Проблема мудрости
Человек может быть мудрым в каком-либо частном занятии, вроде строительства дома, это значит, что ему известны средства к достижению некоей частной цели. Но все частные цели подчинены цели Вселенной, и мудрость имеет дело с целью Вселенной. Что же касается цели Вселенной, то она заключается в благе разума, т.е. в истине. Достижение мудрости в этом смысле является самым высоким, возвышенным, полезным и восхитительным из всех занятий. Цель моя, заявляет Фома, заключается в том, чтобы возвестить истину, исповедуемую вероучением. Но здесь я прибегну к помощи естественного разума, ибо язычники не принимают авторитета священного писания. Однако естественный разум недостаточен в том, что касается бога; он может доказать лишь некоторые части вероучения, но отнюдь не все. Он может доказать существование бога и бессмертие души, но не трочности, воплощения или последнего суда. Все, что может быть доказано при помощи разума находится в полном соответствии с христианским вероучением, и в откровении нет ничего противоречащего разуму. Но важно разграничить и отделить те части вероучения, которые могут быть доказаны при помощи разума, от тех, что посредством разума доказаны быть не могут.
Доказательство бытия (существования) бога
Доказательства трудны и доступны лишь ученым людям, вера же необходима людям невежественным. Для них достаточно откровения. Пять доказательств существования бога: 1. Доказательство неподвижного двигателя (по Аристотелю). Бог есть неподвижный двигатель всего, что движется. 2. Доказательство первой причины. 3. Должен существовать конечный источник всякой необходимости. 4. Мы обнаруживаем в мире различные степени совершенства, которые должны иметь свой источник в чем-то абсолютно совершенном. 5. Доказательство того, что мы обнаруживаем, как даже безжизненные вещи служат цели, которая должна быть целью, установленной неким существом вне их, ибо лишь живые существа могут иметь внутреннюю цель.
Определения бога – негативные: природа бога становится известной нам через отрицательные определения. Бог вечен, ибо он недвижим. Он нетленен, ибо в нем нет никакой пассивной потенциальности. В боге сущность и бытие тождественны друг другу. В боге нет никакой акциденции. Он находится вне всякого рода, его нельзя определить. Однако бог заключает в себе совершенство всякого рода. Вещи в некоторых отношения подобны богу, в других – нет. Бог является благом и своим собственным благом. Он- благо всякого блага. Он – интеллектуальный, и его акт интеллекта – его сущность. Он познает при помощи своей сущности и познает себя совершеннейшим образом. Бог познает все вещи в одно и то же мгновение. Его познание – бог есть сама истина. Может ли бог познавать единичные вещи или его познанию доступны лишь универсалии и всеобщие истины? Богу доступно в познании все. В боге заключена воля, его воля – его сущность, а ее главный объект – божественная сущность. Желая самого себя, бог хочет также и других вещей, ибо бог – это конец всех вещей. Он хочет даже еще не существующих вещей. Он хочет свое собственное существо и благо, В боге воля свободна, его волевому акту может быть приписано разумное основание, а не причина. В боге заключены восторг, радость, любовь, богу неведомо чувство ведомости. Он обладает созерцательной и активной добродетелями. Он счастлив и есть свое собственное счастье.
|