Студопедия — Генерал-бас
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Генерал-бас






Генерал-бас, цифрованный бас, непрерывный бас (нем. Generalbaß, Bezifferter Ваss; лат. Fundamentum, Bassus continuus; итал. basso generale, fondamento; франц. Basse fondamentale, Basse chiffr é e) – возникшая в эпоху барокко (примерно в 16 веке) в Италии сокращённая форма записи аккордового сопровождения с помощью цифр. Внедрение генерал-баса в музыкальную практику некоторые исследователи приписывают Людовику Виадана, который по не уточнённым данным, научно обосновал применение цифрованного баса в 17-м столетии. Генерал-бас становится просто необходимым на том этапе развития музыкального искусства, так как полифония начинает всё больше уступать место гомофонии, в которой все голоса подчиняются одному главному (обычно верхнему) голосу, образуя аккомпанемент к нему. Период с 1600 по 1750 годы известен в музыкальной истории как " Эпоха генерал-баса". Знание генерал-баса входило в обязанности органистов и капельмейстеров. Примеры использования цифрованного баса можно найти в творчестве великих композиторов той поры - Арканжелло Корелли (1653-1713), Алессандро Скарлатти (1660-1725), Клаудио Монтеверди (1567-1643), Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750), Георга Фридриха Генделя (1685-1759), Джованни Баттисты Перголези (1710-1736). Цифрованный бас использовался для нотации клавесинного и органного аккомпанемента до 1-ой половины 18 века, когда в практику входит более точное обозначение аккордового аккомпанемента.

Правила использования генерал-баса легли в основу современной музыкальной науки и учебной дисциплины – гармонии. В 20-м веке цифрованный бас стал использоваться для записи эстрадной и джазовой музыки.

Принцип записи цифрованного баса заключается в том, что над или под нотами нижнего голоса многоголосия (баса) ставятся цифры, обозначающие интервалы из которых от баса нужно выстроить вверх аккорд. В системе генерал-баса применяются следующие обозначения:

1) цифра " 0" над или под нотой в басу означает, что аккорд в данном случае не нужен;

2) нота не помеченная никаким знаком – что необходимо исполнить трезвучие (созвучие из 3-х звуков, построенное по терциям вверх), основанием (" примой") которого будет нота в басу;

3) нота с цифрой " 6" – секстаккорд (обращение трезвучия, где основание переносится вверх, т.е. аккорд выглядит так: " терция" (3-ий звук в трезвучии) – " квинта" (5-ый звук в трезвучии) – " прима" (1-ый звук в трезвучии), при этом крайние звуки в аккорде образуют интервал сексту);

4) нота с пометкой " 4/6" - квартсекстаккорд (обращение трезвучия, где кроме " примы" аккорда верх поднимается и его терция, т.е. аккорд выстраивается по следующей цепочке: " квинта" – " прима" – " терция", интервальный состав аккорда при этом будет: кварта+терция, а крайние звуки в квартсекстаккорде образуют интервал сексту);

5) нота с цифрой " 7" – септаккорд (4-хзвучный аккорд, построенный по терциям вверх, крайние звуки его образуют интервал септиму);

6) нота с пометкой " 5/6" – квинтсекстаккорд (обращение септаккорда в котором " прима" переносится вверх);

7) нота с пометкой " 3/4" – терцквартаккорд (обращение септаккорда в котором кроме " примы" вверх переносится и " терция");

8) нота с цифрой " 2" - (обращение септаккорда в котором кроме " примы" и " терции" вверх переносится ещё и " квинта", а в басу остаётся септима);

9) " 9" - необращенный нонаккорд (5-тизвучный аккорд, построенный вверх по терциям, крайние звуки его образуют интервал нону);

10) нота с пометкой " 6/7" – (обращение нонаккорда в котором " прима" переносится вверх);

11) нота с пометкой " 4/5" – (обращение нонаккорда в котором кроме " примы" вверх переносится и " терция");

12) нота с пометкой " 2/3" – (обращение нонаккорда в котором кроме " примы" и " терции" вверх переносится ещё и " квинта").

13) цифра с хроматическим знаком (диез, бемоль) перед ней обозначает случайный знак альтерации, относящийся к верхней ноте интервала;

14) хроматический знак без цифры обозначает хроматически измененную " терцию".

Таким образом, использование генерал-баса позволяло не выписывать музыкальное сочинение полностью, а лишь фиксировать на бумаге мелодическую линию и цифрованный бас, по которому исполнитель определял гармонию и играл её, в определённой степени импровизационно подбирая фактуру для исполнения аккомпанемента (см. рис. 5.1 и 5.2).

 

Рис. 5.1 И. С. Бах. Соната для 2 скрипок и цифрованного баса, 3-я часть. Оригинал

 

Рис. 5.2 То же, в расшифровке Л. Ландсхоффа

 

 

Очень удобен был цифрованный бас для записи речитатива.

С 18 века в данной системе нотной записи наметился отход от эскизности, которая позволяла быстро набросать музыкальную пьесу к мелочной точности в обозначении деталей исполняемого музыкального материала, что естественно свело на нет все положительные качества генерал-баса (прежде всего простоту использования).

С 20 века, как уже было сказано выше, цифрованный бас используется в джазовой музыке и прежде всего при обозначении диатонических аккордов. С помощью римских цифр (I, II, III, IV, V, VI, VII) под басом пишется так называемая " цифровка", определяющая ступени от которых исполнителю необходимо построить аккорды. К примеру, цифра " II" в тональности фа мажор означает Gm7 (т.е. септаккорд 2-ой ступени). Хроматические знаки (знаки альтерации) располагаются в джазовом виде цифрованного баса перед римской цифрой. Например, " bII" в ре мажоре означает Ebm7. Когда в аккорде используются альтерированные или дополнительные тоны, то применяют буквенно-цифровую запись аккордов (т.е. в ре мажоре аккорд E7b5 обозначается как II7b5, где II – номер ступени в данной тональности).

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 3782. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия