Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 246. С. 272
2 Там же. §248. С. 273. развитыми промышленными странами, выражающаяся в ненормально низком курсе сельскохозяйственного и промышленного сырья на мировом рынке. Таковы главные черты общей ситуации, свидетельствующей о том, что если конфликт капитала и труда стал менее острым, чем он был в XIX в. в передовых капиталистических странах, то это объясняется просто тем, что проблема получения прибыли ставится теперь в основном не внутри капиталистических наций, а в масштабах всей планеты. Именно две трети человечества, находящиеся сегодня на грани голода, составляют основной источник капиталистической прибыли. Но взрывчатый характер создавшейся ситуации достаточно показывает, что она скорее угрожает равновесию капиталистической системы, чем поддерживает его. Такое развитие буржуазного общества, связанное с расколом на противоположные по интересам классы, ведет к тому, что " сфера гражданского общества переходит в государство" 3. " Буржуа" — это " человек", рассматриваемый с точки зрения " потребности" 4, он является членом общества потребностей, или простой жизненной необходимости, это человек, сведенный к своей голой экономической функции. Но форма сосуществования, которая складывается между людьми в результате их экономических отношений, является только историческим истоком общества, но не его настоящим фундаментом, так как развитие системы потребностей через разделение труда, обмен, капитализацию, наемный труд и т. д. ведет к непреодоленным противоречиям. Нужно, следовательно, перейти к собственно государству, которое в качестве выражения политического общества отличается от буржуазного общества5 как простого места объединения и конфликта экономических интересов. Историческое разграничение между экономическим обществом и государством, между буржуа как участником первого 3 Там же. §256. С. 278. " Там же. § 190. С. 235. 'Автор, излагая концепцию Гегеля, продолжает переводить гегелевское выражение " bü rgerliche Gesellschaft" как " буржуазное общество". Но здесь лучше было бы все же сказать " гражданское общество". — Примеч. ред.
и гражданином как членом второго, является характерным для капиталистического общества. В средневековом обществе, например, подобного разграничения не существовало, так как член цеха, занимающийся ремеслом для удовлетворения потребностей, уже в силу этого принадлежал к публичной жизни. Зато в капиталистическом обществе золотых дел мастер или мясник не являются как таковые гражданами и их принадлежность к публичной или политической жизни отлична от их профессионального существования. Но различие буржуазного общества' и государства включает тем не менее и их неразрывную связь, так как государство участвует в конститу-ировании буржуазного общества и не перестает вмешиваться в его развитие. Именно рождавшееся современное государство благоприятствовало развитию капитализма, разбив феодальную и цеховую организацию. После установления капиталистического общества конфликты между трудом и капиталом относительно величины заработной платы и продолжительности рабочего времени не переставали выдвигать политические проблемы. Экономическая необходимость определяет лишь минимальную стоимость рабочей силы, ниже которой она не может надолго опуститься. Всякое же профсоюзное объединение (хозяев или рабочих), ставящее своей задачей фиксировать отношение между заработной платой и прибылью, имеет, по существу, политическую природу, будь то в связи с преследуемой целью, с используемыми средствами или с его возможным юридическим статусом (как разрешенное или незаконное). Помимо того, государство вмешивается постольку, поскольку образовательная подготовка людей, столь необходимая для развития промышленности, все более ложится на его плечи. Кроме того, государство получает собственно экономическую роль предвидения и управления: Но более всего всеобщая забота и руководство необходимы вследствие зависимости крупных отраслей промышленности от внешних обстоятельств и соверша- 1 Точнее, " гражданского общества". — Примеч. ред. емых вдали комбинаций, которые не могут быть в своем взаимодействии приняты во внимание отдельными индивидами, интересы которых связаны с этими сферами1. Такая роль управления связана с растущей сложностью экономических ситуаций, которыми нельзя овладеть с точки зрения индивидуального интереса. Отсюда у современных капиталистических государств развиваются тенденции дирижизма и планирования. Данная форма экономического вмешательства государства осуществляется тем более широко, что капитализм фактически уже основывается " на общественном процессе производства" 3. Действительно, крупная промышленность коллективизировала процессы труда. Этот процесс коллективизации не перестает расширяться в силу того факта, что имманентные законы " самого капиталистического производства" ведут к " централизации капиталов" 4. Действительно, при капитализме все время разоряются предприятия, принадлежащие к предшествующим способам хозяйствования (крестьянство, ремесленничество, мелкая торговля), и в то же время экспроприируются мелкие капиталистические предприятия, концентрируемые в промышленных и финансовых империях колоссальных размеров: Рука об руку с этой централизацией, или экспроприацией многих капиталистов немногими, развивается кооперативная форма процесса труда в постоянно растущих размерах, развивается сознательное техническое применение науки, планомерная эксплуатация земли, превращение средств труда в такие средства труда, которые допускают лишь коллективное употребление, экономия всех средств производства путем применения их как средств производства комбинированного общественного труда, втягивание всех народов в сеть мирового рынка3. Коллективизация производства касается не только технических аспектов, но также форм собственности и управления предпри- 1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 236. С. 267. 3 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 7. Гл. 24. § 7 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 773. " Там же. С. 772. * Там же.
ятием. Это последнее все реже находится в частной собственности в узком смысле слова (семейного характера, например) и все чаще — в руках акционерного общества, то есть в коллективной собственности. Что касается управления предприятиями, оно теперь редко связано с собственностью, и все более часто осуществляется лицами наемного труда. Управление такими обширными предприятиями является школой, в которой можно учиться руководству интересами всего общества. Не редко случается, что " Дженерал Моторс" поставляет американскому федеральному государству руководящий персонал. Так складывается индустриальное общество, в котором экономическое руководство государством более или менее гармонично сочетается с теми коллективными формами управления, которые есть у администраций крупных капиталистических фирм. с) Условия прогресса Государство не является, однако, административным органом общества, совершенно независимым от этого последнего. Разумеется, оно отличается от него тем, что имеет задачу управлять обществом с точки зрения его самых общих интересов. Но очевидно, что как руководящая сила оно не может быть совершенно независимым от отношений влияния и господства внутри экономического общества. Так, начиная с революции 1917 г. можно различать капиталистическое государство, которое в основном представляет правящий капиталистический класс, и социалистическое государство, которое вследствие диктатуры коммунистической партии, действующей от имени пролетариата, и национализации главных предприятий является в большей мере представителем интересов трудящихся. Однако можно с некоторым основанием утверждать, что это различие второстепенно по отношению к структурному сходству индустриальных обществ, каковые все предполагают более или менее авторитарное управление предприятиями со стороны государства. Действительно, концентрация капиталистических предприятий привела к всеобщей экспроприации, которая с точки зрения чисто финансовых последствий делает второстепенной проблему частного присвоения капитала. Этот последний сконцентрирован в немногих руках, так что можно согласиться, что, например, в Соединенных Штатах раздача рабочим прибылей капиталистов могла бы оказать очень слабое влияние на их уровень жизни в силу того факта, что самая большая часть прибылей идет не на личные удовольствия владельцев капиталов, а реинвестируется в предприятие. Скорее именно эта реинвестиция повышает уровень жизни, увеличивая производительность и понижая вследствие этого себестоимость необходимых средств существования. Но проблемы, поставленные частной собственностью на капитал, не ограничиваются тем, что прибыли присваиваются паразитическим меньшинством, ведущим жизнь в роскоши и праздности благодаря эксплуатации труда других. Конечно, такая ситуация оскорбляет моральное сознание. Но владение большими капиталами может также обернуться аскетической строгостью существования без удовольствий, посвященного лишь строгому накоплению прибыли, желанной ради нее самой, но не ради доставляемых ею наслаждений. Лозунг Ги-зо " Обогащайтесь! " является выражением категорического императива, а не морали удовольствий. Выбор между наслаждением и накоплением, который делает владелец капиталов, относится к сфере частной морали и не имеет больших социальных последствий. Дело в другом: частное владение капиталом оказывается экономической и социальной детерминантой, поскольку оно ориен-тирует помещение капиталов и промышленные инвестиции в единственной зависимости от стремления к прибыли со стороны частного интереса. Одним из примеров превосходства капитализма приводят " свободу выбора" — когда покупателю автомобиля на выбор предлагают множество марок и моделей. И разумеется, в интересах потребителя найти на рынке индивидуальный транспорт, точно соответствующий его потребностям. Но еще более соответствовало бы его свободе, если бы он мог сделать выбор между индивидуальны-
ми средствами передвижения и средствами общественного транспорта, адаптированными к реальным потребностям и достаточно комфортабельными. Но этот последний выбор не может быть предложен капиталистической системой, потому что норма прибыли от общественного транспорта много ниже прибыли от создания автомобиля. Вообще государство должно постепенно заменить собой слабеющее частное предприятие во всех тех секторах промышленного производства, которые, будучи важными для экономической деятельности в целом, тем не менее имеют норму прибыли, недостаточную для привлечения частной инициативы. Постепенная социализация экономики кажется неизбежным будущим капитализма, в то же время она диктуется требованиями справедливости, заключающимися в том, чтобы удовлетворение коллективных потребностей превалировало над частным интересом. Но если наступление всеобщего социалистического общества казалось одно время делом близкого будущего, то теперь оно все отступает и отступает перед поразительной способностью капитализма все время преодолевать свои противоречия и увеличивать свою мощь. Правда, сегодня ряд стран имеют экономику социалистического типа. Но эта экономика способна лишь ставить перед собой (недостижимую) цель догнать капиталистическую экономику, которая беспрестанно навязывает ей свой собственный идеал экономического роста и производительности. Конечно, объяснение такого положения вещей можно найти отчасти в первоначальном отставании социалистических стран, где до революции капитализм едва начал развиваться в особенно неблагоприятной форме колониальной или полуколониальной эксплуатации. Вот почему сталинизм должен был осуществить особенно жестоким образом экспроприацию крестьянства. Он подражал таким образом не менее жестокому, но гораздо более медленному процессу, каким следовали капиталистические страны. Тем не менее он не добился этим удовлетворительного развития советской экономики. Однако чисто историческое обстоятельство запоздания в развитии недо- статочно для объяснения того, почему, вопреки своим порокам и противоречиям, капитализм остается динамичной и во многом революционной экономической формой. Объяснение заключается, по-видимому, в особой способности капиталистической экономики развивать коллективные формы производства. В самом деле, стремление к прибыли требует постоянного революционизирования способов производства (от мануфактурного разделения труда до целиком автоматизированного производства), позволяющего удовлетворять по низким ценам элементарные потребности и понижающего таким образом стоимость рабочей силы. Так оказалась создана громадная коллективная инфраструктура индустриальных обществ — непременное условие прогресса промышленности и населения. Эта инфраструктура могла быть создана только благодаря труду в условиях капиталистической эксплуатации. Механизм наемного труда оказался экономической формой, наиболее способной добиться от трудящихся прироста коллективно используемого труда. Вообще говоря, нет ничего предосудительного в том, что капиталистическая эксплуатация добивается от трудящегося большего труда, чем нужно для обеспечения его собственного существования. Ведь никакое общество не может ни развиваться, ни даже существовать, если, помимо труда, необходимого для удовлетворения их собственных потребностей, трудящиеся не выполняют дополнительного труда, нужного для создания коллективного богатства. Вот почему всякое общество, включая социалистическое, располагает различными средствами для выколачивания подобного труда. И никакое средство не является в этом отношении таким действенным, как институт наемного труда, как это достаточно показывает его сравнение с рабством или крепостничеством. При рабстве, как и при наемном труде, средства существования работника должны быть обеспечены хозяином или нанимателем. Но гораздо более выгодно выдавать их в форме заработной платы, чем, как при рабстве, в форме натурального довольствия:
Обычно говорят, что раб изнашивается за счет своего хозяина, а свободный работник — за свой собственный счет. Между тем утрата трудоспособности последнего действительно ложится на хозяина в такой же мере, как и утрата трудоспособности первого. Заработная плата, выплачиваемая поденщикам и работникам всякого рода, должна быть такой, чтобы они могли продолжить род поденщиков и работников на том же уровне, какой потребуется возрастающим, уменьшающимся или стационарным спросом общества. Однако хотя износ свободного работника тоже производится за счет хозяина, он обычно стоит ему меньше, чем износ раба. Фонд, предназначенный на возмещение, или, если так можно выразиться, на восстановление износа раба, находится обыкновенно в распоряжении небрежного хозяина или невнимательного управляющего. Фонд, предназначенный для той же цели по отношению к свободному человеку, находится в распоряжении его самого. Беспорядочность, обычно преобладающая в хозяйстве богатого человека, естественно распространяется и на фонд содержания рабов; строгая умеренность и бережливость бедняка столь же естественно проявляются в расходовании его фондов существования'. Кроме того, раб обращается со своими рабочими орудиями с грубой небрежностью, тогда как наемный рабочий столь же аккуратен в употреблении и содержании своих орудий, как если бы это были блага, которые он приобретает на свое скудное жалованье: Экономический принцип такого [рабовладельческого] способа производства — применять только наиболее грубые, наиболее неуклюжие орудия труда, которые как раз вследствие своей грубости и неуклюжести труднее подвергаются порче2. В силу этих двух соображений оказывается, что " труд свободных людей обходится, в конечном счете, дешевле труда рабов" 3. " Это установлено даже в Бостоне, Нью-Йорке и Филадельфии, где заработная плата за простой труд весьма высока" 4 и не нужно искать других экономических причин антирабовладельчества Севера Соединенных Штатов. 1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. I. 8. С. 202. 2 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 3. Гл. 5. § 2 /, / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 208. 3 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. I. 8. С. 202. 4 Там же. Но есть еще одно обстоятельство, обеспечивающее экономическое превосходство наемного труда. " В форме барщинного труда прибавочный труд точно отделен от необходимого труда" 5, нужного для поддержания жизни самого трудящегося: Необходимый труд, который выполняет, например, валашский крестьянин для поддержания собственного существования, пространственно отделен от его прибавочного труда на боярина. Первый труд он выполняет на своем собственном поле, второй — в господском поместье6. Вследствие этого в феодальном обществе отношения между людьми не скрыты, как в рыночной экономике, за отношениями вещей, произведенных трудом: Барщинный труд, как и труд, производящий товар, тоже измеряется временем, но каждый крепостной знает, что на службе своему господину он затрачивает определенное количество своей собственной, личной рабочей силы7. В капиталистическом обществе, напротив, форма наемного труда скрывает отношение между трудом, необходимым для оплаты средств существования трудящегося, и трудом, обеспечивающим прибыль капиталу. С этой точки зрения сравнение с рабством свидетельствует еще более отчетливо в пользу наемного труда: При рабском труде даже та часть рабочего дня, в течение которой раб лишь возмещает стоимость своих собственных жизненных средств, в течение которой он фактически работает лишь на самого себя, представляется трудом на хозяина... Наоборот, при системе наемного труда даже прибавочный, или неоплаченный, труд выступает как оплаченный*. "...Как высасыватель прибавочного труда и эксплуататор рабочей силы, капитал... превосходит все прежние системы производства" 9. Эти последние основывались только на (внеэкономическом) принципе принудительного труда, между тем как капитализм получает труд, не оказывая никакой другой формы принуждения, кроме давления экономической необходимости и приманки заработка. 5 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 3. Гл. 8. § 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 248. 'Там же. 7 Там же. Отд. 1. Гл. 1. § 4. С. 87. 8 Там же. Отд. 6. Гл. 17. С. 550. 'Там же. Отд. 3. Гл. 9. С. 319.
"...Капиталистический способ производства является исторической необходимостью для превращения процесса труда в об-щественный процесс" ' и вообще для того, чтобы приучить все человечество к труду посредством постоянного механизма экспроприации, который постепенно преобразует всякого работника в наемного рабочего и воспитывает в нем привычку к коллективному труду. Именно на эту привычку, приобретенную в суровой школе капитализма, рассчитывают социализм и коммунизм в их утопическом представлении общества, в котором бы производство осуществлялось трудящимися, свободными от всякого принуждения, будь то со стороны государства или капитала. Но капиталистическое производство остается тем, которое дает норму промышленного производства, потому что, используя безжалостные механизмы рыночной экономики, оно позволяет рассчитать наиболее точно стоимость вещей и в то же время дать наиболее точное определение платежеспособных потребностей. Правда, потребности, которые капитализм способен удовлетворить, являются исключительно платежеспособными потребностями, то есть такими, которые способны предъявить стоимости в обмен на их удовлетворение. Вот почему капиталистическое общество представляет кричащее противоречие. Действительно, с одной стороны, оно приводит к увеличению " многообразия и специфицирования потребностей, средств и наслаждений", то есть к " роскоши", а с другой стороны, к бесконечному росту " зависимости и нужды" и абсолютной жесткости социального положения, которое сталкивается с " оказывающей бесконечное сопротивление материей" 2. В его первом аспекте капитализм критикуют как общество потребления, которое, беспрестанно создавая новые продукты, должно все время находить для них потребителей и, следовательно, должно беспрестанно пробуждать искусственные потребности, что является процессом, не имеющим " границ" 3. 1 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 11 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 347. 2 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 195. С. 238. 3Там же. Но в этом аспекте капиталистическое общество скорее не заслуживает критики. По-настоящему естественные потребности определяют только абсолютную границу, ниже которой жизнь не может уже существовать. Но таким образом определяется только жизнь как таковая, а не собственно человеческая жизнь. В условиях коллективного труда человеческие потребности, вызывая взаимную " признанность" людьми друг друга, приобретают нечто " общественное" 4. Нет поистине неподвижной " границы" в различии " между природными потребностями и потребностями образованных людей" 5, — человеческие потребности являются продуктами истории: Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны...6 Фактически умножение потребностей является существенным модусом цивилизации, поскольку оно является условием утонченности: Так же делятся и множатся средства для партикуляризировавшихся потребностей и вообще способы их удовлетворения, которые в свою очередь становятся относительными целями и абстрактными потребностями; это увеличение многообразия уходит в бесконечность, и оно в такой же мере есть различение этих определений и суждение о соответствии средств их целям, есть рафинирование1. Удовлетворение потребностей с помощью труда отличается от чисто животного удовлетворения тем, что создание под воздействием потребности определенных предметов удовлетворения, в свою очередь, изменяет потребность, каковая из просто животной становится человеческой. Конечно, это преобразование двусмысленно: приглашение к утонченности является также подталкиванием к хвастливой роскоши или унижающей человека неумеренности. Но тем самым предоставляется возможность морального выбора, который невозможен под давлением потребности, " Там же. § 192. С. 236. 5 Там же. § 195. С. 221. 6 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 2. Гл. 4. § 3 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 182. 7 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 191. С. 236.
являющейся только естественной необходимостью: Представление, будто человек в так называемом естественном состоянии, в котором у него якобы существуют лишь так называемые простые естественные потребности, для удовлетворения которых он пользуется только средствами, непосредственно предоставляемыми ему природой, будто такой человек свободен с точки зрения своих потребностей, — это мнение ложно, даже оставляя пока в стороне момент освобождения, заключающийся в труде... Ложно это мнение потому, что естественная потребность как таковая и ее непосредственное удовлетворение были бы не более чем состоянием погруженной в природу духовности, а тем самым грубости и несвободы1. Развитие общества потребления включает, стало быть, настоящий аспект " освобожде ния " *, и если можно в чем-либо упрекнуть современное капиталистическое общество, так это в том, что оно не в полной мере является обществом потребления и оставляет две трети человечества почти умирать от голода. Не только в своих следствиях, но и в самом своем принципе капиталистическое общество не является в полной мере обществом потребления. Нацеленное прежде всего на прибыль, оно видит во всякой вещи меновую, а не потребительную стоимость. Эта особенность проявляется более ясно, если учесть, что, говоря о разделении труда и расширении товарообмена, философы античности принимали во внимание в основном потребительную стоимость: В прямую противоположность этому подчеркиванию количественной стороны дела и меновой стоимости, авторы классической древности обращают внимание исключительно на качество и на потребительную стоимость. Вследствие разделения общественных отраслей производства товары изготовляются лучше, различные склонности и таланты людей избирают себе соответствующую сферу деятельности...3 Таким образом, античность и средневековый период были нацелены прежде всего на 1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 194. С. 237—238. 2 Там же. С. 237. 3 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 12. § 5 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 377—378. потребление, и в то же время они уважали личность работника и его целостное выражение в произведенном им продукте. Но, с другой стороны, в докапиталистические времена существовало и рабство, и крепостничество, а денежный капитал не использовался по-настоящему — его просто накопляли, что справедливо осуждали моралисты, так как он действительно оставался бесплодным. Только при капитализме богатство перестает быть проклятым, становясь капиталом, необходимым для всякого общественного производства. Но обогащение обществ, освобождение от рабства и крепостничества — это в то же время мучительная и бесконечная экспроприация трудящегося, который при капитализме " на протяжении всей своей жизни есть не что иное, как рабочая сила" 4: Что касается времени, необходимого человеку для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил, даже для празднования воскресенья — будь то хотя бы в стране, в которой так свято чтут воскресенье, — то все это чистый вздор! 5 Итак, капиталистическое общество является обществом труда, а не обществом досуга, как это утверждают. То, что в данном случае называют досугом, это просто время, вырванное у труда, которое капитал стремится себе вернуть, индустриально организуя эксплуатацию досуга, становящегося таким же механическим и отчужденным, как и труд, и являющегося в нем только антрактом. Отчуждение труда вызывает отчуждение самого трудящегося. Действительно, труд, проданный другому, становится всего лишь " деятельностью для заработка" 6. Он оказывается лишь " средством для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде" 7. Поэтому " как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы" 8. Действительно, рабочий " только 4Там же. Отд. 3. Гл. 8. § 5. С. 274. 5 Там же. 6 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 54. 'Там же. С. 91. 8 Там же.
вне труда чувствует себя самим собой" 1. Но труд является собственно человеческой формой деятельности, отличной от активности животных. Таким образом, в том, что является собственно человеческим, в труде, трудящийся чувствует себя чужим самому себе, и он чувствует себя самим собой только в тех функциях, которые, будучи отделены от собственно человеческого аспекта его жизни, то есть труда, возвращают его к животности: Еда, питье, половой акт и т. д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер2. Достаточно сравнить описание любви в романе Стендаля и в современном романе, чтобы измерить глубину падения в животность (окрещенную культом Эроса или возвратом к природе), которому капиталистическая индустриальная цивилизация подвергает ту часть человека, которая не занята в труде. Здесь также сравнение с античностью проясняет суть дела, так как то, что греческие философы называли досугом, не имеет ничего общего с отупляющими занятиями, которые связаны с этим словом сегодня. Речь не идет уже о " свободной игре физических и интеллектуальных сил" 3 на основе физической и интеллектуальной культуры. Конечно, современный идеал спорта подражает духу Олимпийских игр. Но тут нет ничего, кроме грубой аналогии, поскольку спорт стал профессиональной деятельностью, то есть трудом ради заработка. Все менее и менее спорт может быть чем-то иным, нежели профессией, ибо он требует все большей специализации и все более интенсивных тренировок. Но яснее всего отличает современный спорт от античных игр научная регистрация спортивных достижений. Она демонстрирует стремление к производительности, характерное для превра-щения спорта в технический труд. 1 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 90. 2Там же. С. 91. 3 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 3. Гл. 8. § 5 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 274. Что касается интеллектуального аспекта досуга, то его отождествляли в античности с занятием науками, литературой, философией. Так сложилось традиционное понятие гуманизма, с которым был согласен еще Маркс. Путь, пройденный индустриальной капиталистической цивилизацией, в данном отношении можно измерить по тому факту, что некоторые марксисты выступают сегодня против классического гуманизма во имя наук о человеке. Несомненно, эти науки необходимы в индустриальном обществе, которым нельзя управлять без знания его объективных детерминаций. Но, с другой стороны, они являются характерными продуктами этого общества. Они дают объективную трактовку человека человеком, которая в форме научной теории отражает реальную практику индустрии, где человек является только механическим колесиком производственного аппарата. Правда, в своих самых прогрессивных формах индустриальный труд реинтегриру-ет в себя самые развитые аспекты научной и интеллектуальной деятельности. Космонавтам нужно не меньше храбрости и еще больше научных знаний, технической способности и физической энергии, чем Христофору Колумбу. К тому же их деятельность является не только индивидуальной, но во многом общественной, так как она предполагает всю индустриальную инфраструктуру наиболее развитых стран и постоянное сотрудничество огромных отрядов ученых и техников. Труд в этом аспекте является важнейшим инструментом культуры, посредством которого человек даже в ходе своей повседневной деятельности, а не на досуге вдали от практики, как в условиях античности, изменяется и возвышается. Но эти высшие формы деятельности образуются как результат прогресса труда. Они, следовательно, включают в качестве своих исторических условий все частичные и отчужденные формы труда, существовавшие на протяжении вековой эволюции производства. Несомненно, труд, рассматриваемый во всеобщности этого понятия, является самым конкретным проявлением свободы человека. Ведь в труде человек изменяет не только внешнюю природу, но
и свою собственную. С одной стороны, беспрерывно развивающаяся дифференциация продуктов, предлагаемых для удовлетворения человеческих потребностей, приводит к их социализации, изысканности и одухотворению. С другой стороны, сам труд культивирует, социализирует и возвышает человека в силу того, что он требует напряжения воли, принятия риска и усталости, требует все более высокого уровня научных и технических знаний. Но это освободительное преобразование человека в труде и посредством результатов его труда включает как " необходимый момент развития" 1 " подчинение производителя исключительно одной отрасли производства, разрушение первоначального многообразия его занятий" 2 и вообще " капиталистический способ производства", который увеличивает производительные силы труда только как " способ выгоднее эксплуатировать этот процесс" 3. Труд является самой революционной силой, потому что он преобразует общественное существование человека не только в его политических надстройках, но и в том, что в нем наиболее реально: в повседневной жизни. Но в то же время именно эта повседневная жизнь пожертвована труду. Освобождение, имеющее своим средством порабощение; развитие, идущее через калеченье; возвышение к полноте человеческой сущности, опосредуемое экспроприацией и отчуждением; повсюду опо-средования, через которые реализуется сущность труда, находятся с ней в противоречии. Именно в силу этого противоречия философия труда выражает глубокие тайны свободы и истории.
'Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 9 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 497. 2 Там же. С. 496.
Свобода может быть познана по ее проявлениям в труде и историческом творчестве человека. Но современная философия в качестве исходного пункта познания свободы выбирает скорее непосредственное свидетельство сознания: Свобода нашей воли постигается без доказательств, одним нашим внутренним опытом1. Действительно, мы беспрестанно сознаем наличие в нас способности хотеть или не хотеть, утверждать или отрицать и вообще выбирать ту или иную из противоположностей, которые подлежат нашему умственному одобрению или предлагаются в качестве возможного действия. Но, будучи таким образом представлена в нашем субъективном опыте, свобода проявляется одновременно как нечто непосредственное и нечто неопределенное. Разум, который требует определенности в мысли и установления связи всякой истины с другой, служащей ей основанием или мотивом, не мог не потребовать доказательств свободы и не искать точного определения ее природы.
|