Студопедия — Архитектура и живопись домонгольского периода
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектура и живопись домонгольского периода






 

Раздробленность Руси несла с собой две противоположные тенденции. С одной стороны, она негативно сказывается на общем политическом и экономическом положении государства, с другой, культура Руси становится более многообразной. Новые экономически самостоятельные княжества со своими династиями расширяют культурные связи, и это способствует росту и обустройству городов. Заказчиками монументальных сооружений стольных княжеских городов являются сами князья, поэтому постройки должны были служить утверждению могущества и богатства князя. К исполнению заказов князья привлекают не только прославившихся известных зодчих, но и своих мастеров, которые создают местные архитектурные и художественные школы, имея возможность полностью раскрыть свой талант. Недаром имена многих из них упоминаются в летописях: художник, занимавшийся мозаикой, — Алимпий и мастер Петр Милонег из Киева, зодчие из Новгорода Петр и Коров Яковлевич и другие.

Долгое время при создании сооружений зодчие разных городов следовали установившимся традициям. В одних городах это была киевская традиция, использовавшая одинаковые строительные материалы, особенности украшений и крестокупольную конструкцию. Все эти элементы строительства для зодчего были настолько взаимосвязаны, что изменение хотя бы одного — например, строительного материала — влекло за собой изменение всего замысла целиком. Поэтому каменное строительство в Смоленском или Черниговском княжествах, следовавших киевской традиции, мало отличалось в архитектурном отношении. В других же землях — в Галиче, Суздале, Владимире, Новгороде — создавались свои направления. В Новгороде использовали для построек местный материал — известняковые плиты. Для того, чтобы поверхность была ровнее, ее перемежали рядами кирпичей. Поскольку известняк не слишком долговечен, его начали покрывать раствором. Но и это не придавало четкости линий постройке. Эту особенность отметил художник и искусствовед И. Э. Грабарь (1871 —1960) при характеристике облика новгородских построек. Сохранился сложенный из известняковых блоков, укрепленных раствором извести с битым камнем, Успенский собор в Галиче. В архитектуре этого и других храмов заметны элементы романского стиля, с которым русские мастера были несомненно знакомы.

Особой красотой выделяются постройки во Владимире: сохранились белокаменные Золотые ворота, входившие в оборонительные сооружения города, два монументальных собора — Успенский и Дмитриевский: украшенные позолотой, богатой резьбой и лепниной, они отличаются высоким благородством простоты. По праву лучшим созданием владимирских мастеров считается церковь Покрова на Нерли, первоначально задуманная как сооружение, показывающее кораблям, идущим по реке Клязьме, что они приближаются к княжеской резиденции. Эта церковь сооружалась на болотистом месте, поэтому мастера были вынуждены насыпать искусственный холм для возведения своей постройки. Этот легкий и светлый белокаменный храм, глядящийся в воды реки и как бы летящий в небо, наверное, самое поэтическое создание русских мастеров домонгольского периода.

Прежде чем говорить о живописи, уточним некоторые моменты. На Руси еще не существовало понятия “живопись” — это было время “иконописи”. Иконописцев называли “богомазами”, но без уничижительного оттенка. Так же, как и в архитектуре, в живописи домонгольской Руси возникают местные школы. Если на предыдущем этапе в изобразительном искусстве было сильно византийское влияние, поддержанное Киевом, то в XII веке оно начинает приобретать собственные черты. С одной стороны, усиливается влияние церкви, требовавшей отхода от “двоебожия” (проникновения языческих влияний в христианство), с другой — в живописи все более интенсивно начинает проявляться народное, древнеславянское начало, особенно заметное в работах мастеров местных школ. В результате иконопись вобрала в себя и то, и другое: образы икон становятся строже, суровее, аскетичнее и — одновременно — менее похожими на их византийские прототипы, постепенно приобретая славянский облик. Образцом византийских традиций, укрепившихся в киевской школе живописи, является “Спас Нерукотворный” (лицо Христа на плате). А вот в иконах новгородских мастеров мы видим грубоватые лица, изборожденные морщинами, лица людей, познавших всю суровость жизни, такие лица не свойственны византийскому письму.

С течением времени иконы как бы вбирают в себя знание человеческой натуры и умение лаконично и ярко передать ее, суровость взгляда сменяется грустью и задумчивостью. К началу XIII века появляются принципиально новые концепции христианских образов: образ Богоматери как заступницы, покровительствующей людям (он получил название “Покрова”, и на владимирской земле появился соответствующий праздник); образ архангела Михаила приобретает значение небесного заступника; создается образ князя — борца за единство Руси (икона из города Дмитрова “Дмитрий Солунский”). Здесь мы видим даже новую символику, ранее неизвестную иконописи: меч — символ защиты, заступничества и справедливого судии; княжеский престол — символ единой Руси. Даже образ Христа претерпел изменения. Грозный и величественный бог уступает место богу милостивому, прощающему и доброму.

Русское искусство домонгольской Руси прошло хоть и короткий, но блестящий путь развития. Оно смогла подняться от наивности начального периода до уровня глубоких обобщений, обрести многообразие направлений и школ и одновременно выработать черты, которые составили общенациональные особенности русского стиля.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 589. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.019 сек.) русская версия | украинская версия