Результаты обучения в игровой форме
Опрос студентов, ответы на контрольные вопросы курса «Менеджмент» указывают на полученную ими подготовку в следующих направлениях: Ø оценка управленческой ситуации как совокупности внутренних и внешних меняющихся условий; Ø переход на единый язык делового общения с помощью бизнес-плана, используемого для разработки проекта; Ø реализация общих целей путем самостоятельного формирования команды единомышленников, включающего выбор неформального лидера, распределение ролей, создание оргструктуры организации и системы отношений, отработку принятия управленческих решений; Ø отработка навыков вариативного мышления, принятие оперативных решений в реальном масштабе времени; Ø умение работать в конкурентной ситуации, требующей своего ноу-хау, защиты новшества, обнаружения слабых мест конкурента, публичной борьбы, поиска скрытой информации о нем; Ø способность к цивилизованной борьбе с конкурентом, грамотная полемика с оппонентом; Ø отбор необходимой информации, изучение законодательной базы, закономерностей управления объектом, технологии, организации, маркетинга и т.д.; Ø подготовка развернутого бизнес-плана для реальных условий. Практический выход деловой игры
Реальность и практическая ценность проекта, создаваемого в процессе игры, подтверждаются отзывами ректоров крупнейших вузов, полученными командами. Некоторые команды даже получили приглашение для создания факультета менеджмента в вузах, которым предназначался бизнес-план. Проблемы дальнейшего развития
Накопленный опыт позволил сформулировать три группы проблем: 1) расширение работы со студентами требует: ü разработки методологии обучения по решению проблем, ü создания методики организации коллективной деятельности, ü мотивации активной деятельности студента в обучении, ü развития общего уровня личности студента, ü углубления знаний в предметной области управления; 2) работа преподавателей требует: ü психологической и технической подготовки, ü комплексного освоения финансов и менеджмента, ü освоения методологии деятельности по решению проблем, ü мотивации активной деятельности, ü формирования игровой команды по взаимозаменяемости, возрастному составу, способности к самосовершенствованию, ü методического обеспечения игровой формы проведения занятий; 3) организационные вопросы освоения игровых форм обучения требуют: ü поэтапной реконструкции учебного процесса, ü селективного формирования студенческих групп, ü создания методического центра активных методов обучения, ü переподготовки преподавателей, ü маркетинга товара «выпускник РЭА», повышения качества подготовки выпускников, определения потребностей в выпускниках РЭА, ü финансирования подготовки выпускников РЭА. Методические рекомендации к игре «Сократ»
Организационно-деловая игра «Сократ» проводится в рамках учебных программ по курсам «Менеджмент» и «Маркетинг» в РЭА им. Г.В. Плеханова (рецензенты методической разработки д-р психологических наук, профессор Ю.Д. Красовский и д-р экон. наук, профессор Л.В. Фаткин). Целью деловой игры как метода активизации учебного процесса является глубокое освоение учебного материала в обстановке, приближенной к действительности. Деловая игра должна: Ø пробудить у студентов интерес к определенным разделам менеджмента (стратегическому планированию, бизнес-планированию, менеджменту персонала, информационному обеспечению) и маркетинга (изучению и сегментированию рынка, разработке рекламной кампании) с углубленным изучением данных дисциплин; Ø отработать приемы и навыки публичных выступлений, дискуссий — отстаивания своих интересов в конкурентной ситуации; Ø помочь приобрести навыки сбора и анализа реальной (в том числе маркетинговой) информации об управляемом объекте и внешней среде; Ø научить навыкам руководства организацией и управления коллективом. Устав игры разработан и утвержден советом преподавателей кафедр государственного управления и менеджмента и маркетинга. Описание игровой ситуации
Акционерное общество (бывшее государственное предприятие) находится в состоянии глубокого спада, не вписавшись в новую экономическую ситуацию. Испытывая финансовые трудности, руководство решило учредить дочернюю консалтинговую фирму (КФ) по проблемам менеджмента и маркетинга, надеясь с ее помощью добиться возрождения предприятия. Акционерное общество расположено в Москве, часть площадей (офисы) находится за Садовым кольцом. Акционерное общество имеет хорошую инфраструктуру и некоторое количество свободных площадей для размещения КФ, требующих ремонта, технического оснащения и эстетического оформления. Среди сотрудников достаточно профессиональных специалистов (в области производства) и обслуживающего персонала. Акционерное общество не имеет ни опыта консалтинга в области менеджмента и маркетинга для рыночной экономики, ни высококвалифицированных консультантов по этим проблемам, ни репутации по оказанию консалтинговых услуг. Акционерному обществу требуется дополнительное финансирование на ремонт помещений для проведения консультаций, оснащение вычислительной и оргтехникой консультантов, методическое и информационное обеспечение консалтинга, оплату высококвалифицированных консультантов, проведение рекламной кампании. Директор акционерного общества обратился с просьбой к РЭА организовать команду для подготовки проекта учреждения КФ как отдельного юридического лица. Команда сформирована капитаном из студентов своей группы на добровольной основе. Число членов команды — 14—17 человек. Команда имеет право привлекать в качестве консультантов и экспертов преподавателей и студентов других факультетов, а также любых специалистов из России и из-за рубежа. Команда должна разработать принципы создания КФ, провести маркетинговое исследование, представить перечень консалтинговых услуг, рассчитать размер необходимого кредита и защитить его на кредитном комитете банка. В рамках выполнения задания команда должна: Ø исследовать потребности в консалтинговых услугах в области менеджмента и маркетинга; Ø изучить рынок консалтинговых услуг; Ø разработать стратегический план создания и функционирования КФ по проблемам менеджмента и маркетинга; Ø разработать бизнес-план на получение кредита, рассчитать и обосновать его размер, предложить гарантии возврата кредита; Ø убедить банк в обоснованности выдачи кредита на конкурентной основе с другими командами, обратившимися в тот же банк; Ø разработать тактический план привлечения преподавателей РЭЛ и специалистов в качестве консультантов; Ø организовать рекламную кампанию по привлечению потребителей консалтинговых услуг. Требования к деятельности игровой команды следующие. 1. Команда действует в реальном информационном и правовом пространстве. 2. Новая КФ должна быть конкурентоспособной по сравнению с действующими консалтинговыми фирмами Москвы по уровню качества и стоимости консультирования, оплаты труда консультантов. 3. Один преподаватель может консультировать несколько команд в рамках семинарских занятий, обеспечивая общее методическое руководство. Он не имеет права предоставлять командам информацию по предметной области и обязан хранить в тайне все идеи и решения каждой команды. Преподаватели не входят в состав кредитной комиссии (кредитного комитета банка). Технология организации игры
Игра включает шесть этапов: 1) формирование и обучение команд в рамках проведения семинарских занятий. Специальный тренинг капитанов команд; 2) исследование потребностей в консалтинговых услугах в области менеджмента и маркетинга; 3) изучение рынка консалтинговых услуг по проблемам менеджмента и маркетинга; 4) анализ разработанных бизнес-планов, допуск команд к состязательной части; 5) полуфинал — конкурс результатов маркетинговых исследований; 6) финал — конкурс бизнес-планов. Формирование команды завершается к моменту подачи предварительной заявки на совет преподавателей до 30 сентября текущего года. Окончательная заявка на участие в игре подается вместе с бизнес-планом не позднее 14 календарных дней до даты полуфинальных состязаний. В исследовательских отчетах и бизнес-плане указывают авторов каждого раздела. На основе анализа предварительных исследований и бизнес-планов совет преподавателей решает вопрос о допуске команды к игре. Разбивка команд на состязательные группы осуществляется путем жеребьевки среди капитанов. Состязательную часть ведут преподаватели-консультанты, готовившие команды к игре. Они обеспечивают соблюдение регламента по сценарию, который получают за месяц долиты соревнования. Спорные вопросы, возникающие на папе подготовки к состязательной части, разрешаются советом преподавателей. Решении этого совета окончательные и обжалованию не подлежат. Судейские комиссии состоят из преподавателей РЭА и других вузов. Председателем судейской комиссии является один из преподавателей, читающих лекции по курсу «Маркетинг» в полуфинале) и по курсу «Менеджмент» (в финале). Сценарий на темы маркетинговых исследований и бизнес-планов предусматривает отдельные соревновании по следующему регламенту: Ø доклад представителя игровой команды (3 мин); Ø вопросы команд-соперников (2 мин); Ø конструктивная взаимная критика (5 мин). Поведение команд в игре ориентировано на активную критику соперников и защиту своих позиций. Выступления должны быть аргументированными, конкретными и проходить под девизом: противник тоже имеет право на существование. Оценка деятельности участников команды определяется отдельно по следующим критериям: Ø глубина маркетингового исследования; Ø качество и уровень проработки бизнес-плана; Ø активность и этика поведения во время игры; Ø слаженность команды; Ø качество выступлений игроков (эмоциональность, аргументированность, информационная обоснованность); Ø управление командой со стороны капитана; Ø умение команды преподнести свои ноу-хау; Ø умение вести полемику (вопросы, ответы, оппонирование). Для определения победителей судьи распределяют команды по каждой теме сценария. Команда-победительница определяется наименьшим суммарным количеством мест, выставленных судьями по всем темам сценария. Деловой вклад каждого члена команды в общий результат оценивается капитаном самостоятельно либо на основе совета с другими членами команды. В любом случае вся полнота ответственности за принятое решение лежит на капитане. Вклад оценивается по балльной системе от 0 до 20 по таким критериям: Ø уровню сложности руководства (количество подчиненных); Ø объему и качеству собранного информационного материала; Ø глубине анализа и обобщения исходных данных; Ø исполнительности участников (выполнение заданий руководства); Ø степени положительного влияния капитана на сплоченность команды. Оценка выставляется после завершения игры. Поощрение победителей
Всем участникам команды победа в полуфинале (при условии активного участия на подготовительном этапе) засчитывается как сдача зачета по курсу «Маркетинг» с положительной оценкой. Всем участникам команды, победившей в финале, при условии активного участия на подготовительном этапе победа засчитывается как сдача экзамена по курсу «Менеджмент». Также поощряются капитаны команд, допущенных до полуфинала. Отдельные участники проигравшей команды, активно проявившие себя в проведении маркетинговых исследований, разработке бизнес-плана и игре (по оценке капитана, преподавателей и судей), получают дифференцированные льготы при сдаче зачета по курсу «Маркетинг» и экзамена по курсу «Менеджмент». Методическое обеспечение деловой игры
В бизнес-план рекомендуется включать следующие разделы: 1) выбор миссии фирмы. Составление дерева целей по трем уровням; 2) описание и анализ внешней среды по факторам: экономическим, конкурентным, социальным, политическим, рыночным, технологическим; 3) описание и анализ КФ (структура, квалификационные требования к консультантам); 4) ресурсы (материальные, человеческие, информационные); 5) технология проведения консультаций; 6) мотивация потребителей консалтинговых услуг; 7) мотивация консультантов при сотрудничестве с КФ; 8) выбор стратегии достижения главной цели; 9) условия предоставления кредита (размер, процентная ставка, срок и гарантии возврата); 10) список литературы; 11) список авторов с указанием написанных разделов. После завершения игры преподаватели не отвечают за конфиденциальность имеющихся в бизнес-планах сведений. Распределение ролей в игре предлагается производить с учетом ответственности: Ø капитана — за создание и руководство командой; Ø помощника капитана — за разработку дерева целей; Ø стратегического отдела — за разработку стратегии воздействия на внешнюю среду по экономическим, конкурентным и социальным факторам; Ø тактического отдела — за разработку тактики воздействия на внутреннюю среду по социальным и ресурсным факторам, обучению и мотивации; Ø экономического отдела — за разработку технико- экономического обоснования получения кредита. График проведения игры «Сократ» приведен в табл. 6.1.
Таблица 6. 1 График проведения игры «Сократ»
Описание ситуации
Два равноценных технических вуза решили открыть платные факультеты по подготовке менеджеров высокого профессионального уровня. Они равноудалены от центра и имеют: Ø достаточное количество учебных аудиторий, требующих ремонта, технического оснащения и эстетического оформления; Ø старые общежития, расположенные рядом с вузом; Ø хорошую репутацию по подготовке инженерно-технических кадров; Ø хорошую инфраструктуру и обслуживающий персонал; Ø опыт подготовки менеджеров для рыночной экономики; Ø высококвалифицированные кадры преподавателей. Оба вуза не имеют никакой репутации по подготовке менеджеров. Вузам требуется финансирование на следующие цели: Ø ремонт учебных помещений; Ø ремонт и переоборудование общежития под гостиницу; Ø техническое оснащение оргтехникой учебных аудиторий; Ø оплату высококвалифицированных преподавателей. Методические рекомендации к игре «Кредит»
Студенты разбиваются на следующие группы: 1)банк — распорядитель кредита — 3 чел., в том числе преподаватель; 2) администрации МЭИ/МАИ в составе: ректор, главный экономист, менеджер по кадрам; 3) преподаватели менеджмента — 6 чел.;: 4) потенциальные слушатели. Цели и задачи игровых групп
Вузы должны: Ø разработать стратегический план создания и функционирования факультетов менеджеров; Ø разработать технико-экономическое обоснование для получения кредита; Ø рассчитать и обосновать размер кредита; Ø убедить банк в обоснованности выдачи кредита, предложить гарантии его возврата; Ø разработать тактический план привлечения преподавателей к работе; Ø разработать схему информационного обеспечения факультета; Ø разработать тактический план привлечения потенциальных слушателей для учебы на открывающемся факультете. Банк должен: Ø провести экспертизу стратегических планов; Ø решить вопрос о выделении кредитов соискателям; Ø оценить результат деятельности вузов на последующих этапах игры. Преподаватели должны: Ø оценить тактический план по привлечению преподавателей; Ø отдать предпочтение одному из вузов. Потенциальные слушатели должны: Ø оценить стратегический план вуза; Ø оценить схему информационного обеспечения факультета; Ø отдать предпочтение одному из вузов. В процессе подготовки к игре группы могут привлекать любых специалистов в качестве консультантов, в том числе студентов. Оценка деятельности конкурирующих групп производится по сумме оценок на основе следующих критериев: Ø размер полученного кредита (за 100% принимается сумма кредита); Ø доля поступивших слушателей (за 100% принимается число потенциальных слушателей). Игра проводится в четыре этапа: 1) разработка стратегического плана организации; 2) разработка тактического плана привлечения преподавателей; 3) разработка схемы информационного обеспечения факультета; 4) оценка эффективности деятельности менеджеров.
|