Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И что такое научная картина мира?





Сущностью «предпосылочного знания» является научная картина мира (НКМ), через которую происходит передача фундаментальных идей, принципов, а также системы ценностей из одной науки в другую. (Там же).

Действительно, современная наука выработала понятие научной картины мира, которая объединяет и объясняет определенный круг явлений и процессов природы (естественнонаучная картина мира), общества (социально-философская картина мира) и человеческого сознания (социально-гуманитарная картина мира).

Термин «научная картина мира» ввел в научный оборот немецкий ученый Герц, понимавший под НКМ понимал «внутренний образ мира, который складывался у ученого в результате исследования внешнего, объективного мира. Если этот образ адекватно отражает реальные процессы, то и принципы и законы НКМ должны соответствовать объективным закономерностям внешнего мира.

Как писал Ф. Энгельс, «философия каждой эпохи располагает в качестве предпосылки определенным мыслительным материалом, который передан ей предшественниками». Однако в НКМ входят
в качестве предпосылки мыслительного материала не только философские, т.е. социально-гуманитарные, но и естественно-научные знания, огромный мыслительный пласт эпохи, а также и глубоко индивидуальные, личные впечатления и ощущения, составляющие субъективный мир ученого, философа, писателя и т.д. В связи с этим А. Эйнштейн заметил, что человек стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее формирование человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни.

Действительно, НКМ во многом определяет жизненный путь человека, представляет собой высочайшую научную ценность
и даже идеал индивида, на который он всегда вынужден равняться и которому во всем должен следовать. НКМ, особенно в социально-гуманитарном знании, в конечном счете, определяет и личность
ученого, художника и поэта, и исторический этап духовного производства.

В социально-гуманитарном знании НКМ, таким образом, носит личностный характер. В ней отражаются, безусловно, и свидетельства субъективного повседневного опыта, и научные представления физики, химии, астрономии, и весь духовный, культурно-исторический пласт, который человек воспринял, переработал и воплотил в своем творчестве, жизни, в деятельности, ибо человек связан с культурой, культурными ценностями самыми тесными узами. Он (человек) вступает во взаимодействие с культурой с трех сторон: во-первых, человек усваивает культуру, прошлый культурный опыт (культурную картину мира), являясь объектом культурного воздействия. Это эпоха «ученичества», время накопления знаний. Во-вторых, человек активно действует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, в основном его роль пока еще сводится к потреблению прошлых ценностей. В-третьих, человек создает культуру, новые культурные ценности, творит собственную культурную картину мира, будучи полноправным субъектом культурного творчества.

Таким образом, в культурной картине мира, составляющей стержень социально-гуманитарного знания, сходится великое множество областей человеческого существования и глубин его бытия и сознания, которые наш разум может постичь, изменить и воспринять. В социально-гуманитарном знании, связанном с индивидуальным творчеством, в значительно большей степени, чем в естественнонаучном, яснее и ярче проступают две тенденции развития культуры и культурных ценностей – элитарная культура, существующая в виде отдельных школ, объединений, течений («академия» Платона, «кружок» Сократа, «могучая кучка» Мусоргского и т.д.) и массовая (народная) культура, которая и создает культурные ценности и их потребляет. Вспомним в связи с этим слова М. Горького: «Зевса создал народ, а Фидий воплотил его в мрамор».

В социально-гуманитарном знании и создается тот феномен, который называется общечеловеческие культурные ценности.

 

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 761. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия