Что такое общекультурные ценности?
Это весь историко-культурный опыт человечества, который сконцентрирован во всей предшествующей истории, в материальных основаниях культуры (дороги, каналы, городские и сельские поселения, библиотеки, музеи, промышленные здания и т.д.), в учениях, доктринах, памяти народов, указывающих на единство всего населения Земли, всего человечества как субъекта деятельности. Общечеловеческие культурные ценности реально, объективно существуют и непрерывно передаются из поколения в поколение, сохраняя целостность истории. В общечеловеческих культурных ценностях можно выделить несколько оснований: во-первых, это онтологические основания (ценности), к которым принадлежат: Ø Земля как общий дом человечества, который нам необходимо во что бы то ни стало сохранить, избегая необдуманных и неразумных действий, исправляя следствия прошлых ошибочных и нерациональных действий. Как пишет В.А. Карановский: «Большинству из нас, к сожалению, генетически заказана ответственность за жизнь Земли». (См.: Карановский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса. М., 1993. С. 12). Ø Карановский считает, чтобы наша тревога за Землю не перерастала в панику, чтобы у нас, жителей Земли, не создавалось впечатление состояния безысходности, чтобы сохранить нашу планету – наш общий дом, – необходима рациональная, разумная деятельность, строгий расчет и неукротимое желание сделать нашу жизнь более спокойной, безопасной и счастливой. А это без науки, особенно гуманитарной невозможно. Ø Наше Отечество, наша родина – Россия, – как то место обитания, которое выбрали наши прародители, место, где разворачивалась и развивалась наша собственная история, принесшая «много даров миру» (Бердяев). Естественно, что у нас просто нет и не будет другой Родины и другого Отечества. Вот здесь вполне уместно вспомнить простые как клятва слова А.С. Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Отечество – это единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная ему праотцами. Ø Семья – начальная, базовая структурная единица общества, естественная среда развития человека, закладывающая основы личности. За воспитание в семье несут ответственность родители, и что они вкладывали в подрастающего человека, то и получается в будущем. Человек – зеркало своей семьи, своих родителей. Ø Труд, как основа человеческого бытия, который наиболее полно характеризует сущность самого человека. Труд = деятельность – это сугубо человеческий способ отношения к миру, сущностью которого является преобразование и подчинение материального мира целям, побуждениям и воле, т.е. всему тому, что составляет духовную сторону бытия людей и выступает истинно творческим отношением к окружающей среде, созданием нового, всего того, что не произведено природой. Деятельность по своему содержанию есть не что иное, как производство материальных и духовных ценностей, разнообразных форм общения людей, преобразование социальных условий и отношений, а также развитие самого человека, его способностей, умений и знаний. (См.: Там же. С. 11 – 36). Ø Общечеловеческие культурные ценности существуют в виде материальных оснований культуры (об этом говорилось выше): это прежде всего орудия труда, дороги, водные каналы, культурные и культовые сооружения, музыкальные инструменты и т.д., т.е. та сторона деятельности человека, в которой откристаллизовалась, Ø К общечеловеческим ценностям культуры принадлежит и язык, человеческая речь как важнейшее средство коммуникации, общения, познания и форма выражения мыслей. Язык является также средством координации деятельности людей и каждого человека во всех сферах культуры и как таковой содержит в себе все ее богатство, фиксируя и сохраняя накопленные знания, весь опыт человечества, служа мостом, связью между поколениями людей. Наряду с онтологическими основаниями, культурные ценности имеют и гносеологические (эпистемологические) основы. К ним К гносеологическим основаниям общечеловеческих ценностей относятся также методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, историческое и логическое и др.) и формы (факт, идея, проблема, гипотеза, принцип, теория) научного познания, вне которых не может существовать ни естественнонаучное, ни социально-гуманитарное знание, потому что и методы, и формы познания раскрывают всю глубину и мощь духовной, идеальной деятельности субъекта познания. К числу общечеловеческих культурных ценностей необходимо отнести и вненаучные критерии, принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.
|