленных лиц на счастье или несчастье государства? Почему же представлять случайностям столь важную для управ­ления сторону?..

Если даже воспитание самих государей представлено случаю, то кто же позаботится о воспитании частных лиц?..

В государствах деспотических нужно отказаться от надежды создать людей, выдающихся добродетелями или талантами. Иначе в государствах монархических. Здесь... можно рискнуть на та­кое предприятие с некоторой надеждой на успех; но в то же вре­мя приходится признать, что успех будет тем сомнительнее, чем больше монархическая форма правления будет приближаться к форме деспотической или чем испорченнее будут нравы.

Гельвеции. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1973. С. 595—603.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 600. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия