Порядок проведения деловой игры
Деловая игра может проводиться как в начале, так и в конце обучения. В первом случае она выявит знания, полученные студентами, а во втором - будет способствовать практическому закреплению этих знаний. 1. Преподаватель знакомит студентов с целью деловой игры и ее содержанием. 2. Учебная группа распределяется на подгруппы, в каждой из которых назначается директор. Директору предлагается выделить (из состава своей подгруппы) руководителей структурных подразделений (в соответствии с перечнем, представленным в табл. 6). 3. Преподаватель напоминает студентам о том, что на каждую подгруппу возложена роль проектировщиков более совершенной структуры аппарата управления фирмой на базе предлагаемых мероприятий. 4. После выработки (в результате обсуждения) решений, руководитель соответствующей подгруппы отражает мнение всех ее участников (знаком + (плюс) в табл. 5), т.е. определяет влияние перечисленных факторов с соответствующей дифференциацией: абсолютное влияние, существенное влияние, незначительное влияние. 5. Подгруппа определяет (знаком + (плюс) в табл. 8) подразделения и службы, ответственные за введение предполагаемых изменений в существующую структуру фирмы. Кроме того, руководитель подгруппы в устной форме формулирует примерный перечень мероприятий, которые нужно выполнить, чтобы предполагаемое изменение было внедрено в практику. 6. Проводится дискуссионное обсуждение и оценка организационных проектов совершенствования существующей структуры аппарата управления, разработанных в каждой подгруппе студентов. Таблица 5 Оценка воздействия на изменение организационной структуры аппарата управления фирмы
Таблица 6 Распределение ответственности в аппарате управления за внесение изменений
18. " МОЗГОВАЯ АТАКА" - СПОСОБ ВЫДВИЖЕНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ Цели и задачи деловой игры Деловая игра " Мозговая атака" - продуктивный способ выдвижения новых идей. Подчас довольно сложная проблема, не поддавшаяся решению традиционными способами, неожиданно получала оригинальное решение методом " мозговой атаки". Этот метод развивает мыслительные процессы, способность абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели и т.д. Проведение деловой игры требует от преподавателя предварительной подготовки: необходимо выбрать тему занятия, тщательно и не один раз продумать процедуру " мозговой атаки", обосновать учебную задачу, разъяснить условия и правила коллективного генерирования идей. И самое главное - дать заключительную оценку. Найденные решения реальных проблем целесообразно после соответствующей обработки направить руководству фирмы для рассмотрения возможности их внедрения и получения участниками необходимого денежного вознаграждения по результатам внедрения.
|