Проблема периодизации мировой и отечественной истории
Проблема периодизации истории – одна из наиболее сложных и актуальных научных проблем. Дело в том, что до сих пор в исторической науке нет единого критерия такой периодизации. Традиционным подходом к решению этой проблемы является выделение различных эпох: древнего времени, средневековья, нового и новейшего времени. Их обычно связывают с конкретными крупными достижениями в области политики, экономики и культуры. Однако часто границы такой периодизации оказываются размытыми, поскольку разные страны и народы развивались по-разному. Многие государственные образования и народы меняли свои исторические границы и ареалы своего проживания, осуществлялось переселение разных этносов. Классический пример – отечественная история. Русское государство возникло намного позднее государств – полисов древней Греции или государства древнего Рима. Отсюда следует, что если для этих государств Х век н.э. представлял собой уже период средневековья, то для нас он означал древний, начальный период своего развития. И таких примеров в мировой истории более чем достаточно. Поэтому периодизация по эпохам и в зависимости от каких-то конкретных событий часто оказывается весьма абстрактной, критерии такой периодизации – неоднородными и размытыми, а сама периодизация порой противоречит истории конкретных национальных государств. Тем не менее, одной из типичных является периодизация по эпохам, предложенная французским просветителем Ж.Кондорсе (1743-1794). В истории человечества он выделил десять эпох. Первой эпохой он считал племенную организацию человечества, когда основным занятием людей были собирательство, охота и рыбная ловля. Это была эпоха предрассудков, отсутствия научных знаний, язычества. Второй эпохой французский исследователь считал земледелие, к которому со временем перешло человечество. Земледелие привело к оседлому образу жизни, более детальному освоению окружающей среды, появлению первых научных знаний, необходимых для осуществления растениеводства и некоторых других отраслей сельского хозяйства. Третья эпоха, по мнению Ж.Кондорсе, связана с появлением письменности и религии. Однако, автор не дает сколько-нибудь серьезных аргументов того, почему он изменяет критерий периодизации истории (когда вместо рода занятий берется форма общения между людьми) и почему он различает язычество и религию. Четвертой эпохой автор считает античность и связывает ее наступление с начало профессиональных занятий наукой. Пятую эпоху он называет «прогрессом наук от их разделения до их упадка». Такой размытый подход свидетельствует лишь о том, что автор искренне полагал, что распространение христианства в Европе и других религий в мире в целом приведет к «концу науки». Но теперь ясно, что такой фатализм автора оказался необоснованным. Шестая эпоха обозначалась им хронологически до начала крестовых походов, что также вызывает вопросы к критериям периодизации. В данном случае Ж.Кондорсе «берет» конкретные политические события и нарушает собственную логику периодизации истории. Седьмая эпоха, согласно его рассуждениям, началась с «первых успехов наук в период их зарождения на Западе до изобретения книгопечатания». Восьмая эпоха охватывает период с начала книгопечатания и охватывает время «великих географических открытий». Однако конечные ее рамки расплывчаты. Девятая эпоха длится до образования французской республики, а десятая эпоха – это уже время Просвещения. Другим вариантом периодизации мировой и отечественной истории может служить формационный подход, предложенный К.Марксом (1818-1883). Он делил всю мировую историю на общественные формации: первобытно общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и т.д. В качестве критерия для такой периодизации автор брал характер господствующего типа собственности, а именно частную собственность на средства производства. Но при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что частная собственность существовала и при рабовладельческом строе и при феодализме и при капитализме. Менялся лишь характер эксплуатации труда и содержание самого труда. Но и здесь все оказывается не так просто. Например, в древней Греции, вопреки распространенному мнению, труд рабов играл существенно меньшую роль, чем ему приписывали историки. В нашей стране вообще не было рабовладения, хотя и существовало крепостное право. Но разница между первым и вторым была в том, что труд холопов (полностью бесправных людей) никогда на Руси не играл сколько-нибудь существенной роли, в отличие от других категорий населения: смердов, рядовичей, закупов и т.д. Их труд по существу был наемным, как и труд промышленных рабочих при капитализме. Помимо этого необходимо отметить, что институт частной собственности был крайне не развит в странах Востока. Там, как известно, преобладала государственная собственность (особенно на землю). В древней Индии такая форма земельной собственности называлась джагират, в средневековом Иране – хараг, в Арабском халифате – икта и т.д. Поэтому выбранный К.Марксом критерий периодизации истории также вызывает критику. Например, современный историк экономики Р.М.Гусейнов считает, что термин феодализм – понятие чисто европейское. А другой историк Л.С.Васильев предлагает свою «ограничительную» версию формационного деления истории. Он, например, считает, что понятие феодализм можно использовать для характеристики общественно-политической истории, но никак не для социально-экономической истории. В связи с этими суждениями следует также отметить, что под общественной формацией К.Маркс подразумевал исторически определенный способ производства, который представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. В основу такой периодизации была положена классовая идеология. Определенный социальный класс объявлялся господствующим, а принадлежавшая ему форма собственности – основной. Но возьмем, к примеру, средневековую Италию. Во Флоренции господствовали Медичи, которые занимались предпринимательской деятельностью, торговлей. Какой тогда была Флоренция: феодальной или капиталистической? Аналогичные вопросы возникают при изучении истории других итальянских городов – государств и даже целых стран (Голландии, Великобритании и т.д.). Нужно заметить, что еще до К.Маркса многие исследователи предлагали свои варианты периодизации истории. Так, французский социалист-утопист Ш. Фурье (1772-1837) предлагал свою «комплексную» концепцию. Всю историю человечества делил на три большие эпохи: эпоха до начала производительной деятельности людей; эпоха пассивного хозяйства (собирательство, охота, рыбная ловля и т.д.); эпоха производительного хозяйства (ремесла, промыслы и т.д.). Внутри каждой эпохи Ш.Фурье выделял периоды. Так, в рамках первой эпохи он выделял периоды первобытного эдема, дикости и патриархата. В рамках второй эпохи выделялись периоды варварства и цивилизации. Наконец, в рамках третьей эпохи им были выделены периоды «гарантизма», «социантизма» и «гармонизма». Внутри каждого периода Ш.Фурье выделял более короткие временные отрезки – фазы (зарождения, расцвета, угасания). Существовала и другая версия периодизации истории. Ее предложил лидер научной исторической школы в Германии Ф. Лист. Он считал целесообразным выделять различные периоды в мировой истории в соответствии с характером господствующего вида человеческой деятельности. Поскольку общество развивалось, на взгляд немецкого ученого, путем перехода от одного вида деятельности к другому, то логичным становилось выделение определенных стадий в этом общем процессе. Такими стадиями исследователь считал дикость, пастушеское хозяйство, земледельческое мануфактурное хозяйство, коммерческое мануфактурное хозяйство. Иными словами, в основу своей версии периодизации истории ученый ставил социально–экономические критерии. Аналогичным образом рассуждали и другие немецкие исследователи. Например, В.Зомбарт (1851-1916) считал, что единственным критерием для выделения исторических периодов или стадий развития человечества может быть только «экономическая техника» (орудия труда, наука, техника и технология). Но, как показывает история, неравномерность социально-экономического и социокультурного развития, их разная динамика в отношении к разным странам и народам, также затрудняет поиск общепринятой системы периодизации мировой истории. Среди других концепций периодизации истории можно назвать идею немецкого ученого К.Бюхера (1847-1930) о делении всей мировой истории на три фазы: фазу замкнутого развития, фазу ремесленного развития и фазу рыночного развития. Суть первой фазы состояла в автаркии, т.е. изолированном развитии экономической, политической и культурной жизни той или иной страны. Примером такого развития могут служить средневековый Япония и Китай. Вторая фаза предполагала развитие внешних, прежде всего, экономических связей, торговли, но основой существования той или иной страны продолжал оставаться внутренний рынок и опора на внутренние силы. В современном мире примером такого положения может служить Северная Корея (идеи «чочхэ»). Наконец, третья фаза предполагала активные интеграционные процессы, вхождение конкретной страны в мировое сообщество, усиление ее влияния на общемировые процессы. Примерами этой фазы в нашей истории могут служить возвышение Киева и Москвы, соответственно, при Ярославе Мудром (1019-1054гг.) и Иване III (1462-1505гг.). Во многом аналогичной периодизации истории, предложенной К.Бюхером, был и подход американского социолога начала ХХ в. Т.Веблена (1857-1929), который выделял эпохи варварства, ремесленничества и промышленного развития. Другой американский ученый Г.Минз свою периодизацию мировой истории предлагал выстраивать по типам хозяйственных систем. Он выделял в качестве таких типов натуральное хозяйство, «атомистическую» экономику, частный капитализм и коллективный (народный) капитализм. Наконец, современный американский социолог Э.Тоффлер, используя цивилизационный подход и экономические критерии, выделяет в истории человечества три «волны», последовательно сменявшие друг друга. Первой он называет аграрную волну, когда все люди занимались преимущественно сельским хозяйством. Второй является промышленная волна, когда решающее значение получило развитие промышленного производства. Наконец, третьей, современной, волной автор считает технологическую волну, когда ведущая роль в развитии человечества переходит к технологиям(компьютеризация, роботизация, нанотехнологиии т.д.). Среди экономических критериев периодизации человеческой истории особое место занимает критерий характера труда, поскольку труд отражает сущность самого человека как социального и духовного существа. В этой связи можно вспомнить концепцию известного народника Н.К.Михайловского, который, в отличие от К.Маркса, не характер собственности, а характер труда считал важнейшим для периодизации истории. Он предлагал учитывать различные формы кооперации, физиологическое и общественное разделение труда для определения различных степеней исторического процесса. По мнению русского ученого, общество может достигнуть высокой степени развития, но принадлежать к низшему типу организации, как например, буржуазное общество, основанное на разделении труда и сложной кооперации. И наоборот, первобытный коммунизм, и коммунизм будущего, по мнению ученого, характеризуются низкой степенью развития (отсутствие общественного разделения труда, простая кооперация), но зато дают высокую степень организации. Поэтому, кстати, Н.К.Михайловский и заявлял, что «идеал позади нас». Но, какой бы значимой не являлась сфера хозяйства, она не «покрывает» собой весь исторический процесс развития народов. Признание роли хозяйственной деятельности в развитии человечества, естественно, не исключало и иных подходов к периодизации его истории. В этом смысле особое внимание играл культурологический подход, связанный с выявлением неких «ключевых», определяющих изменений в роли культуры, как материальной, так и духовной. В этом смысле можно назвать теории «исторических народов» Г.В.Ф.Гегеля, «культурно-исторических укладов» Н.Я.Данилевского, «эталонных обществ» К.А.Сен-Симона, «энергетизма» С.Геринга, «пассионарности» Л.Н.Гумилева, «коммуникации» Г.Мак Люэна и др. Еще одним вариантом периодизации истории может служить также критерий развития государственности. Не случайным является известное мнение о том, что подлинная история народов начинается с обретения ими собственной государственности. Если мы обратимся к отечественной истории, то обнаружим, что древнерусское государство возникло в IX в. в северной части Восточно-Европейской (или Русской) равнины. Известно следующее историческое событие. В 862 г. Новгород Великий пригласил трех братьев – варягов Рюрика, Синеуса и Трувора с дружиной – для княжения и обороны от внешних врагов. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Изборске. Вскоре после смерти братьев Рюрик стал княжить один во всех этих землях. Таким образом, Рюрик был первым достоверно известным истории общерусским князем, который объединил под своей властью несколько древнерусских земель. По вопросу образования государства у восточных славян с XVIII в. по сей день существует две теории: норманнская и антинорманнская. В 1749-50 гг. в Петербургской академии наук развернулась острая дискуссия по поводу докторской диссертации Г.Ф. Миллера «Происхождение народа Российского». Немецкий историк Миллер, принявший российское подданство, утверждал, что государственность на Руси была привнесена норманнами (скандинавами). М.В. Ломоносов резко выступил против норманнской теории Миллера, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. На основе русских летописей и средневековых источников он раскрыл роль славян в истории Европы. Ломоносов считал Рюрика и его братьев выходцами из Пруссии. А наименование «варяги», по его мнению, было обозначением не национальности, а их занятий (варяги, вороги, т.е. морские разбойники, грабившие торговые суда). Ломоносов утверждал, что «язык варяги - русь» являлся родственным славянскому. Рюрик правил в Великом Новгороде с 862 по 879гг. После его смерти Новгородским князем стал Олег, воевода и родственник Рюрика, опекун его малолетнего сына Игоря. В 882г., собрав большое войско и взяв с собой Игоря, Олег совершил поход по торговому пути «из варяг в греки», взял города Смоленск и Любеч на Днепре и овладел Киевом. Таким образом, развитие Новгородской Руси (862-882 гг.) явилось первым этапом зарождения Российского государства. Утвердившись в Киеве, Олег, прозванный Вещим, объединил под своей властью Новгородскую и Киевскую земли. Он покорил славянские племена: кривичей, полян, древлян и др., а также финские народности: чудь, весь мерю, мурому. Он стал основателем Великого княжества Киевского – Киевской Руси. Возвышение Киевской Руси означало второй этап в развитии Российского государства, который продолжался с 882г. до 1237г., до монгольского нашествия на Русь. Упрочив свою власть в Поднепровье, Олег во главе большого войска из славян и финнов предпринял свой знаменитый поход на Царьград (Константинополь). Греки вынуждены были просить мира, и заплатили Олегу огромную дань. По преданию Олег в знак победы над греками прибил свой щит на воротах Константинополя. Большую роль в укреплении Киевской Руси сыграл князь Владимир, названный Крестителем, «Красным Солныш ком». В 988г. он крестил киевлян на берегах Днепра и его притока Почайны. Православное христианство стало государственной религией Руси. Крещение Руси содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры. Время политического и культурного расцвета Киевской Руси приходится на княжение Ярослава Мудрого (1019-54гг.). Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах, занимавший Киевский престол в 1113-25гг. продолжил усилия своего деда по защите земли Русской от внешних врагов (половцев), установлению мира и согласия между князьями. Свое название он получил от подаренной Киеву Византийским императором Константином Мономахом, богатой отороченной мехами и украшенной драгоценными камнями шапки. С тех пор шапка Мономаха стала короной русских князей, затем царей и императоров России. В XII в. начался упадок Киевской Руси в результате ее раздробленности на отдельные княжества. В XIII в. русские княжества подверглись монголо-татарскому нашествию (1237-42 гг.), шведской и немецкой агрессии. 15 июля 1240 г. на реке Неве русские войска во главе с князем Александром Ярославичем разгромили шведских захватчиков, обеспечив безопасность русско-шведской границы в условиях монголо-татарского нашествия на Русь. За проявленное полководческое искусство и мужество князь Александр был назван Невским. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялось сражение между русским войском во главе с Александром Невским и немецкими рыцарями-крестоносцами. Оно завершилось полным разгромом крестоносцев. Однако, победа русского оружия на Западе оказалась омрачена поражением на восточных рубежах. Монголо-татарское нашествие на Русь и монголо-татарское иго явилось черной полосой в истории России, определило ее значительное отставание от европейских государств, замедлило развитие экономики и культуры. Третий этап в истории Российского государства (1237-1480гг.) начинается со времени установления монголо-татарского ига и заканчивается изгнанием захватчиков объединенными силами русских земель. Начало освобождению русского и других народов от монгольского ига положила Куликовская битва 8 сентября 1380 г., в которой русские полки во главе с великим князем Московским и Владимирским Дмитрием Донским разгромили монголо-татарские войска под предводительством Мамая. Однако через два года, в 1382г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш сжег Москву и восстановил иго, которое продолжалось еще 100 лет. Летом 1480г. на противоположных берегах реки Угры (приток Оки) сошлись войска Ахмата, хана Большой Орды (наследницы Золотой Орды) и Ивана III, Московского князя. Противники несколько месяцев стояли друг против друга, не решаясь начать сражение. В ноябре 1480г. с наступлением холодов Ахмат отступил и ушел в степь, где был убит в бою с ногайцами и сибирскими татарами. «Стояние на Угре» означало конец монгольского ига. В XIV-XVI вв. все земли Северо-Восточной и Северо-Западной Руси объединились вокруг Москвы, были подчинены территории Поволжья, Урала и Западной Сибири. В 1547 г. Иван IV, Грозный стал первым царем -самодержцем Российского централизованного государства со столицей в Москве. Начался четвертый этап в развитии России. В начале XVII в. в России наступила Смута, характеризовавшаяся голодными бунтами, восстаниями, предательством бояр, пригласивших в Москву поляков. На русский престол претендовали самозванцы Лжедмитрий I и Лжедмитрий II, поддержанные Речью Посполитой и Швецией. В Нижнем Новгороде было создано ополчение под руководством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, освободившее 4 ноября 1612г. Москву от поляков. Пятый этап в истории России связан с именем Петра I (1682-1725 гг.), с образованием Российской империи. Петровские реформы превратили Россию в одну из ведущих мировых держав. При Петре I был создан военно-морской флот, одержана победа в Северной войне (1700— 1721 гг.), завоеван выход к Балтийскому морю, расширены границы государства. Сенат поднес Петру чин адмирала, титулы «отца отечества», «Великого» и «Императора Всероссийского». В 1712 г. столица России была перенесена в основанный Петром город на реке Неве — Санкт-Петербург. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский дал замечательную характеристику личности и деятельности Петра Великого: «Звание преобразователя стало его прозвищем, исторической характеристикой… Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идет напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева» Дальнейшее укрепление России произошло в период правления императрицы Екатерины Великой (1762-1796гг.). При ней существенно расширились границы государства. Были присоединены Причерноморье, Крым и ряд других территорий. В XVIII-XIX вв. произошло присоединение к Российской империи новых земель в Азии. Важнейшим событием XIX в. в России стала победа русских войск над Наполеоном в 1812 г. Это была Отечественная война всего российского народа против «Великой армии» Наполеона, в рядах которой сражались солдаты почти всей Европы. Российская армия, разгромив наполеоновские войска и освободив Европу, триумфально вошла в столицу Франции Париж. Офицеры и солдаты получили возможность сравнить тяжелое социальное положение народа в России с жизнью населения в Западной Европе, где крепостное право было ликвидировано в XVI-XVIII вв. Послевоенная хозяйственная разруха и усиление крепостнической зависимости вызвали стихийные выступления крестьян против помещиков, волнения рабочих на заводах, солдат в армии. Поражение России в Крымской войне (1853-1856гг.) ускорило отмену крепостного права. 19 февраля 1861г. Манифестом императора Александра II в России крепостное право было отменено. Известна знаменитая фраза Александра II, названного царем-освободителем: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу…» В соответствии с Манифестом и разработанными к нему положениями крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на принадлежащие им земли; полученные от помещиков наделы крестьяне обязаны были выкупать. Важным этапом в развитии России стали экономические реформы С.Ю.Витте и земельная реформа П.А. Столыпина (1906-1911гг.). В результате последней реформы русские крестьяне, наконец, получили землю в собственность. Свершилась их многовековая мечта. В 1904-1905гг. Россия потерпела поражение в русско-японской войне, в результате которой уступила Японии г. Порт- Артур и железную дорогу до ст. Чанчунь, а также Южный Сахалин. В 1914 – 1918 гг. началась Первая мировая война, в которой Россия выступила против Германии в союзе с Великобританией и Францией (военно-политический блок «Антанта»). Неудачи на фронте обострили внутренние проблемы государства. В феврале 1917 г. в Петрограде началась революция, царь Николай II отрекся от престола, власть в государстве перешла к Временному правительству. В октябре 1917 г. Временное правительство пало, власть взяли большевики во главе с В.И. Лениным, который стал Председателем Совета Народных Комиссаров. После Октябрьской революции и Гражданской войны (1918-1922 гг.), в истории России начался шестой этап – этап строительства нового (социалистического) государства, сначала в виде «диктатуры пролетариата», а затем в виде союзного общенародного государства. В 20-х годах ХХ в. наша страна пережила сразу несколько сложных периодов: военный коммунизм, новую экономическую политику. К концу 30-х годов XX в. были осуществлены программы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Быстрые темпы развития промышленности и сельского хозяйства достигались в значительной мере за счет снижения жизненного уровня народа. В 1939-1940гг. в СССР вошли страны Балтии – Литва, Латвия и Эстония, а также Бессарабия (вошла в состав Молдавской ССР), Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1939г. началась Вторая мировая война. фашистская Германия развязала Вторую мировую войну, захватив ряд европейских стран. В 1941 г. Гитлер вероломно напал на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война советского народа. В мае 1945г. фашистская Германия была разгромлена. Решающий вклад в победу над фашизмом внес советский народ и его доблестные Вооруженные силы. 2 сентября 1945г. капитулировала милитаристская Япония. Вторая мировая война закончилась победой союзников. Победу над фашистской Германией одержали солдаты на фронте и труженики тыла. Это они спасли мир от коричневой чумы. Именно благодаря их героизму окрепло и наше государство. В послевоенный период в нашей стране были достигнуты большие успехи в развитии атомной, ракетной и космической отраслей. 12 апреля 1961 г. свершился первый в истории человечества полет в космос летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Имя Гагарина, Героя Советского Союза, стало символом России. СССР, восстановив разрушенное войной народное хозяйство в западных республиках и областях, набрал в первые три послевоенных десятилетия высокие темпы прироста валового общественного продукта. Среднегодовые темпы прироста составили в 1951-1960 гг. - 8, 9%, в 1961-1970гг. – 7, 8%, в 1971-1980 гг. – 6, 9%. Однако затем просчеты руководства, неблагоприятные обстоятельства внутри СССР и на международной арене, социально-экономический кризис не дали реализовать многие начатые реформы. В 1991 г. под влиянием объективных и субъективных причин СССР распался. Союзные республики, провозгласив независимость, вышли из состава СССР. Распад СССР явился катастрофой для миллионов россиян, лишившихся разом своей родины и своей идентичности. Россия потеряла половину населения и почти четверть территории. В декабре 1991г. большинство бывших советских республик объединились в Содружество Независимых Государств – СНГ. Сегодня в составе СНГ 11 государств (все республики бывшего СССР, за исключением Грузии и трех прибалтийских республик). После распада Советского Союза в истории России начался новый седьмой этап. Первым Президентом Российской Федерации стал Б.Н. Ельцин. В 1993 г. в России принята новая Конституция. В 2000 г. Президентом РФ избран В.В. Путин (в 2004 г. переизбран на второй срок). В 2008 г. Президентом РФ избран Д.А. Медведев, В.В. Путин утвержден Председателем Правительства. 4 марта 2012 г. Президентом РФ вновь избран В.В.Путин. Согласно Конституции 1993г., Российская Федерация – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Во главе страны стоит Президент. Законодательная власть принадлежит парламенту (Федеральное собрание), состоящему из двух палат — Государственной думы (450 депутатов) и Совета Федерации (166 депутатов). В состав РФ сегодня входят 83 равноправных субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва, С.-Петербург), одна автономная область, 4 автономных округа. Как видим, между всеми названными этапами истории России лежат важнейшие геополитические события: в одних случаях – это объединение русских земель вокруг Новгорода, Киева или Москвы, в других случаях – это начало или завершение периода политической зависимости, утрата или обретение русским государством собственной самостоятельности и независимости. Таким образом, речь идет о событийном подходе к периодизации истории, о выделении таких исторических событий, которые оказывали определяющее влияние на весь последующий ход истории. В контексте мировой истории также можно выявить такие определяющие события. Это и великие географические открытия, и научно-технические революции, и крупные геополитические события (например, гибель Римской империи или Арабского халифата, или, наоборот, объединение ранее раздробленных маленьких государственных образований в крупные централизованные государства и т.д.). Осмысление проблемы исторической периодизации предполагает глубокий анализ последствий таких событий на сам ход истории.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте формационный подход К.Маркса к периодизации истории. 2. Что означает термин «цивилизация»и в чем его отличие от термина «культура»? 3. Охарактеризуйте культурологический подход к периодизации истории. 4. Раскройте понятие «динамика» исторического развития. 5. Что собой представляют «длинные волны» и какую роль они играют в процессе исторического развития? Литература 1.История России. В 2-х т. / Под ред. А.Н.Сахарова, Л.Е.Морозова и др. М.: «АСТ». 2005. 2. Историческая судьба России. К 1150-летию образования государственности в России (862-2012) / Под ред. Н.Н.Целищева. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. экон. ун-та. 3.Ключевский В.О. Курс русской истории // Ключевский В.О.Сочинения. В 9-ти т. Т.4.М. «Мысль».1989. 4.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. «ЭКСМО». – 2006. 5. Леднев В.П., Стожко К.П. Судьба Росси / Под ред. К.П.Стожко. В 3-х т. Екатеринбург: ИД «Стягъ». 2011. 6.Образы времени и исторические представления: Россия – Восток – Запад / Под ред.Л.П.Репина. М. – 2006.
|