Архитектура и искусство Древней Руси
В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. Эти сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли нести в себе эстетическое начало. Для жилой постройки важны были удобство и приспособленность к климату, из-за чего, например, начали возводить высокие кровли с крутыми скатами, чтобы не задерживались снег и влага. Для крепости первостепенными были прочность и неприступность. Поскольку раннее строительство на Руси было деревянным, то постройки этого времени практически не сохранились. Со строительством городов с их укреплениями, стенами, башнями, валами, посадами, мостами накапливался опыт и вырабатывался своеобразный архитектурный стиль. Различные иноземные традиции, хоть и оказали на него влияние, но не уничтожили особого колорита, отличающего русское зодчество от византийского и европейского. Русским постройкам всегда было свойственно единство простоты линий с изысканностью и многообразием деталей, соединение простоты и монументальности, чистоты линий и богатства декора. Эти качества проявились с особой полнотой при сооружении храмов после принятия христианства. Пришедшее из Византии христианство привнесло в архитектуру сильное византийское влияние: многие храмы строились греческими мастерами, другие — совместно греческими и русскими зодчими. Постепенно крестово-купольная форма храма, заимствованная из Византии, была модифицирована русскими мастерами. В России часто сооружаются многокупольные храмы. Количество куполов зависело от главной идеи сооружения. Например, у деревянной Преображенской церкви в Кижах 22 купола, а в летописях можно найти запись о киевской церкви в 25 куполов. Количество куполов храма имело свою символику: два купола воспринимаются как соединение в Христе божественного и человеческого, три — это Троица, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, тринадцать — Христос и двенадцать его апостолов и т. д. Долгое время храмы были деревянными, каменное строительство начинается в конце X века в Киеве с сооружения Десятинной церкви, построенной греческими мастерами и разрушенной в период монгольского нашествия.
Вокруг традиции иконописания еще задолго до возникновения Руси в Византии велось множество споров. Один из столпов византийского христианства, Василий Великий обратил внимание на то, что живописцы “весьма далеко уклоняются от оригиналов, что и естественно” [329, с. 96]. Это соображение положило начало затянувшейся полемике между иконоборцами и иконопочитателями. Первые полагали, что Бог не может быть изображен в человеческом облике, поскольку он — только идея божественной сущности. Иконопочитатели настаивали на том, что изображение — не есть само божество, изображение тождественно Богу не “по сущности”, а “по имени” (см. также гл. XV, § 3, 4). Отголоски этой дискуссии нашли свое отражение в русской культуре, где вырабатываются различные школы иконописи, а в некоторых позднейших направлениях христианства и ересях появятся попытки обойтись без иконописи.
Храм Софии в Новгороде. 1045—1052 годы
С возникновением письменной литературы складывается искусство книжной миниатюры. Уже в Остромировом евангелии есть изображения евангелистов. Не только рисунки, но различные орнаменты, разрисованные заглавные буквы, всевозможные виньетки украшали рукописные книги.
Особенностью ранней русской культуры является то, что она за сравнительно короткий период времени — всего несколько столетий — совершила мощный рывок от разрозненных племен до высокого уровня развития, обретя уже тогда свой неповторимый облик, на что многим культурам мира понадобились тысячелетия. Впитав в себя многочисленные течения составляющих ее племен, восприняв многие черты и качества у восточных и западных соседей, русская культура приобрела свою специфику, наложившую отпечаток на все последующие периоды ее развития, получила международное значение.
|