Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРАЗДНИК ПАСХИ. — СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО





 

 

Слово " Пасха" значит с еврейского " прехождение, избавление". Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: " Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

 

 

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: " Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав";. Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором.

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества св. Царя Давида: " Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…";, а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: " Христос воскресе из мертвых…"

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма; они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостною песнью: " Христос воскресе из мертвых!.."

Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит преимущественно из пения канона, составленного св. Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным " Христос воскресе из мертвых! ". Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами: Христос воскресе! " На что верующие отвечают: " Воистину воскресе! " Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа ученикам Своим по воскресении.

При конце утрени, после пения: " друг друга обимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением";, все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: " Христос воскресе! " и отвечая: " Воистину воскресе! ". Это приветствие они запечатлевают целованием и дарением пасхальных яиц, которые служат знаменательным символом восстания из гроба, — воскресения жизни в самых недрах его, силою всемогущества Божия.

Затем читается слово Иоанна Златоуста, начинающееся словами: " Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества…" Св. Иоанн Златоуст призывает возрадоваться всех: " Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь…"

" Никто же да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никто же да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть…"

И, наконец, он торжественно возглашает вечную победу Христову над смертью и адом: " Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе (ибо теперь смерть не есть уничтожение, а только временное состоите): Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь".

После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова (начинающееся словами: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово…), в котором изображается божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что всем народам на земле " изыде вещание" о Господе.

Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб, — Артос, который в Светлую Субботу после Литургии раздается верующим, как пасхальное благословение.

После пасхальной Литургии (иногда между Заутреней и Литургией), совершается освящение куличей, пасох, яиц и мяса, для пасхальной трапезы верующих.

В следующие дни Пасхи, после Литургии, при колокольном звоне, бывают крестные ходы около церкви, в которых, как победный трофей, носится крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.

Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 29 гл. 19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу. Отпуст говорит с крестом.

Всю Светлую Пасхальную Неделю звонят во все колокола.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника св. Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В первый вторник после пасхальной недели св. Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется " Радоницей ". После Литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих ближних родных.

Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 637. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия