Соборность: что это такое?
Соборность – это согласованная хоровая жизнь народа в общине, это создание «симфонической личности». Соборность – это полнота жизни личности, «Симфонической личности» – ей соответствуют евразийские понятия культуры. Культура – это и есть симфоническая личность, развитие которой протекает в разных областях. Она постоянно и неуклонно совершенствуется, но одновременно что-то утрачивает, скажем, западная культура утратила свою религиозность, приобретая научные и технические достижения. Идея культуры и соборности связывается евразийцами с учением о государстве. Евразийская культура создает государство особого типа, которое основано на сильной власти, близко стоящей к народу. Правящая верхушка, считают евразийцы, вырастает из народа, она осознает и выражает его волю, но одновременно и противостоит народной массе, осуществляя контроль над ней. Наиболее полно связь народа и правящей верхушки выражает после революции компартия: «Приход к власти организованной, сплоченной подобным образом группы, в принципе, соответствует положению и условиям России – Евразии», – пишут «евразийцы» в 1927 г. Сильная власть должна выражать интересы народа, а они немыслимы вне идеи Бога. Вот в этом пункте происходит расхождение большевиков, партийной элиты и евразийцев, которых откровенно называли «православными большевиками», «красными» и т.д. В этом и ряде других разделов существует различие мнений между «евразийцами» и их критиками (об этом см. статью А. Затулизиветера «Евразийство», опубликованную в журнале «Философские науки». 1991. № 12). Подводя итог теории «евразийства», следует сказать, чти это направление в общем и целом не создало особого, отличного от «славянофилов» и «западников» направления в понимании исключительности России и ее культуры. Это направление занимает как бы серединное место между ними. В наше время, реанимируя многие идеи как одних, так и других, указывая на национальную особенность Российской культуры, на ее величие и тот вклад, который был ею сделан в развитии мировой культуры, обращает на себя внимание то, что теория «Евразийства» не сдана в архив; Об этом свидетельствует проблема, обсуждаемая общественностью, госдеятелями. Россия в последние столетия (после реформ Петра I) не стояла в стороне от всех общечеловеческих проблем. Заимствуя много с Востока и Запада, она «много даров принесла миру» (Н. Бердяев), как в области религии, искусства, философии, так и в сфере политики, экономики. Ее величие заключается в российской нации, единстве составляющих ее народов, в их единой исторической и культурной судьбе. Поэтому можно сделать вывод, что Россия не принадлежит ни Востоку и ни Западу, Россия принадлежит русскому народу, всем народам, ее населяющим. Процессу всеобщего распространения и развития культуры чужд и неприемлем высокомерный изоляционизм в каком бы то ни было виде он не выступал, не обнаруживал себя: в образе европоцентризма или азиатоцентризма. Культура всегда выбирает, синтезирует ценности всех стран, регионов, народов, этносов, ибо это ее важнейшая черта, ее сущность.
|