Финансирование самой дорогой кинокартины
Создать супербоевик — эго не рядовое дело. Это одно из самых рискованных предприятий и требует огромного количества денег. Здесь можно очень много потерять. А можно очень много получить, особенно если в съемках участвует международная кинозвезда, в качестве режиссера картины выступает знаменитость в расцвете славы, а жанр фильма — научная фантастика в сочетании с приключенческим боевиком, нашпигованным трюками и спецэффектами. Студия " Кэролко" надеялась получить много, решившись снять фильм " Терминатор-2: Судный день" с Арнолдом Шварценеггером в главной роли. Сколько должен стоить " Т-2"? Для начала " Кэролко" нужно было выкупить права на картину у " Хемдейл Филм Корпорейшн", которая выпустила фильм " Терминатор". Только одно это обошлось бы " Кэролко" в 10 млн. дол. — сумму достаточную, чтобы финансировать новый фильм с новым режиссером. Шварценеггер, который был в тот момент одним из наиболее высокооплачиваемых актеров в мире, согласился бы участвовать в фильме за 12 млн. дол. Джеймс Кэмерон — сценарист и режиссер самых прибыльных научно-фантастических картин, готов был бы написать сценарий и стать режиссером картины не меньше чем за 5 млн. дол. Цена производства картины, с учетом самых современных трюков и спецэффектов, костюмов и оплаты актеров, оценивалась в более чем 51 млн. дол. Затем еще не меньше 10 млн. дол. составили бы косвенные производственные издержки, такие, как затраты на переезды и оплату жилья, а также прочие непредвиденные расходы. Таким образом, общая сметная стоимость производства " Т-2" приближалась к 90 млн. дол. — самый дорогой фильм из всех выпущенных к тому времени кинокартин. Что же могло подтолкнуть " Кэролко" или кого-то другого к вложению таких колоссальных сумм в кинокартину, которая могла ведь и не завоевать успеха в Соединенных Штатах и других странах? Причина в том, что комбинация студии " Кэролко", Шварценеггера и Кэмерона обещала этому спекулятивному предприятию высокую вероятность успеха. " Кэролко" — компания открытого типа, чьи акции котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже начиная с 1986 г. Но держатели акций, хотя и обеспечивают бизнесу акционерный капитал, не финансируют производство кинокартин в прямом смысле слова. Для этого используются исключительно голливудские методы— и особенно в случае " Кэролко", — а именно продажа прав проката. Большинство компаний, выпускающих кинокартины, сами распространяют свою продукцию. Издержки распространения и проката включают в себя маркетинговые расходы. Только реклама такой кинокартины, как " Терминатор-2", может обойтись в миллионы долларов. Компании, сами занимающиеся прокатом своих картин, могут получить крупные прибыли, если фильм кассовый; но если фильм ожидает провал, все предприятие может лопнуть под бременем издержек проката. Серия таких неудач затрудняет для компании приращение капитала за счет вкладчиков, которые готовы взять на себя спекулятивный риск, только если будущая кинокартина обещает прибыли. Таким образом, кинокомпания может оказаться на грани разорения, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему падению цен на ее акции. " Кэролко" с самого начала избрала иные методы управления финансовой стороной своего бизнеса. Вместо того чтобы создавать собственную систему распространения и проката, " Кэролко" продает права проката фирмам, занимающимся распространением фильмов в Соединенных Штатах и других странах, распространителям видеофильмов, компаниям кабельного телевидения и телевизионным сетям по всему миру. Эти компании платят " Кэролко" вперед определенный процент от стоимости прав, что обеспечивает финансирование производства кинокартины. Остальная сумма выплачивается после того, как кинокартина будет готова и начнет приносить доходы, поступающие из касс кинотеатров, от проката видеофильмов и телевидения. Даже если картина окажется неудачной, " Кэролко" защитила себя от убытков, переложив часть финансового риска на плечи распространителей. Кроме того, " Кэролко" обеспечила себе преимущества международного распространения, создавая приключенческие картины, которые собирают большую аудиторию по всему миру. Компания начала с выпуска нескольких серий " Рэмбо", которые; в начале 80-х годов получили общемировой успех. Договор " Кэролко" с Шварценеггером о съемках в продолжении " Терминатора" оказал ' благотворное влияние на ее торговлю правами проката. " Кэролко" получила авансом 61 млн. дол. за право международного распространения фильма. 4 млн. аванса были получены от " Три-Стар Пикчерз", подразделения " Коламбиа Пикчерз Энтертейнмент", за прокат фильма в американских кинотеатрах. " Лайв Энтертейнмент", дочерняя компания " Кэролко", заплатила 10 млн. аванса за права проката видеофильма в Америке и Канаде. " Шоутайм", подразделение " Вайэком Интернэшнл", заплатила 9 млн. дол. аванса за право проката по кабельному телевидению, а продажа прав показа по телевидению принесла еще 7 млн. дол. Таким образом, авансовые платежи за права проката " Т-2" составили в совокупности 91 млн. дол. — вполне достаточно, чтобы покрыть сметную стоимость картины. Но " Кэролко" составила контракты на право проката таким образом, чтобы получить еще больше, если картина будет иметь широкий успех. После того как затраты распространителей будут покрыты и если кассовые сборы превысят определенную сумму, доля " Кэролко" должна возрасти. По оценкам руководства " Кэролко", 260 млн. дол. международного кассового сбора — такой доход принесла другая картина с Шварценеггером " Полное восстановление памяти" —даст компании 30 млн. дол. прибыли. " Терминатор-2" оказался великолепной инвестицией. Только за первые четыре месяца проката картина принесла 400 млн. дол. со всего мира.
Вопросы для обсуждения
1. Если бы вы были распространителем видеофильмов, какие факторы вы хотели бы рассмотреть, прежде чем соглашаться на контракт с " Кэролко" о праве на прокат " Терминатора-2"? 2. Почему институциональные и индивидуальные инвесторы могли бы захотеть купить акции " Кэролко", учитывая неустойчивую природуее бизнеса? 3. Почему " Кэролко" (или любаядругая кинокомпания) не использует банковские ссуды или векселя для финансирования производства кинокартин? Библиография 1. Современный бизнес: Учеб. В 2 т. Т.2: Пер с англ. / Д. Дж. Речмен, М.Х. Мескон, К.Л.Боуви, Дж. В.Тилл. - М.: Республика, 1995.- Гл. 19 2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА, 1997 - 3. Курс предпринимательства: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель и др.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. -Гл. 8 4. Основы предпринимательского дела: Учебник 2-е изд., перераб и доп. / Под ред. Ю.М Осипова и др. М.: Издательство БЕК, 1996.Раздел V, Гл.11-14. 5. 1.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под редакцией В.К. Сенчагова, А.И. Архипова – М., 2000 6. 2.Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М., 2000 7. 3.Уткин Э.А. Курс менеджмента. – М., 1998 8. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА, 2001 - Гл.21; 9. Современный бизнес: Учеб в 2 т., Пер. с англ., /Д. Дж. Речмен, М.Х., Мескон и др. - М.: Республика, 1995, т.18. 10.Финансы, деньги и кредит/ Учебник/Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2001, гл.22, 23 11.Брунер Р.Ф. и др. Краткий курс МБА / Пер. с англ. - М.: ЗАО " Олимп-Бизнес", 2000, Гл. 11. 12.Madura J. Introduction to Business, 2nd edition. - South-Western College Publishing 2001, Chapter 16 13.Иванов А., Иванова Н., Первозчиков А. Предварительная экспертиза стратегических инвестиций в промышленность Россию // Проблемы теории и практики управления, 2002, №2, с. 54-57. 14.Коляда Е. Влияние репутации компании на привлечение инвестиций //Управление компанией, 2002, №5, с. 26-29ю 15.Ибрагимов Р. Стратегия финансирования и управление стоимостью компании// // Управление компанией, 2002, №5, с. 39-44. 16.Агеев С., Гурова Т. Три портрета российского директора // Эксперт, №15, 21 апреля 1997, С.34-44; 17.Гурова Т., Щенкова Н. Проблемы инвестиций. Взгляд директора // Эксперт, № 15, 21 апреля 1997, С.46-51.
|