Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В чем состоят особенности социального познания?





Специфика социального познания прежде всего определяется особенностями социального объекта, которым является общество, ибо оно развивается по своим, присущим только ему законам, которые характеризуются тем, что в обществе действуют люди, наделенные сознанием, что деятельность всегда и во всем имеет в себе элемент сознательности, цели, идеи; далее, необходимым компонентом общественного движения является мир вещей, предметов культуры, созданных человеком в процессе его трудовой деятельности и включенный в контекст общественного бытия; в-третьих, общественное развитие несравненно более динамично по сравнению с природой и поэтому социальное познание развивается в соответствии с развитием самого общественного бытия; в-четвертых, общественные процессы носят статистический характер и проявляются, подчеркнем еще раз, в деятельности людей.

Характеризуя социальное познание, следует сказать, что
носителем его является не сам по себе субъект или сам по себе объект, а субъект и объект социального познания существуют друг через друга (один в другом), в то же время, в одном и том же отношении взаимоисключают друг друга. Более того, диалектика субъекта и объекта социального познания предстает как самопознание, как саморефлексия, так как в своих развитых формах естествознание выступает как знание об объекте (т.е. природе) практического действия людей, социальное же познание есть знание об субъекте деятельности, т.е. об обществе. В социальном познании, следовательно, все вращается в сфере человеческого, субъектного. Объект познания – люди, субъект познания – также люди, а сам процесс познания осуществляется этими же людьми. Вот откуда и выясняется великая роль субъективного фактора.

Но социальное познание предполагает не абстрактное, отвлеченное, внеисторическое, а исторически конкретное понимание субъекта и объекта, которые втянуты в процесс взаимодеятельности, связанной с выяснением материальных интересов людей и формирующихся на их основе социальных идей, целей, идеалов.

В связи с этим, следует сказать, что социальное познание все целиком и полностью зиждется на интересах и потребностях людей. Вот они-то (эти интересы и потребности) служат прочным фундаментом всего социального познания, всех его многочисленных проблем; более того, с полной уверенностью можно сказать, что социальное познание, отражающее интересы людей, всегда и во всем идеологизированное познание, на нем висит «свинцовый груз» общественных интересов и поэтому прав Гоббс, утверждавший, что «геометрические теоремы опровергались бы, если бы они затрагивали интересы людей».

Интерес – это не что иное, как стремление людей, удовлетворяя свои потребности, выяснять свое реальное положение в обществе относительно: а) условий своей работы (продолжительности рабочего дня, интенсивности труда); б) условий быта; в) цен на продукты, услуги; г) получаемой заработной платы за свой труд и т.д. Интересы – это по сути дела – отражение реального положения людей в обществе, важнейший фактор причин действий. Всякий материальный (общественный) интерес проходит разные степени своего осознания и выкристаллизированности в идеях, целях, теориях, учениях. Идея, будучи духовным способом познания действий социальных субъектов, оказывает влияние на весь общественный ансамбль познания и практики. Поэтому когда мы говорим об истине в сфере социального познания, всегда должны понимать, что истина в обществе не существует в социальном вакууме, она всегда связана с социальной средой, интересами людей и служит их отражением. В социальном познании учение об истине не может быть определено в пределах «чистой гносеологии» и влияние идей здесь не находится в непосредственном соответствии с их истинностью или ложностью, на них всегда «лежит проклятие» быть отягощенными интересами. Вот почему проблема истины и социального познания столь сложны, запутаны, противоречивы.

В силу указанных особенностей социальное познание всегда идеологично, тенденциозно, предвзято, пристрастно; идеологический «привесок» никогда в обществе, разделенном на классы, не может быть элиминирован, он вечно будет находиться в центре социального познания, как косточка всегда находится в плоде. По этой причине в социальном познании отражается не только интеллектуальный уровень общества, но и социальная позиция носителя истины (идеи). Все это вызывает возможность фальсификации социальных явлений, их некорректного, далекого от объективной истины толкования.

Таким образом, социальное познание, как и познание в целом не есть «чистая» теория, удаленная и ютящаяся где-то вдали от земных забот и тревог; теория познания, выясняющая границы и возможности познания, прямо и опосредованно связана с деятельностью и отношениями людей, в конечном счете концентрируется вокруг вопросов об истине, о верном и правильном пути, человеческих действиях, которые реализуются в общественном бытии людей, в многообразных формах культуры. Вместе с тем, следует не допускать чрезмерной идеологизации знаний, истины в ущерб ее объективности, конкретности, предметности, т.е. подлинной научности.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1590. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия