В чем особенности философской системы Г. Гегеля?
= объективный идеализм =
Г. Гегель: объективно – идеалистическая диалектика Г. Гегель: Механизм развития (от абстрактного к конкретному на основе тождества противоположностей) Материалистические проблемы в философии 18-19 веков Антропологический материализм Людвига Фейербаха. Фейербах (1804-1872) – немецкий философ-материалист. Осн. Соч.: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843) Основная сущность человека в способности понять себя в отношении к себе другому. Осознать себя как роду. Способности человека – разум, любовь, сила воли – божественные, т.к. они носят всеобщий родовой характер, эти способности абсолютны.
Идея целостности человеческого существования Основной недостаток идеализма о человеке в игнорировании полноты человека – особенно у Гегеля, где человеческое мышление выносится за рамки человека. В проблеме целостности человека Фейербах критикует всю идеалистическую традицию. Он обращает внимание на интерпретацию тезиса Протагора: «Человек есть мера всех вещей».
Мера вещей = человек мыслящий – Сократ Мышление = человеческой сущности – Декарт Разумность = действительность вообще – Гегель Отсюда вывод Фейербаха – только разумное существенно и действительно. Фейербах впервые сознательно отказывается от определения человека через разум. Человек отличается от животного не только разумом. Он является универсальным существом, но он не сводится к мышлению. Мышление только одна из особенностей человеческого бытия. Главной целью философии в рассмотрении человека является не разум в абстрактном смысле, но действительно цельное человеческое существо. Человек как взаимодействие всех существующих человеческих свойств. «Истина не в одном свойстве, а в полноте человеческой жизни и существа». Фейербах Сочинения. Т.1. С. 202. Таким образом, Фейербах делает важный шаг по пути историко-материалистического понимания человека. 3 момента понимания человека: 1. Фейербах противопоставил гегелевской абсолютной идее реального человека. У Гегеля чувственность, телесность трактуется как то, что должно быть преодолено духовным воспитанием. У Фейербаха телесность – факт одухотворенности, как необходимый аспект универсальной природы человека. 2. Бытие, которое у Гегеля есть понятие, или момент логического полагания, было истолковано Фейербахом материалистически, где чувственность – истинная действительность телесного. 3. Сам человек понимается Фейербахом как природное существо, особенностью которого является он сам, является воспроизведением природы. Всеобщее – это формы сведения многообразия человеческих отношений к единству в род; Единство Я и мышления может быть реализовано, если таким единством является человек. Ряд требований к человеческому роду, к философу будущего: - категорическим императив: не стремись быть философом в разрез с человеком, будь человеком. - Рассуждай как мыслитель, с не как живое существо - Мысли.
|