Человек – это самая высокая ценность, почему?
В связи с этим понятно, что человек – это главная проблема не только философии, но и важнейшая проблема всего социально-гуманитарного знания. Именно человек в этих науках становится действительно реальной личностью, выступая совокупностью, ансамблем всех социальных отношений. Человек – продукт природы и общества, т.е. в нем в единстве находятся и биологические, и социальные свойства. Как природное, биологическое существо человек генетически передает черты, свойственные человеческому роду (прямохождение, развитая рука, взгляд, устремленный вверх и вперед, большой объем мозга по сравнению с общим весом тела, развитая нервная система, голос и т.д.), но одновременно с этим в нем наличествуют и социальные качества, которые собственно и делают его человеком (способность создавать орудия труда, трудиться, преобразовывать природу и т.д.). Социальное – внутренний, неотъемлемый компонент субстрата человеческого бытия, который представляет собой совершенно новый вид целостности. В категорию «социальное» входит отражение жизни общества как совокупности множества индивидов, участвующих в изменении социальных и природных условий. Социальное выражает определенное развитие сложных систем, исторические формы их движения, носителем которых выступает весь человеческий род, общество. Однако биологическое и социальное находятся в человеке не в равных отношениях, ибо, как любое противоречие, биологическое подчиняется социальному, социальное господствует над биологическим, и человек не содержит в себе две сущности (биологическое и социально), а одну сущность – социальную. Таким же уникальным существом является и сам человек со всеми присущими ему чертами и свойствами. Эрих Фромм писал, что человек – единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться. Поэтому ценность человека проявляется в том, что человек одновременно есть и субъект, и объект, и творец культуры и ее творение. В нем, в человеке, сосредоточена вся культура. Он ее вершина, самая высшая точка, с которой можно обозревать всю человеческую историю, как историю развертывания свободного, творческого духа, отражающего сферу своего бытия – природу и общество, где происходит соединение идеального и материального. Все сказанное выше о человеке и ценностях в социально-гуманитарном знании позволяет сделать вывод о том, что «любая программа, игнорирующая бытие человека в качестве субъекта, не может считаться программой его исследования как человека». (См.: Агацци Э. Человек как предмет философского познания. В кн.:
|