Каков смысл понятия «простота»?
Термин «простота», имеющий несколько значений бытового, житейского характера, рассматривается в естественнонаучном и социально-гуманитарном знании как одномерный по составу, несложный, нетрудный, легко доступный пониманию. Такими могут быть и простые вещества, и химически простое тело, и простое решение какой-либо проблемы. Стремление ученых, поэтов, художников к простоте есть одновременно и достижение чистоплотности, стройности, красоты художественного произведения, и решения какой-нибудь теории, и поиски таких методов и форм познания, которые проливают свет на мастерство ученого, художника, писателя, зодчего, на совершенное видение ими материала, на точное, адекватное выражение в форме произведения его содержания. Простота не дается индивиду сразу, с первых шагов его творчества. К простоте и совершенству надо идти годами, – «долго, мучительно, трудно» (Ю. Тувим), постигая всю сложность простого (просим извинить за невольный каламбур). Об этой «сложности простого» точно и верно было сказано Б. Пастернаком в цикле стихотворений «Волны» (См.: Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Большая серия. Второе издание. М. – Л., 1965. С. 351):
«Есть в опыте больших поэтов Черты естественности той. Что невозможно, их изведав, Не кончить полной немотой. В родстве со всем, что есть, уверясь И знаясь с будущим в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту».
Простота нелегко дается человеку, еще труднее она дается таланту, который, будучи харизматиком, должен превратиться в маститого профессионала, который в совершенстве владеет и формой, и содержанием. Именно он переплавляет в своем творчестве свой личный жизненный опыт, наращивая и приобретая знания о жизни и искусстве. К категории «простота», «простое» обращался еще Аристотель, для которого «простотой» является все то, что «свойственно уму и лишено материи» или как то, что «должно говориться без прибавления чего бы ни было». «Просто» существует то, что лишено пестрых определений. Приводя эти высказывания из разных произведений Аристотеля («Метафизика», «Топика», «Софистика»), А.Ф. Лосев делает вывод, что для Аристотеля «простое – то, что не подлежит никакому определению и является самоочевидным, так что в науке оно не определяется, а, наоборот, все прочее подлежит определению через простое». (См.: Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 176). Здесь необходимо дать пояснения: 1) Аристотель, являясь «сознательным и принципиальным сторонником формальной логики» (замечание того же А.Ф. Лосева), всегда стремился к определению, чаще всего через род и вид, а когда чувствовал логические затруднения, то 2) избегал всяких определений или все же высказывал такие противоречивые суждения, что трудно было понять, о чем идет речь. Но в данном случае – в определении «простоты» – он высказался вполне ясно и четко, что дало основания последующим ученым отнести его понимание «простоты» к доструктурным категориям. К ним относятся также «прямота», «чистота». (Там же). Итак, завершая изложение проблемы общечеловеческих культурных ценностей, необходимо сказать о самой значительной и великой ценности – о человеке, ибо человек – это всеобщая, абсолютная ценность, «мера всех вещей» (Парменид), «самая глубокая сущность бытия» (Аристотель). В нем (человеке) пересекаются субъективная и объективная реальности, и поэтому он – центр бытия.
|