Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Об обществе, политике и государстве





Любовь к обществу — естественное чувство человека, разви­ваемое и культивируемое разумом. Создав человека существом, обладающим способностью чувствовать, природа вдохнула в него любовь к наслаждению и страх перед страданием. Общество яв­ляется произведением природы, поскольку именно природа обус­ловливает жизнь человека в обществе. Любовь к обществу, или чувства общественности, есть чувство вторичное, являющееся пло дрм опыта и рассудка...

Человек живет в обществе потому, что именно там природа


предопределяет его рождение; он любит это общество, так как считает его необходимым для себя. Поэтому, когда говорят, что любовь к обществу — чувство естественное, это значит, что че­ловек, стремясь к самосохранению и счастью, дорожит средства­ми, дающими ему возможность их обеспечить; рожденный со способностью чувствовать, он предпочитает хорошее дурному; будучи восприимчивым к опыту и способным к размышлению, он поступает рассудительно, т.е. проявляет способность сравни­вать преимущества, доставляемые ему общественной жизнью, с испытаниями, которые выпали бы ему на долю вне общества. На основе опыта, размышлений и сравнений человек предпочитает положение, которое обеспечивает ему сообразное с его сущнос­тью приятное существование неприятному, беспокойному и ли­шающему его всякой помощи одиночеству.

Словом, человек любит общество потому, что ценит благо­получие и чувствует себя хорошо, находясь в безопасности. Эти чувства естественны, т.е. вытекают из самой сущности или при­роды существа, которое стремится к самосохранению, любит себя, жаждет счастливой жизни и с горячностью прибегает к средствам ее достижения. Все доказывает человеку, что общественная жизнь ставит его в более выгодное положение, привычка привязывает его к обществу, и он чувствует себя несчастным, как только ока­зывается без поддержки себе подобных. Таковы действительные основы чувства общественности.

Там же. Т. 2. С. 87—88.

Если общество или те, кто руководит его деятельностью, вме­сто того чтобы обеспечить всем гражданам возможность исполь­зовать свои природные способности, стремится лишить их этой возможности; если правители принуждают граждан к бесполез­ным, мучительным и напрасным жертвам; если они ставят пре­поны работе граждан или их предприимчивости и не дают им ни счастья, ни безопасности, — тогда человек перестает видеть в объе­динении какие-либо преимущества и либо покидает общество, либо остается в нем, не испытывая к нему прежней привязанно­сти. Человек не может любить общество, если оно не создает условий для его счастья; если общество лишает человека всех благ, стремление к которым обусловлено его природой, или от­казывает ему в том, что необходимо для самосохранения, он кон-


чит тем, что проникнется к нему ненавистью, покинет его или даже будет ему вредить.

Итак, именно в порочности общества причина испорченнос­ти его членов.

Там же. С. 93—94.

Люди плохи только потому, что им не известны их собствен­ные интересы, истинная цель их объединения в общество, реаль­ные преимущества, какие они могут от этого получить; они не знают, в чем очарование добродетели, а часто даже в чем состоит эта добродетель. Неведение людей и их испорченность увекове­чиваются тем, что их обманывают как относительно подлинного счастья, так и относительно средств его достижения.

Там же. С. 99.

Гражданин должен подчинить обществу свои желания, стра­сти и интересы; только при этом условии оно окажет ему покро­вительство и поддержку в деле обеспечения тех преимуществ, на получение которых он может надеяться по справедливости... ни один гражданин, ни одна группа граждан и ни одно сословие какого-нибудь народа не вправе в нарушение справедливости до­биваться для себя предпочтения перед всеми остальными.

Там же. С. 232.

Именно угнетение, несправедливость, тирания делают народ мятежным; народ ненавидит своих властителей только тогда, ког­да они достойны ненависти. Даже самые грубые, неотесанные люди стремятся к счастью и ощущают его...

Если у народа нет твердых нравственных устоев, это говорит о том, что у него нерадивые и развращенные правители. Празд­ность, распутство, многочисленные преступления, нищенство являются несомненными признаками того, что нацией плохо уп­равляют...

Просвещение народов должно быть самой важной заботой всякого правительства...

Одни лишь тираны заинтересованы в том, чтобы народ не имел ни знаний, ни разума, ни воли; несправедливое правитель­ство стремится довести народ до состояния отупевших живот­ных, так как просвещение дало бы ему возможность осознать свое жалкое положение и увидеть всю глубину своих несчастий; препятствия, чинимые народному образованию, являются нео-


споримым свидетельством порочности систему управления и полнейшего нежелания властей управлять лучше.

Там же. С. 247—248.

Люди являются рабами только потому, что они робки, неве­жественны и безрассудны. Если в каких-либо странах и царит свобода, это происходит там, где верховная власть принадлежит разуму.

Там же. С. 294.

Политика — это искусство управлять людьми или заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества...

Способность заставлять все частные устремления человечес­ких воль содействовать осуществлению общего плана, часто про­тиворечащего склонностям, личным интересам и предрассудкам людей, умение подчинять их общественной воле, определяемой законом, — поистине высшее проявление мудрости, наученной жизненным опытом или просвещенной философией. Лишь са­мая совершенная мудрость способна обеспечить различным пру­жинам государственного механизма ту степень напряжения, ка­кую они могут выдержать; лишь самый глубокий разум может изобрести новые пружины, которыми время от времени необхо­димо заменять старые, когда последние в силу тех или иных об­стоятельств перестают действовать эффективно.

Там же. С. 380—381.

Нас могут спросить, каковы же те средства, которые, дей­ствуя незаметно, не приостанавливая и не нарушая развития об­щественного организма, помогают ему избавиться от всего, что наносит ему вред? Для этого не существует более верных средств, чем воспитание и образование.

Если власти позволят подданным получать образование, если те, кто призваны стать государственными деятелями и чье на­значение состоит в заботе о народе, сами освободятся от предрас­судков и поймут всю опасность их последствий, они смогут сдер­жать буйную горячность слепой и неосторожной толпы, свет ра­зума начнет распространяться все шире и шире, и постепенно все части нации получат соответствующие их призванию и достаточ­но обширные познания.

Там же. С. 395—396.


Этика

Живи для себя, для своих ближних; углубись в самого себя; присмотрись затем к окружающим тебя разумным существам и оставь богов, которые ничего не могут сделать для твоего счас­тья. Наслаждайся сам и давай насладиться другим... Будь же счастлив, человек, природа зовет тебя к этому. Но помни, что ты не можешь быть счастливым в одиночку; я призываю к счастью наряду с тобой всех смертных; только сделав их счастливыми, ты будешь счастлив сам — такова воля судьбы; помни, что, если ты попытаешься уклониться от нее, ненависть, месть и угрызе­ния совести всегда наготове, чтобы наказать тебя за нарушение ее бесповоротных повелений.

Поэтому, о человек, какое бы место ты ни занимал в жизни, иди путем, который ты начертал себе для достижения доступно­го тебе счастья. Во имя гуманности не забывай о судьбе своих ближних; пусть твое сердце относится с состраданием к злополу-чиям других людей; пусть твоя щедрая рука будет готова к помо­щи несчастному, удрученному своей судьбой; помни, что может прийти и твой черед для несчастья, и знай, что всякий несчаст­ный вправе требовать от тебя участия. Относись особенно чутко к слезам угнетенной невинности; приюти на своей груди страж­дущую добродетель; пусть твое добродетельное сердце будет согрето мягкой теплотой искренней дружбы; пусть уважение воз­любленной подруги заставит тебя забыть тяготы жизни и ты бу­дешь верен ей, как и она тебе; пусть твои дети на глазах доброде­тельных и дружно живущих родителей научатся добродетели; пусть они, будучи предметом забот твоего зрелого возраста, ок­ружат твою старость заботами, которыми ты окружил их нера­зумное детство.

Будь справедлив, потому что справедливость — опора чело­веческого рода. Будь добр, потому что доброта покоряет все сер­дца. Будь снисходителен, потому что ты сам слаб и живешь с существами столь же слабыми, как и ты. Будь мягок, потому что мягкость порождает привязанность. Будь признателен, пото­му что признательность питает доброту. Будь скромен, потому что гордость задевает самолюбие людей и возмущает их. Про­щай оскорбления, потому что месть только увековечивает враж­ду. Твори добро своему обидчику, чтобы показать ему, что ты выше его, и старайся снискать его дружбу. Будь воздержен, уме­рен, целомудрен, потому что сладострастие, невоздержанность


и излишества разрушают твое здоровье и сделают тебя презрен­ным в чужих глазах.

Будь гражданином, потому что твое отечество необходимо для твоей безопасности, твоих удовольствий, твоего благополу­чия. Будь верным и послушным законной власти, потому что она необходима для сохранения общества, в свою очередь необ­ходимого для тебя самого. Повинуйся законам, потому что они — выражение общественной воли, которой должна быть подчинена твоя частная воля. Защищай свою страну, потому что она делает тебя счастливым и в ней — твое достояние и все самые дорогие для тебя существа. Не допускай, чтобы эта мать твоя и твоих сограждан подпала под иго тирании, потому что тогда родина превратится для тебя в темницу. Если твое несправедливое оте­чество отказывает тебе в счастье; если, подчиняясь неправедной власти, оно допускает, чтобы тебя угнетали, — покинь его молча и никогда не заводи в нем смут.

Одним словом, будь человеком, разумным существом, вер­ным супругом, нежным отцом, справедливым хозяином, усерд­ным гражданином; старайся служить родине своими силами, та­лантами, умением, добродетелями...

Не жалуйся же на свою судьбу. Будь справедлив, добр и доб­родетелен, и ты никогда не будешь лишен удовольствий...

Такова совокупность истин, заключающихся в кодексе при­роды.

Там же. С. 675—681.

Атеизм

Если мы захотим понять сущность наших представлений о божестве, то должны будем признать, что словом бог люди все­гда обозначают наиболее скрытую, далекую и неизвестную при­чину наблюдаемых ими явлений; они употребляют это слово лишь в тех случаях, когда перестают разбираться в механизме есте­ственных и известных им причин; утратив из виду последова­тельность и связь этих причин, они прекращают свои поиски; чтобы покончить с затруднениями, называют богом последнюю причину, т.е. ту, которая находится за гранью всех известных им причин; таким образом, они дают лишь туманное название неко­торой неизвестной причине, перед которой останавливаются под влиянием лености мысли или ограниченности своих познаний. Во всех тех случаях, когда говорят, что бог есть виновник какого-


либо явления, это означает просто, что не знают, как могло про­изойти подобное явление при помощи известных нам в природе сил или причин...

Если незнание природы породило богов, то познание ее долж­но их уничтожить. С ростом знаний человека растут его силы и его орудия; науки, искусства, ремесла оказывают ему свою по­мощь; опыт делает его более уверенным, помогая ему оказывать сопротивление многим явлениям, перестающим пугать его, лишь только он познает их. Одним словом, людские страхи рассеива­ются по мере роста просвещения. Просвещенный человек пере­стает быть суеверным.

Там же. С. 368, 375.

... христианская религия во все времена была источником раздоров и смут. Христиане всегда оказывались обманутыми жер­твами религиозных страстей. Священники во все времена стави­ли себе целью господствовать и жить в почете за счет верующих, всецело на них полагавшихся...

Если взять за мерило наших суждений о человеке пользу или ущерб для общества, мы увидим, что величайшие святые часто причиняли роду человеческому больше зла, чем самые отъяв­ленные преступники. В самом деле, найдется ли такой разбой­ник или убийца, который погубил бы такое множество граждан, как эти короли-гонители, которые часто убивали тысячи поддан­ных для укрепления или распространения веры? Найдется ли мятежник, который произвел бы в какой-нибудь нации такие опустошения, как большинство фанатичных или развратных свя­тых, столько раз призывавших к мятежу и нетерпимости?..

Только разум может сделать людей лучше. Вера всегда бу­дет создавать только рабов, глупо упорствующих во взглядах своих тиранов...

Религиозная нравственность всегда будет только нравствен­ностью попов, живущих за счет религии. Она всегда будет ме­няться в соответствии с их интересами, фантазиями, групповы­ми целями. Истинная нравственность неизменно базируется на реальных и непреходящих интересах рода человеческого, кото­рые не могут подвергаться изменениям.

Гольбах. Галерея святых. М., 1962. С. 274, 280.


Робине Жан Батист Рене (1735—1820) — французский фи­лософ-материалист, деист. Основное сочинение — «О при­роде» (1761-1766).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1134. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия