И методологии познания общественных явлений?
Люди всегда задумывались о смысле собственного бытия, хотели понять, что такое общество, каковы истинные причины его существования и развития. Современное понимание общества исходит из того, что оно представляет собой целостную, саморазвивающуюся, открытую систему, находящуюся в состоянии непрерывного взаимодействия с окружающей его природной средой по обмену веществом, энергией и информацией. Обладая более высокой степенью организации нежели окружающая его природа, общество постоянно должно обладать информацией как о состоянии окружающей среды, так и своих возможностях для эффективного обмена веществом и энергией. Достижение данной цели возможно при условии всестороннего знания и познания не только сущности природных явлений, но и знание своей собственной сущности. Сущность общественных процессов, структура и закономерности общества изучаются социальной философией, которая выступает методологической основой изучения общественных явлений и процессов. Для выявления сущности социальной философии как теории и методологии познания социальной реальности необходимо отметить, что в современной литературе понятие «социальное» употребляется в узком и широком значениях. В широком понимании понятие «социальное» употребляется в значении «общественное». В данном случае они выступают как синонимы, ибо обозначают все происходящие в обществе явления, отличные от процессов, происходящих в природе. В узком понимании «социальное» употребляется для обозначения особого комплекса общественных явлений, составляющих содержание той сферы, в которой решается круг проблем, затрагивающих интересы людей, реализация которых осуществляется посредством специфических социальных отношений. В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смысле слова и исследуются процессы в обществе в целом и их специфическое проявление в социальной сфере. Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, то есть на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Ее в первую очередь интересуют не столько специфические особенности, скажем, экономических, политических или же духовных явлений (это главным образом предмет других наук), сколько их место в целостной структуре общества и та роль, которую они играют в его существовании и развитии. Социальная философия рассматривает также взаимодействия между собой различных сообществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом, взаимодействие объективных и субъективных сторон, закономерности его развития. Общество, социальная система — это прежде всего люди в их общественных связях и отношениях, которые реализуются в многообразных видах практической деятельности. Различные виды деятельности людей и общественные отношения составляют основное содержание общественной жизни и представляют собой исходные начала и основные факторы становления, функционирования и развития любого общества. Именно поэтому они являются предметом внимания и изучения социальной философии. Социальная философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общественных отношений людей. Она исследует объективные побудительные силы их деятельности, в качестве которых выступают объективные потребности и объективные интересы. Общество для сохранения себя как целостности должно постоянно удовлетворять потребности, имеющие объективный и конкретно-исторический характер, в первую очередь потребности людей, составляющих конкретное общество. Степень удовлетворения потребностей выступает доказательством эффективности функционирования общества как системы. Таким образом, социальная философия решает многие общие вопросы, касающиеся природы и сущности того или иного общества, взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса. С этими вопросами сталкиваются при исследовании своих проблем различные общественные науки: история, социология, экономическая теория, социальная психология, правовая наука и др. Социальная философия помогает представителям различных наук находить решения их специфических проблем. В этом своем качестве социальная философия выступает методологической основой общественных наук, помогая им осмыслить место в обществе тех явлений, которые изучает та или иная наука. Все богатство и сложность общественной жизни не в состоянии выразить ни одна наука. Воссоздавая общую модель общества и его отдельных сторон, социальная философия способствует пониманию сущности различных общественных явлений, вскрывает основные закономерные связи между различными сторонами социальной системы. Социальная философия выполняет ряд функций. Прежде всего это мировоззренческая функция, посредством которой формируются у человека общие воззрения на социальный мир, на закономерности существования и развития общества, определенным образом решаются вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, целях и смысле его жизни и т.д. Все эти проблемы ставятся и решаются в рамках различных школ материалистической, идеалистической и религиозной философии. Важной для социальной философии является теоретическая функция, позволяющая проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях и закономерностях развития общественных явлений и общества в целом. Выполняя мировоззренческую и теоретическую функцию, социальная философия обретает и методологическую функцию, суть которой заключается в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, социологических, юридических, экономических, психологических и других наук. И наконец, важной является прогностическая функция социальной философии. Раскрывая общественное значение различных форм деятельности и их роль для самоутверждения человека в обществе, показывая характер самого общества, динамику и направленность его развития, социальная философия содействует тому, чтобы люди осознавали ближайшие и отдаленные последствия своих действий для них самих и других людей, социальных групп и, возможно, для всего общества. Ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможные ближайшие и отдаленные последствия деятельности людей, содержание которой, собственно, определяет содержание общественного развития. На основе такого предвидения становится возможным сознательно строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества. Выполняя перечисленные выше функции, социальная философия исходит из диалектико-материалистических принципов: - социального детерминизма, ориентирующего при исследовании социальных явлений на всесторонний учет существующих между ними причинно-следственных и закономерных связей и отношений; - принцип историзма, ориентирующего при исследовании общественных явлений и процессов рассматривать их в постоянной динамике, исторически развивающемся социальном контексте; - принцип противоречивости, ориентирует исследователя на выявление тех социальных противоречий, которые выступают источником развития и составляют суть конкретных общественных явлений и процессов; - принцип конкретности требует исходить из конкретного состояния явлений и процессов, а не приписывать того, чего у них нет независимо от субъективных установок. Всесторонний учет основных функций социальной философии, следование основным ее принципам позволит избежать субъективизма не только в обществознании, но и в управлении обществом, ибо субъективизм в управлении есть ни что иное, как хорошее желание, но плохое понимание сущности того, чем управляют.
|