Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предназначение труда





Итак, стремясь удержать высокую нор­му прибыли и сокращая " время, общест­венно необходимое для производства дан­ного товара", капитализм совершил пере­ворот в технических и общественных условиях процесса труда, а следовательно, и в самом " способе производства" 10. В этом отношении он проявил себя самым актив­ным агентом преобразования общества и эмансипации индивидов путем повыше­ния уровня жизни масс. Между тем это преобразование и эмансипация приобрета­ют двусмысленное значение в силу того факта, что их важнейшими средствами яви­лись погоня за прибылью и безграничная эксплуатация наемного труда.

6Там же. С. 385. 'Там же. 8 Там же. 'Там же. 10 Там же. Гл. 10. С. 325.


 

 


а) Противоречия машинного производства

Что касается условий труда, а также способов и результатов производства, то очевидно, что важнейшее преобразование связано с введением машинного производ­ства. Последнее стало возможным только при капитализме. Правда, часто задавали вопрос (впрочем, не находя ответа), почему в античности не распространился машин­ный труд, хотя тогда уже были научные знания, необходимые для механизации про­изводства. Но постановка этой проблемы, как и бессилие в ее решении, обусловлены просто недостаточностью исторического и теоретического анализа самого понятия машины. Конечно, древние знали " маши­ны" элементарной механики, то есть " ры­чаг, наклонную плоскость, винт, клин и т. д." 1. Конечно, они умели использовать природные двигательные силы, такие, как " животные, вода, ветер" 2. А многие орудия " отчасти в мануфактурный период, в еди­ничных же случаях уже задолго до него" могли приводиться в движение механичес­ки — как насос, кузнечные меха, сукноваль­ная машина и т. д., но они " не революци­онизируют способа производства" 3:

И даже паровая машина в том виде, как она была изобретена в конце XVII века, в мануфактурный период, и просущество­вала до начала 80-х годов XVIII века, не вызвала никакой промышленной ре­волюции4.

Только " создание станков" поистине ввело в механическое производство природные силы, такие, как " вода, ветер, пар", и сдела­ло совершенно " случайным" употребление в качестве двигательной силы человеческой мускульной энергии. С тех пор как челове­ческий организм, и особенно рука, не стал более необходим для управления орудиями, мускульная сила людей в качестве простого двигателя становится всего лишь одной из природных сил и притом бесконечно более слабой, чем многие другие. Настоящая же революция в способе производства — это чисто механическое использование орудий.

1 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 382.

2 Там же. С. 386. 3Там же. " Там же.


Но для того чтобы инструмент, первона­чально служивший продолжением челове­ческого организма, мог быть доверен ма­шине, нужно было сначала сделать челове­ческий жест совершенно машинальным вследствие механического разделения, что осуществилось только в конце мануфактур­ного разделения труда, каковое само яви­лось наследием очень долгого процесса развития. Действительно, разделение труда может как следует развиться лишь в ус­ловиях расширяющегося товарообмена. Ре- зультатом развитого разделения труда яв­ляются все более многочисленные и в то же время все более разнообразные продукты. Но они должны найти покупателей, кото­рые были бы в то же время производи­телями, так что " разделение труда ограни­чивается размерами рынка" 5:

Так как именно возможность обмена ве­дет к разделению труда, то степень пос­леднего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности или, други­ми словами, размерами рынка. Когда ры­нок незначителен, ни у кого не может быть побуждения посвятить себя целиком ка­кому-либо одному занятию за неимением возможности обменять весь избыток про­дукта своего труда сверх собственного по­требления на необходимые продукты тру­да других людей6.

Нет, стало быть, никакой тайны в неспособ­ности древней экономики развить машинное производство. Последнее появляется лишь в результате такого разделения труда, кото­рое само имеет условием расширение рынка, развитие торгового капитала и возможность для него приобретать рабочую силу и застав­лять, таким образом, " работать деньги".

Именно капитализм освободил челове­чество от рабства, реализовав старую меч­ту Аристотеля:

Раб — некая одушевленная собственность, как и вообще в искусствах всякий ремес­ленник как орудие стоит впереди других инструментов. Если бы каждое орудие могло выполнять свойственную ему рабо­ту само, по данному ему приказанию или даже его предвосхищая, и уподоблялось бы статуям Дедала или треножникам Ге­феста, о которых поэт говорит, что они " сами собой (automatous) входили в со-

5 Смит А. Исследование о природе и причи­нах богатства народов. I. 3. С. 132. 'Там же.


 

 


брание богов"; если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы1.

Между тем " целью" введения машин не было " облегчение труда" 3, а главным об­разом поддержание нормы прибыли. Поэ­тому разделение труда вообще и в его за­ключительной стадии машинного труда в частности свело трудящегося к простому элементу превосходящего его механизма.

Разделение труда имеет своим результа­том осуществление работником все более фрагментарных операций. В условиях реме­сленного разделения труда всякий мастер трудится один над своим продуктом, како­вой составляет товар, который можно об­менять на другие. Но при мануфактурном разделении труда " частичный рабочий не производит товара. Лишь общий продукт многих частичных рабочих превращается в товар" 3. В этом смысле нужно различать собственно производителей, то есть обла­дателей капиталов, которые могут постав­лять на рынок конечный продукт, и рабо­чих или операторов, которые ограничива­ются очень фрагментарным участием в создании такого продукта.

Итак, трудящийся, поскольку он являет­ся просто рабочим, не имеет никакого пра­ва собственности на продукт своего труда. Но он лишен владения даже и самим своим трудом, в силу того что " разделение труда" превращает его " в совершенно частичное искусство управлять отдельным частичным орудием" 4. В ремесленном производстве трудящийся совершал совокупность опера­ций по производству объекта и, следова­тельно, использовал и развивал в своей деятельности весь спектр своих физических и духовных ресурсов. Даже Платон подчер­кивал, что ремесленник должен иметь идеи, и можно продемонстрировать, что науки в их подразделении и первичном содержа­нии произошли из ремесленной деятельнос­ти. Но в условиях мануфактурного разделе-

' Аристотель. Политика. I 2, 1253 b 33 — 1254 а // Соч. Т. 4. С. 381. Цитируется " Или­ада" (XVIII, 376).

2 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 382.

3 Там же. Гл. 12. §4. С. 367.

4 Там же. Гл. 13. § 5. С. 441.


ния труда познания, рассудительность и воля" требуются " только от всей мастер­ской в целом" 5. Умственные и волевые ас­пекты труда отобраны у трудящегося и да­же противопоставлены ему как исключи-тельная принадлежность капитала:

То, что теряют частичные рабочие, сосре­доточивается в противовес им в капитале. Мануфактурное разделение труда приво­дит к тому, что духовные потенции мате­риального процесса производства проти­востоят рабочим как чужая собственность и господствующая над ними сила6.

" В крупной промышленности" " наука" 7 становится производительной силой, неза­висимой от труда, она даже идет вразрез с его интересами, так как способствует со­зданию машин, завершающих экспроприа­цию труда.

Мануфактурное разделение труда покои­лось еще на ловкости трудящихся и допол­нительно ее развивало, хотя и ограничивая ее частичной деятельностью. Но в условиях индустриальной механизации " управление орудием переходит к машине", так что " вместе с потребительной стоимостью рабо­чей силы исчезает и ее меновая стоимость" 8. Ловкости, действительно, более не требует­ся, так что труд у машины становится эле­ментарным и оплачивается как таковой, то есть самой низкой заработной платой. В ус­ловиях подобного преобразования машин­ной техники, которое ведет к автоматичес-кому производству, обесцениваются, в свою очередь, интеллектуальные аспекты профес­сии. Действительно, машина сама наблюда­ет и регулирует свою деятельность, так что способности инженеров, обязанных управ­лять производством, на автоматизирован­ных заводах оказываются ненужными. Име­ющиеся у них научные и технические знания остаются без употребления перед лицом машин, которые за редким исключением не выходят из строя и работают, подобно вну­тренним органам живого организма, в тем­ноте совершенно закрытых помещений.

Разделение труда, развившееся на своей последней стадии в машинное производ­ство, превращает, таким образом, работу

5 Там же. Гл. 12. § 5. С. 374.

'Там же.

'Там же.

»Там же. Гл. 13. § 5. С. 441.


 

 


в занятие скучное из-за своей монотоннос­ти и в то же время изматывающее своей быстротой:

Машинный труд, до крайности захватывая нервную систему, подавляет многосторон­нюю игру мускулов и отнимает у человека всякую возможность свободной физической и духовной деятельности. Даже облегчение труда становится средством пытки, потому что машина освобождает не рабочего от труда, а его труд от всякого содержания1.

Поскольку же " разум большинства людей необходимо формируется их повседневны­ми занятиями" 2, то, если человек " прово­дит свою жизнь в осуществлении малого числа простых операций", он должен стать " вообще таким тупым и таким невежест­венным, как только это возможно для чело­веческого существа" 3. Тем самым разделе­ние труда в ходе промышленного прогресса порождает существенное противоречие. С одной стороны — это " величайшая выго­да" 4 для населения и индустрии, тогда как, с другой стороны, оно постоянно ухудшает положение рабочих:

Ведет к разрозненности и ограниченности особенного труда и тем самым к зависи­мости и нужде связанного с этим трудом класса, а отсюда и к неспособности чув­ствовать и наслаждаться всей свободой, и особенно духовными преимуществами гражданского общества3.

С одной стороны, следовательно, индус­триальное общество увеличивает " накопле­ние богатства" 6, но, с другой — оно умаля-ет индивидов и массы, лишая их всякого человеческого и духовного развития.

Однако механизация труда приводит не только к деградации связанной с ней рабо­чей силы: она ее перемещает в направлении более сложных видов деятельности. Цели­ком механическое выполнение производи­тельных работ возможно, только если рас­членение человеческого труда достаточно развито. Оно может касаться лишь полез­ных предметов, производство которых уже

'Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 4 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 434.

2Smith A. Richesse des nations. V. 1. § 2.

3 Ibidem.

'Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 243. С. 271.

5 Там же.

'Там же.


прошло через последовательные фазы раз­деления труда в мануфактуре и в индус­трии. Но на каждом этапе механизации производство машин само становится бо­лее сложной деятельностью. Сегодня серия операций, ведущая к изготовлению автомо­биля, может осуществляться совершенно автоматическим способом. Но создание ав­томатической поточной линии само требу­ет сложнейшей кибернетической и элек­тронной техники. Машиностроительная промышленность становится, таким обра­зом, постоянно революционизируемой формой производства:

Современная промышленность никогда не рассматривает и не трактует существую­щую форму производственного процесса как окончательную. Поэтому ее техничес­кий базис революционен, между тем как у всех прежних способов производства ба­зис был по существу консервативен7.

В качестве революционной силы крупная промышленность " обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего" 8. Недаром в Сое­диненных Штатах прославляют " авантюри­стов, которые легче меняют свое ремесло, чем вы рубаху" 9, вместо того чтобы за­мкнуться, как делают в старой Европе, в рамках одной неизменной профессио­нальной деятельности. Поэтому крупная промышленность должна своим естествен­ным движением уничтожить отупляющую связь индивида с одной-единственной час­тичной задачей:

Она, как вопрос жизни и смерти, ставит задачу:...частичного рабочего, простого носителя известной частичной общест­венной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнеде­ятельности10.

Задачи, предлагаемые промышленным раз­витием, не только разнообразны, они также прогрессивны, так как механизация труда

7 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 9 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 497—498.

" Там же. С. 498.

9 Corbon A. De l'eseignement professionel. 2eme ed. P. 50. Цит. по: Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 9 // Там же. С. 498.

" Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 9 // Там же. С. 499.


 

 


постоянно передоверяет машине самые простые задания, требуя все более высокой научной и технической компетенции для со­здания тех же самых машин. Возможно большая многосторонность рабочих стано­вится, таким образом, " всеобщим зако­ном" ' современного производства. Суть этого закона заключается в постепенном освобождении трудящегося в результате неизменно революционного прогресса ин­дустрии.

Ь) Судьба капитализма

Однако социальные отношения не при­способлены " к нормальному осуществле­нию" 2 этого закона, другими словами, ре­ально он не является законом развития ка­питалистической промышленности. Скорее в реальной истории капитализма проявля­ется " отрицательная сторона" 3 развития, которая делает из всякого экономического прогресса общественное бедствие. В самом деле существует " абсолютное противоре­чие" 4 между техническими нуждами круп­ной промышленности и теми социальны­ми особенностями, которые ей свойственны при капиталистическом строе. В силу этого противоречия " движение функций", всесто­ронняя " подвижность рабочего" оборачи­ваются прежде всего разрушением устой­чивости, обеспеченности жизненного по­ложения рабочего, уничтожением его " частичной функции" 5 без какой-либо уве­ренности вновь найти равноценное занятие.

Дело в том, что затраты на обучение рабочей силы составляют часть величины заработной платы. Поэтому в капиталис­тической экономике они всегда насколько возможно малы. Игнорируя революцион­ную сторону своего собственного произ­водства, капитализм всегда осуществляет подготовку людей в зависимости от мини­мальных на настоящий момент требований техники и потребностей промышленности, так что всякий раз он оказывается захвачен

1 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Отд. 4. Гл. 13. § 9 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 499.

2 Там же. 'Там же. С. 498. " Там же. 'Там же.


врасплох своими собственными технологи­ческими изменениями. В результате остает­ся только выбрасывать на улицу трудящих­ся, функции которых уничтожены или изме-нены техническим прогрессом, не имея возможности использовать их для деятель­ности более высокого уровня или даже просто для других видов деятельности, так как они не получили необходимой для это­го подготовки.

Но помимо особой проблемы подготов­ки людей исключительное стремление к прибыли в капиталистическом обществе приводит к тому, что прогресс в нем не может осуществляться без кризисов. В ус­ловиях ремесленного разделения труда ста­бильность, безусловно, имела следствием стагнацию производства и рутину в тех­нике. Но она вытекала из требования спра­ведливости, из того факта, что продукты различных работ обмениваются по прин­ципу равенства. Такая ситуация не сохраня­ется в условиях наемного труда, так как заработная плата здесь составляет только часть стоимости, добавленной трудом к ка­питалу. Разумеется, существует " доля тру­да", которой рабочий " лишь возмещает стоимость своей собственной рабочей си­лы" 6. Подобное возмещение является не­преложной необходимостью в условиях всякой экономики, основанной на принципе общественного разделения труда и обмена:

Если бы он [наемный рабочий] работал не на капиталиста, а на самого себя, самосто­ятельно, ему пришлось бы, при прочих равных условиях, по-прежнему работать в среднем такую же часть суток для того, чтобы произвести стоимость своей рабо­чей силы и таким образом приобрести жизненные средства, необходимые для его собственного сохранения, или постоянно­го воспроизводства7.

Но для капиталистического способа эксплу­атации характерно появление прибыли. Его неизбежным результатом является то, что масса трудящихся не в состоянии купить богатства, которые она производит, так как заработная плата, определяющая ее поку­пательную способность, составляет только часть стоимости, добавленной ее трудом к первоначальному капиталу. Если в эпоху

" Там же. Отд. 3. Гл. 5. § 2. С. 209. 7 Там же. Гл. 7. § 1. С. 228.


 

 


ремесла производитель всегда мог обеспе­чить себе эквивалент того, что он произ­водит, то при капитализме увеличение бо­гатства основывается на том, что произ­водящий его труд никогда не сможет им насладиться:

" Злом", от которого страдас! капи кине­тическое общество, является отсутствие " потребителей, самостоятельно производя­щих соответственно потреблению" '. Разу­меется, капиталистическое общество вклю­чает большое число потребителей. Но они могут войти в обменный цикл рыночной экономики, если только имеют что про­дать, в обмен на то, что они хотят купить. При этом только производители могут об­мениваться между собой на равных. Наем­ные же рабочие не являются производите­лями в собственном смысле слова, а только орудиями производства. Поэтому капита­листическое общество периодически пора­жается кризисами сверхпроизводства, вле­кущими за собой остановку производства и массовое увольнение трудящихся, кото­рые остаются безработными и не имеют возможности добыть своим трудом необ­ходимые средства существования:

Когда жизнь большой массы людей ока­зывается ниже известного уровня сущест­вования, который сам собой устанавлива­ется как необходимый для члена общества, а это ведет к потере чувства права, право­мерности и чести обеспечить свое сущест­вование собственной деятельностью и соб­ственным трудом, возникает чернь1.

Появление безработицы " способствует кон­центрации несметных богатств в немногих руках" 3, так как дает капиталу силу до­полнительного давления на труд в отно­шении раздела между заработной платой и прибылью.

1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 245. С. 272.

2 Там же. § 244. С. 271. 'Там же.


Однако " обедневшая масса населения" должна быть поддержана " на подобающем уровне жизни" 4 с помощью некоторых ор­ганизаций, пусть даже основанных на об­щественной собственности. Раньше можно было найти для этого средства " в богатых лечебницах, благотворительных учрежде­ниях, монастырях" 5, сегодня — это пособия по безработице. Но тем самым капиталис­тическое общество приходит в противоре­чие со своим основным принципом, соглас­но которому существование индивидов должно обеспечиваться их собственностью или их трудом, так что " никто, кроме ни­щего, не хочет зависеть в важнейших воп­росах от благоволения своих сограждан" 6:

Существование нуждающихся было бы обеспечено без опосредования его трудом, что противоречило бы принципу граждан­ского общества7 и чувству независимости и чести его индивидов8.

Но так как именно труд, долженствующий обеспечить их существование, не может быть предоставлен безработным, то в фе­номене безработицы капиталистическое об­щество демонстрирует одно из своих ко-ренных противоречий:

В этом сказывается, что при чрезмерном богатстве гражданское общество недо­статочно богато, т. е. не обладает дос­таточным собственным достоянием, что­бы препятствовать возникновению переиз­бытка бедности и возникновению черни9.

" Через эту свою диалектику гражданское общество выходит за свои пределы" 10.

Во-первых, оно вынуждено " искать по­требителей и необходимые средства к су­ществованию у других народов" 11. Такой поиск приобретает империалистический ха­рактер, ибо он осуществляется на основе экономического неравенства. Действитель-

4 Там же. § 245. С. 272.

'Там же.

6 Смит А. Исследование о природе и причи­нах богатства народов. I. 2. С. 129.

'Здесь и в последующих цитатах из Гегеля двусмысленное немецкое выражение " bü rgerliche Gesellschaft" переведено на французский язык, в отличие от русского, не как " гражданское", а как " буржуазное общество". — Примеч. ред.

'Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 245. С. 272.

'Там же.

10 Там же. §246.

'1 Там же.


 

 


но, каждая капиталистическая нация долж­на искать клиентов, " обладающих мень­шим количеством тех средств, которые у него имеются в избытке" 1. Преимущество этой империалистической торговли в том, что капиталистической промышленности не нужно заботиться о средствах суще­ствования потребителей своих продуктов, каковых она отправляется искать вне своей собственной системы: их средства суще­ствования, так же как те избытки, которые они обменивают на продукты капитали­стического производства, проистекают из всех экономических систем, предшествую­щих капитализму (аграрной экономики, ре­месленного производства и т. д.), или из еще неразвитых форм капитализма. В сво­ем пределе это расширение отношений вза­имной зависимости приводит к " колони­ зации" 2, так как поиск новых рынков сбыта основан на существенно неравном поло­жении.

Эти два средства — торговый им­периализм и колонизация — представляют выход из противоречий капитализма. Они позволяют решить внутренние проблемы отдельного капиталистического общества (взятого, например, в границах совре­менной нации), обеспечивая рынки для его продукции, работу его рабочей силе и приобретение по низким ценам сырья и средств существования. Но такое решение отнюдь не окончательно, оно только переносит проблему на более отдаленный срок. Правда, отношения эксплуатации внутри самого капиталистического об­щества, во взаимоотношениях между тру­дом и капиталом, оказываются смяг­ченными. Но они возникают в других формах внутри капиталистического об­щества: эксплуатация и растущая экс­проприация предшествующих экономичес­ких систем (мелкой крестьянской, торговой и ремесленной собственности); сверхэкс­плуатация импортируемой рабочей силы, составляющей расовое или этническое меньшинство; эксплуатация менее раз­витых капиталистических наций более развитыми; общая эксплуатация планеты







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 734. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия