Что такое евразийство и каковы основные идеи этого течения?
В настоящее время в серии «Русские источники современной социальной философии» вышла антология «Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн», а также другая антология «Русская идея», которые настоятельно рекомендуются для углубленного изучения данной проблемы и русской философии в целом. Евразийская теория была сформулирована П.Н. Савицким, Идея особенности России, как мы знаем, не нова, но в теории евразийства она несет на себе отпечаток катастрофичности, утраты, падения и в то же время рождения нового в культуре России. Для авторов этой доктрины стало очевидным, что после революции к прошлому возврата нет, что русская революция не только подводит итог предшествующему этапу развития России, но и знаменует рождение России новой. При чем революция означает, что завершилась европеизация России, период «выпадение» ее из рамок европейского опыта, но в то же время появляется свидетельство рождения новой русской «евразийской» культуры. В основании доктрины евразийства лежат 4 идеи: 1) утверждение особых путей развития России; 2) обоснование жизни на христианских началах; 3) вера в первичность духовной основы человеческой цивилизации; 4) идея идеократического государства, которая есть не что иное, как собирание властей (власти) в единую силу, утверждение единовластия народа по поводу власти (она должна быть правдивой, праведной, логичной, отвечающей менталитету народа), опирающейся на многовековые традиции (вече, земство, казачий круг, дума). Идеократия означает подчинение социальной жизни конкретному идеалу, естественному образованию, вытекающему из народной культуры, православия и соборности, сохраняющими свою стабильность, несмотря на политические, социальные и идеологические изменения, происходящие в обществе. (Более подробно в статье «Российская традиционная вертикаль власти – идеократия: прошлое и будущее» в сб. «Вертикаль власти: проблемы укрепления российской государственности в современных условиях». Ростов н/Д, 2001. С. 177–189). России, его народам в силу особого «места развития» предопределено быть ни европейцами, ни азиатами – евразийцами, – которые создали особую культуру евразийскую), воплотившую в себе западную и восточную ориентации, – два мира в одном государстве, о котором говорили «славянофилы» и «запарники». «Евразийцы» считали, «что Россию ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве некоей «культурной провинции Запада», она имеет свою «Божию культуру, чья палатка с холмов европейского Запада перемещается на Восток». Это перемещение означает, что Россия отказалась от идей и идеалов Запада, более того, «и европейская цивилизация не есть общечеловеческая культура» – утверждал H.С. Трубецкой. Данную культуру ни в коем мере нельзя брать как эталон, ибо она упадочна, разлагающаяся и в общем ведет человечество в тупик. Однако культура России, отвергая «холопское» преклонение перед Западом, основано в главном на восточных элементах, имеет сильнейшее «наследие Чингисхана», которое сказывается во всей ее культуре; как утверждали «евразийцы», «без татарщины» не было бы России, «татарщина» проникла в русский быт, повлияла на образ жизни, психологию народа, его социальную организации и даже на государственное устройство. Восточное влияние оказало решавшую роль и на российский менталитет, на формирование идеи соборности, о которой говорили «славянофилы».
|