Что такое рационализм?
Рационализм – от лат. rationalis – разумный – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.
Рене Декарт (1596-1650)
философ, математик, ученый, основатель современной философии. Основные сочинения: «Рассуждения о методе», «Начала философии», «Метафизические размышления». Метод картезианского сомнения, сущность теории познания Декарта. Сомневаться во всем, в чем он может сколько-нибудь усомниться. 1. Скептицизм относительно чувств. «Могу я сомневаться в том, что я в халате сижу здесь у камина? Да, т.к. иногда мне снилось, что я был здесь же, тогда как фактически я лежал совсем раздетый в постели. Кроме того, иногда бывают галлюцинации у сумасшедших, так что, возможно, я могу быть в подобном состоянии.» 2. телесных вещей и собственного тела, телесную природу вообще. 3. арифметика и геометрия 4. физика и астрономия Однако остается что-то, в чем я не могу сомневаться: ни один демон, как бы он ни был коварен, не смог бы обмануть меня, если бы я не существовал. У меня может не быть тела: оно может быть иллюзией. Но с мыслью дело обстоит иначе. «В то время как я готов мыслить, что все лоно, необходимо, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь; заметив, что истина я мыслю, следовательно, я существую столь же прочна и столь достоверна, что самые причудливые предложения скептиков неспособны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии» – картезианское сомнение. Перестройка всего здания познания. Я, существование которого было доказано, является выводом из того факта, что я мыслю, следовательно, я существую тогда, когда я мыслю и только тогда. Я – вещь, которая мыслит. субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком пространстве и ни в какой материальной вещи. Следовательно, душа совершенно отличная от тела и более легко познаваема, чем тело. Как правило, он принимает принцип: все вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и вполне отчетливо, - истинны. Познание посредством чувств беспорядочно и обще нам с животными, познание внешних вещей должно осуществляться разумом. Нужно доказать существование мира, внешних вещей. Для этого сначала нужно доказать существование бога, а из него можно вывести все остальное. Бог добр, поэтому он не будет действовать подобно злому обманчивому демону. Бог дал мне такую сильную склонность верить в существование тел, что он стал бы обманщиком, если бы ничего не существовало, следовательно, тела существуют. Кроме того, он дал мне способность исправлять ошибки. Поэтому все, что ясно и отчетливо – истинно. Это дает возможность знать физику, математику, истину о телах с помощью одного ума и тела одновременно. Вывод: у Декарта неразрешимый дуализм (разума и материи).
Лейбниц (1646-1716) нем. философ. Основные сочинения: «Монадология», «Начала природы и благодати», «Теодицея». Основал свою философию на понятии субстанции. Допускал три субстанции: бога, дух и материю. Верит в бесконечное число субстанций, которые называет монадами. Это физические точки, душа. Нет двух монад, которые могли бы иметь когда-нибудь какие-нибудь причинные отношения между собой. Монады не имеют окон. Между изменениями в одной монаде и изменениями в другой существует «предустановленная гармония». Монады образуют иерархию, в которой одни возвышаются над другими по их ясности и отчетливости, с которой они отражают Вселенную. Человеческое тело полностью составлено из монад, каждая из которых является душой человека, частью тела которого она является. Эта монада господствует не только в смысле обладания более ясными восприятиями, нежели у других, но также и в другом смысле. Изменения в человеческом теле происходят ради господствующей монады: когда моя рука двигается, то цель, которой служит это движение, находится в господствующей монаде, т.е. в моей душе, а не в монадах, которые составляют мою руку. Вот где истина того, что кажется здравому смыслу контролем моей воли над моей рукой.
|