ГЛАВА ХХI НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Каковы основные философские идеи И. Канта?
1. Теория познания и этика Иммануила Канта (1724-1804).
Родился в Пруссии Кенигсберге. Его отец, ремесленник. В профессорской диссертации Каната были заложены основы принципиально новой философии, которую сам он назвал «критической», которая приобрела характер обстоятельно разработанной системы в трилогии, состоящей из: «Критика чистого разума» (1781) «Критика практического разума» (1788) «Критика способности суждения» (1790) В них последовательно излагались: «критическая» теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Критическая философия Канта, прежде всего гносеология, стала начальным этапом немецкой классической философии. Прежде чем начать процесс подлинно научного познания, необходимо исследовать сами инструменты человеческого познания и их возможности. Первой частью системы «критической» философии стала гносеологическая концепция. Главная задача гносеологической концепции Канта – выяснить причины неудач прежней «метафизики» и найти способ преобразования «метафизики» в подлинную науку. Чистый разум – это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. Для Канта критическое исследование чистого разума «есть необходимое условие для содействия основательной метафизике как науке, которая должна быть построена догматически и в высшей степени систематически…» (39.3.99). Естествознание и математика должны удовлетворять двум критериям – всеобщности и необходимости. В «Критике чистого разума» Кант рассматривает как возможны главные формы научного знания, рассматриваемые в плане функционирования основных познавательных способностей человека.
Существует три способности познания: 1. чувственность – исследует трансцендентальная эстетика 2. рассудок – исследует «трансцендентальная аналитика» 3. разум – исследует «трансцендентальная диалектика», она исследует также антиномии, или противоречия.
Трансцендентальная аналитика + трансцендентальная диалектика = трансцендентальная логика. Заканчивается «Критика чистого разума» учением о методе. Кант признает несомненным научный статус математики и естествознания. «Что же касается метафизики, то всякий вправе усомниться в ее возможности, т.к. она до сих пор плохо развивалась, и ни одна из предложенных до сих пор систем, если речь идет об их основной цели, не заслуживает того, чтобы ее признали действительно существующей» (39.3.118-119). В начале своего гносеологического исследования Кант ставит вопрос: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я могу надеяться? 4) Что такое человек и чем он может сам стать? Т.о. третий вопрос следует сформулировать так: «Как возможна метафизика как наука, или как возможны синтетические суждения априори?» Априоризм Априорным Кант называет «знания, безусловно независимые от всякого опыта», а «чистыми» - те из них, «к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое». Априорным знаниям «противоположны эмпирические знания», или знания, возможные только апостериори, т.е. посредством опыта» (39, 3, 106-107). Научные истины априорны.
Этика Канта Идея о самодовлеющем характере человеческой личности, возникшая вместе с философией Нового времени нашла в учении Канта о морали свое развитие и завершение. Основное положение нравственной философии Канта: Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой бы то ни было цели; он сам есть эта цель. Принцип нравственной философии Канта: человек – самоцель, но не орудие для достижения цели, носит сугубо абстрактный и формальный характер. Формальность его состоит в том, что в нем не содержится каких-либо конкретных требований в отношении поведения человека. Всякий поступок морален не зависимо от его содержания, если человек исполняет нравственный закон.
|