Российское авторское право
В эволюции авторского права России можно выделить три периода: имперский период - с 1828 г. по 1917 г.; советский период - с 1917 г. по 1990 г.; современный период - с 1991 г. Имперский период. Первое законодательство Российской империи в области авторского права принято 22 апреля 1828 г. и относилось к сочинителям и издателям книг. 8 января 1830 г. появилось " Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей", 9 января 1845 г. - " Правила о музыкальной собственности", а 1 января 1846 г. - " Положение о собственности художественной". С 1887 г. все нормы авторского права перенесены в Свод Законов Российской Империи в приложение к ст. 420 " О праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств" *(50). Последний Закон Российской империи " Об авторском праве" *(51) принят 20 марта 1911 г. Этот прогрессивный для своего времени закон лишь в некоторых отношениях не следовал международным нормам. В частности, допускался свободный перевод зарубежных произведений, не устанавливалась охрана кинематографических произведений и т.д. Эти и другие особенности Закона не соответствовали положениям Бернской конвенции, к которой большинство интеллектуальной элиты России не считало необходимым присоединяться, поскольку выгоды членства в Бернском союзе были не ясны, а потери для переводчиков и просветителей - несомненны. Многие именитые литераторы, выступая против членства в Бернском союзе, успешно применяли принципы двойного стандарта и охраняли свое авторское право посредством зарубежного законодательства и зарубежной издательской и судебной практики. Современники признавали, что наибольшее влияние на Закон Российской империи " Об авторском праве" оказало германское законодательство и в некоторой мере - французское. Несмотря на долгое забвение, ряд положений Закона Российской империи " Об авторском праве" впоследствии были воплощены в законодательстве СССР, а затем и в законодательстве Российской Федерации и стран СНГ. Советский период. После крушения Российской империи правоотношения в сфере авторского права регулировались декретами и постановлениями Совета Народных Комиссаров (СНК), которые существенно ограничили права авторов. В соответствии с Декретом СНК " О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях" *(52) от 26 ноября 1918 г. любое произведение могло быть признано достоянием республики. При издании произведения автору мог выплачиваться гонорар, а в случае смерти автора нуждающиеся и нетрудоспособные родственники имели право на получение материальной помощи через губернские отделы социального обеспечения в размере прожиточного уровня. На основании вышеназванного декрета 16 августа 1919 г. постановлением Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса) " О национализации музыкальных произведений некоторых авторов" *(53) были признаны достоянием РСФСР произведения 17 русских композиторов. В постановлении устанавливалось, что " наследники произведений национализированных авторов вознаграждаются согласно существующим законам". 18 января 1923 г. Наркомпрос постановлением " Об объявлении государственной монополии на издание произведений некоторых писателей" *(54) закрепил за собой право на издание произведений 47 русских писателей " на все время", причем " наследники произведений национализированных авторов вознаграждаются согласно существующим законам". Впоследствии Наркомпрос признал достоянием РСФСР все произведения Г.В. Плеханова*(55) и все переводы произведений Э. Синклера*(56). Первый советский закон об авторском праве был принят 16 февраля 1925 г. в форме постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и СНК СССР " Об основах авторского права" *(57). На основании этого постановления Всероссийский ЦИК и СНК приняли Декрет " Об авторском праве" *(58). 16 мая 1928 г. в законодательство об авторском праве были внесены изменения постановлением ЦИК и СНК СССР " Основы авторского права Союза ССР" *(59). В постановлении " Об авторском праве" 1925 г. срок действия авторского права установлен в 25 лет с момента опубликования произведения. В 1928 г. срок действия авторского права был распространен на жизнь автора и 15 лет после его смерти. Не считался нарушением авторского права перевод зарубежного произведения, его использование для создания нового произведения и т.д. " Основы авторского права Союза ССР" просуществовали до начала 60-х годов, когда их измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик. После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве в Основы гражданского законодательства СССР и гражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые расширили права авторов. В частности, авторское право стало признаваться в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Современный период. Новым этапом в развитии российского законодательства об авторском праве стали законы " О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" *(60) и " Об авторском праве и смежных правах" *(61). Предметом регулирования Закона Российской Федерации " О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" стали два объекта авторского права - компьютерные программы и базы данных. Закон соответствовал международным нормам того времени, в частности Директиве Европейского союза " О правовой охране компьютерных программ" *(62). Проект Закона Российской Федерации " Об авторском праве и смежных правах" разработан российскими специалистами на основе " Типового закона ВОИС об авторском праве и смежных правах", о котором в настоящее время ВОИС предпочитает не упоминать. Через 82 года Россия получила законодательство, которое превосходило по уровню и объему охраны Закон Российской империи " Об авторском праве" 1911 г. В частности, срок действия авторского права достиг установленного еще в 1837 году; Закон признал и стал охранять смежные права, а также новые виды произведений науки, литературы и искусства; специальный раздел был посвящен системе коллективного управления имущественными правами авторов, которая начала развиваться в России с 1870 г. Закон Российской Федерации " Об авторском праве и смежных правах" был изменен и дополнен в 2004 г., включив нормы " интернетовских договоров" в весьма своеобразной форме. Новым этапом развития законодательства об авторском праве и смежных правах стали разработка, принятие и вступление в силу 1 января 2008 г. части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации*(63) с отменой всех ранее действовавших специализированных законов в области интеллектуальной собственности, в том числе и авторского права. Вступление в силу новой части Гражданского кодекса подвело черту под почти десятилетними дискуссиями о соотношении специализированных законов и Гражданского кодекса. Российская Федерация выбрала вариант кодификации всех положений об интеллектуальной собственности, против которой активно, но безуспешно выступала ВОИС, стремящаяся не допустить кодификацию законодательства об интеллектуальной собственности. С этой целью ВОИС неоднократно обращалась в Государственную Думу, в Министерство иностранных дел, в Постоянное представительство Российской Федерации при международных организациях в Женеве, пытаясь " разъяснить" недопустимость кодификации права интеллектуальной собственности. Одиозные представители ВОИС и иных международных организаций при любом удобном случае пытались убедить законодателей России в недопустимости кодификации права интеллектуальной собственности, используя любую, даже неблаговидную и лживую, аргументацию, в том числе и сравнение с законодательством, подписанным в свое время Муссолини*(64). Позиция ВОИС вполне объяснима, поскольку кодификация законодательства затрудняет его изменение и не позволяет ВОИС добиваться унификации законодательства стран-членов с нормами новых международных договоров, разрабатываемых в основном по инициативе развитых стран мира. Кодификация затрудняет глобализацию интеллектуальной собственности и поэтому противоречит интересам США и ряда стран Европейского союза, фактически управляющих деятельностью ВОИС. Следует признать, что в подобных условиях только очень небольшое число действительно независимых государств смогли кодифицировать свое национальное законодательство, в частности во Франции кодифицированное законодательство действует с 1 апреля 1997 г., а в России - с 1 января 2008 г.
|