Современное нотное письмо
На начало 21-го века в нотной графике преобладает графическая система музыкальной записи, являющаяся разновидностью западноевропейской музыкальной нотации. Основой записи в современной нотной графике является система нотных станов (" нотоносцев"), состоящих по большей части из 5-ти линий. Счёт линий ведётся снизу вверх. На линиях, между линиями, над ними и под ними (а также на, между, под и над дополнительными линейками), ставятся основные знаки современной нотации – " ноты". Высота звука, символизируемого нотой, определяется положением ноты на нотном стане и ключом, который ставиться вначале пятилинейной системы. Также вначале нотоносца ставится размер, ключевые знаки, свойственные тональности в которой написано музыкальное произведение и обозначения темпа. На нотоносце на границе такта ставятся различные черты (см. рис. 7.1):
а) обычная (одинарная) тактовая черта – отделяет такты (т.е. ровные отрезки, на которые делится музыкальное произведение) друг от друга; б) двойная тактовая черта – разделяет отрезки произведения; в) пунктирная тактовая черта – ставится внутри сложных тактов (в размерах, где большое число долей); г) финальная тактовая черта – ставится в конце произведения. Нотные станы объединяются акколадой или акколадами. Так в партитуре для оркестра или ансамбля все партии объединяются одной акколадой, а группы к тому же объединяются дополнительными скобками. В нотах для музыкальных инструментов, которые нотируются на два и более стана (таких как фортепиано, орган, клавесин, баян и т.д.), применяются фигурные акколады, объединяющие станы (см. рис. 7.2).
В современной пятилинейной системе нотации, для точного звуковысотного определения записанных на нотоносце нот применяются различные ключи (см. рис. 7.3):
а) ключ " соль" – общеупотребительный. Центр его спирали определяет местоположение ноты " соль" первой октавы (≈ 392 Герца). Обычно центр спирали указывает на 2-ую линию стана (в таком виде он называется скрипичным). Ключ может применяться со сдвигом на 1-2 октавы вверх или вниз. Сдвиг на одну октаву вверх или вниз обозначается цифрой " 8" над или под ключом соответственно; сдвиг на 2-е октавы – цифрой " 15"; б) ключ " фа" – общеупотребительный. Головка (утолщение) этого ключа указывает на местоположение ноты " фа" малой октавы (≈ 175 Герц). Обычно головка данного ключа рисуется от четвёртой линейки снизу (в таком виде он называется басовым). При этом нижняя его точка справа от основной дуги ключа указывает на ноту " ми" малой октавы, а верхняя точка – на ноту " соль" малой октавы. Ключ может применяться со сдвигом на 1-2 октавы вверх или вниз (способ применения см. выше); в) ключ " до" – малоупотребительный. Середина (" талия") этого ключа указывает на местоположение ноты " до" первой октавы (≈ 262 Герца). В зависимости от положения на нотоносце, ключ мог использоваться для записи партий, предназначенных для разных человеческих голосов или музыкальных инструментов совпадающих с ними по диапазону; г) нейтральный ключ – употребляется для нотации партий музыкальных инструментов с неопределённой звуковысотностью. Изменение местоположение данного ключа на нотном стане меняет музыкальный инструмент для исполнения. Таким образом, каждая линия и промежуток между линиями – один из инструментов определённого набора (например, ударных). Существует 2-а варианта начертания нейтрального ключа. Для записи ритмического рисунка в современной нотации используются символы длительностей нот и пауз. Длительности не имеют абсолютной величины, время их звучания определяется отношением к другим длительностям и темпом музыкального произведения. Обычно за условную единицу времени применяется четвертная длительность, но вместо неё может быть любая другая, как бό льшая по величине, так и меньшая. Длительности звуков записываются с помощью специальных нотных знаков: а) овал (пустой или заполненный); б) вертикальная палочка (штиль), добавляется к овалу справа – вверх, слева – вниз Заполненный овал всегда имеет штиль; в) хвосты или рёбра длительностей; Основные виды длительностей (см. рис. 7.4):
а) целая – незакрашенный (" белый") овал без штиля, содержит 4-ре четверти; б) половинная – незакрашенный (" белый") овал со штилем, содержит 2-е четверти; в) четвертная – закрашенный (" чёрный") овал со штилем, содержит 2-е восьмые; г) восьмая – закрашенный (" чёрный") овал со штилем и хвостом (или под одинарным ребром в группировке), содержит 2-е шестнадцатые; д) шестнадцатая – закрашенный (" чёрный") овал со штилем и 2-мя хвостами (или под двойным ребром в группировке), содержит 2-е тридцатьвторые; е) тридцатьвторая – закрашенный (" чёрный") овал со штилем и 3-мя хвостами (или под тройным ребром в группировке), содержит 2-е шестьдесятчетвёртые; ё) шестьдесятчетвёртая – закрашенный (" чёрный") овал со штилем и 4-мя хвостами (или под четвертным ребром в группировке), содержит 2-е стодвадцатьвосьмые. ж) стодвадцатьвосьмая – закрашенный (" чёрный") овал со штилем и 5-ю хвостами (или под пятерным ребром в группировке), содержит 2-е двестипятьдесятшестые. Такие же названия носят соответствующие паузы (см.рис.). Пауза величиной в целый такт независимо от размера такта изображается как " целая". Точка слева от длительности или паузы увеличивает её на половину, 2-е точки – на ¾. 3-и точки – на 7/8 (встречается редко) и т.д. Крупные длительности, такие как " лонга" (или " чет вер ная" – 4-ре " целых") и " бревис" (" двойная" – 2-е " целых") в современной нотной графике практически не встречается, также как редко встречаются очень мелкие длительности (мельче " стодвадцатьвосьмой"). Для изменения высоты нот используют знаки альтерации. Справа от ключа выставляются диезы или бемоли, свойственные основной тональности произведения. Они называются ключевыми и действуют во всех октавах до конца произведения или до смены тональности (см. рис. 7.5).
В то же время в музыке очень часто встречаются случайные знаки, которые действуют только в одной октаве и до конца такта, в котором они выставлены. Основные наиболее употребительные знаки альтерации (см. рис. 7.6):
а) диез – повышает ноту перед которой стоит на полтона; б) бемоль – понижает ноту перед которой стоит на полтона; в) бекар – отменяет действие других знаков альтерации, как простых, как и двойных; Используются и менее употребительные: г) дубль-диез – повышает ноту перед которой стоит на целый тон; д) дубль-бемоль – понижает ноту перед которой стоит на целый тон; Также в современной музыке применяют малоупотребительные знаки, такие как: е) полтора диеза – повышает ноту перед которой стоит на ¾ тона, необходим при записи микротоновой музыки; ё) четвертьтоновый диез – повышает ноту перед которой стоит на ¼ тона, необходим при записи микротоновой музыки; ж) полтора бемоля – понижает ноту перед которой стоит на ¾ тона, необходим при записи микротоновой музыки; з) четвертьтоновый бемоль – понижает ноту перед которой стоит на ¼ тона, необходим при записи микротоновой музыки; Следующим элементом для записи вначале нотоносца после ключа и ключевых знаков является размер тактов. Размер ставится только вначале произведения или при смене размера. Числитель дроби (верхняя цифра) указывает на количество долей в такте, а знаменатель (нижняя цифра) определяет величину главной метрической доли (обычно это четверть или восьмая). Наиболее употребительны размеры 4/4, 3/4, 6/8, 2/4 (см. рис. 7.7 и 7.8).
Скорость движения – темп определяется точно по метроному (см. рис. 7.9) или приблизительно с помощью различных терминов (обычно на итальянском языке): Allegro, Adagio, Presto, Lento и т.д. Темповые обозначения ставятся только вначале произведения или при смене темпа.
Для обозначения связи нот используют символы лиги, лигатуры, глиссандо и д.р. Сила звука обозначается в современной нотной графике с помощью различных динамических терминов и их графических аналогов, а также с помощью символов " crescendo" и " diminuendo". В современной нотации также существуют специальные символы для обозначения артикуляции, различных приёмов игры, мелизматических украшений, знаки сокращённой записи и др. Количество музыкальных знаков в современном нотном письме постепенно увеличивается. Это связано с появлением новых электромузыкальных инструментов и нововведениями в исполнительстве на уже давно существующих акустических инструментах. Немалый вклад в пополнение копилки музыкальных символов вносят и современные композиторы, разрабатывающие новые исполнительские приёмы, а подчас и совершенствующие нотную запись. Несмотря на относительную стабильность современной нотной графики, она является лишь условным письменным источников информации о музыкальном произведении. В реальном звучании любое музыкальное произведение, даже в исполнении одного и того же музыканта, всегда звучит по-разному.
|