Глава 1. Продукты отрасли культуры
Веселкин Максим Сергеевич
ВВЕДЕНИЕ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебное пособие
Редакторы
Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 12. Тираж 1000 экз. Изд. № Заказ №
ОАО «Издательство «Советский спорт». 105064, Москва, ул. Казакова, 18. Тел./факс: Сайт: E-mail:
Отпечатано с готовых диапазитивов В ООО «Риза». 140404, г. Коломна, ул. Астахова, д. 25
И.В. Чарная Введение в экономику культуры
МОСКВА 2010 МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ И. В. Чарная Введение в экономику культуры Допущено учебно-методическим объединением
МОСКВА 2010
Рецензенты: Галаева Е.В., д.э.н., профессор, Янкевич В.С., д.э.н., профессор
Чарная И.В. Введение в экономику культуры: Учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2010. – с.
В учебном пособии рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся идентификации отрасли культуры в системе общественного разделения труда и ее внутреннего экономического и организационного устройства, определяемого отношениями собственности и механизмами обмена (рыночной связи) между субъектами экономической деятельности. Пособие предназначено для студентов вузов, изучающих экономику культуры, в частности, для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (культура и искусство)».
Oacute; Чарная И.В., 2010 Ó Московский государственный Университет культуры и искусств, 2010 Предисловие Со времени первого издания учебного пособия «Введение в экономику культуры» произошли определенные изменения, касающиеся в основном правового и организационного поля отрасли культура. Так, структурные изменения в федеральном ведомстве культуры, связанные с размежеванием культуры и СМИ, позволили точнее определить область культурного производства. Они подтвердили практическую ценность признаков технологической однородности отрасли, рассмотренных в пособии. Стали реальностью новые организационно-правовые формы учреждений культуры – свидетельства динамики хозяйственного механизма отрасли и её отношений собственности. Пали последние «бастионы» государственной экономики в культуре: мораторий на приватизацию был снят, и в сферу рыночного обмена включили памятники. Расчистилось, структурировалось правовое поле интеллектуальной собственности: появился долгожданный комплексный правовой механизм её регулирования – Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ. Эти и другие новации, совершенствуя, развивая организационно-правовые отношения, уточняли и выверяли маршрут культуры в направлении рыночной экономики. Изменения необходимо было отразить в учебном пособии, чем и было вызвано его переиздание. Помимо этого, новой главой о ценообразовании расширена характеристика рынка культуры. Значительно дополнена иллюстративная база пособия – приложения. Переделки не изменили цель учебного пособия – идентификация наиболее сложной и синкретичной отрасли экономики, какой является культура, определение её места в системе общественного разделения труда. Пособие предваряет и делает возможным изучение проблем хозяйственного механизма отрасли – её внутреннего экономического устройства. В соответствии с этим в первой главе дается характеристика производимого в отрасли продукта, во второй – подхода к определению масштабов этого производства – экономических и административных границ. Базовые отношения собственности и обмена анализируются в третьей и последующих главах.
Глава 1. Продукты отрасли культуры Отрасли как крупные образования экономики объединяют производителей одинаковых или сходных (идентичных) продуктов. Продукция конкретной отрасли может быть охарактеризована со стороны содержания и со стороны экономической формы.
|