Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Различные формы историографии





Кажется в некоторых отношениях вер­ным, что время философии истории при­шло, так как формулировка такой филосо­фии, впервые ясно появившаяся в гегелев-ской мысли, не переставала напоминать о себе современному сознанию. Идея о на­личии у истории некоего общего смысла перешла из философского сознания в поли­тическое, которое, особенно в различных вариантах марксистской мысли и марксист­ской пропаганды, не перестает ссылаться на смысл истории. Но в то время как необ­ходимость философии истории проникает в сознание людей, объективный прогресс исторического знания, непрерывно демон­стрируя поразительное разнообразие исто­рических ситуаций и событий, схваченных в их реальности, приводит к тому, что вы­движение общей философии истории ста­новится делом все более трудным и про­извольным. Нужно, следовательно, про­следить, рассмотрев разные формы историографии, рождение собственно фи­лософской концепции истории.

а) Первоначальная история

" Первоначальная история" 8 — это рас­сказ об исторических событиях людей, ко­торые сами принимали в них участие:

Чтобы тут же дать конкретный образ, я назову для примера имена Геродота, Фукидида и других подобных им истори­ков. Эти историки описывали преимуще­ственно протекавшие на их глазах деяния, события и состояния, причем сами они были проникнуты их духом и переносили в сферу духовных представлений то, что существовало вовне9.

7 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophie de l'histoire. Cours de 1830. Ed. Hoffmeister. P. 46.

8 Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введе­ние // Соч. Т. VIII. С. 3.

9 Там же.


 

 


Несомненно, бывает, что такие историки включают в свои рассказы воспоминания других действующих лиц истории, ибо не­возможно, чтобы один человек все видел1, " но для них это материалы спорадические, низшие, случайные и субъективные" 2, кото­рые нужно сначала осмыслить и покрити­ковать, прежде чем включить их в соб­ственный рассказ:

Что же касается событий этой войны, то я поставил себе задачу описывать их, по­лучая сведения не путем расспросов перво­го встречного и не по личному усмотре­нию, но изображать, с одной стороны, лишь те события, при которых мне само­му довелось присутствовать, а с другой — разбирать сообщения других со всей возможной точностью. Основательная проверка сведений была делом нелегким, потому что свидетели отдельных событий давали разное освещение одним и тем же фактам в зависимости от их расположения к одной из воюющих сторон или силы памяти3.

Благодаря своему рассказу историк выры­вает события из недостоверности памяти и не дает поглотить их прошлому:

Подобный историк, отправляясь от того, что уже прошло и преодолено реальнос­тью, рассеяно в субъективных и случайных воспоминаниях и сохранено только в бег­лых реминисценциях, создает целое и по­мещает его в храм Мнемозины, чтобы дать ему бессмертное существование4.

Такая форма истории является " достояни­ем навеки" 5, если только она переносит прошлые события, внешние и случайные, в " сферу духовных представлений" 6, где, " как рассказывают древние, герои вечно со­вершают то, что они сделали при жизни только один раз" 7.

Но душа такой первоначальной истории заключена не только в том, что она восста­навливает в воображении ту реальность,


которая без этого исчезла бы из памяти людей. Она заключена также в том, что автор " описывает то, в чем он более или менее принимал участие, или то, что он по крайней мере переживал" 8. Поэтому такая форма истории по существу живая:

Ее материей является, по существу, то, что есть живого в собственном существовании и настоящих интересах людей, то, что есть настоящего и живого в той среде, в кото­рой они живут'.

Вот почему историк непосредственно про­никает в дух событий, о которых он рас­сказывает:

Образованность автора и культура, выра­жающаяся в тех фактах, излагая которые он создает свое произведение, дух автора и дух тех действий, о которых он повеству­ет, тождественны™.

Таким образом, историку нет надобности вводить собственную рефлексию в изложе­ние событий, он их представляет потомству такими, какими они интуитивно представ­ляются ему.

В связи с этим длинные пересказы речей, которые встречаются у древних историков и особенно у Фукидида, представляют осо­бый интерес. Конечно, такой способ писать историю мог у позднейших писателей и осо­бенно у римлян выродиться в пристрастие к пустой риторике и к торжественным речам, не имеющим реального значения. Но в перво­начальной истории Фукидида речи выража­ют " осознание" актерами истории " их целей, интересов и принципов" ". Как таковые, они составляют важный аспект действия:

Один аспект действий — это способ, ка­ким люди действия объясняют их другим, чтобы воздействовать на их представле­ния и привести в движение их волю12.

Поэтому историк остерегается " объяснять и представлять" сознание действующих ин-


1 См: Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введение // Соч. Т. VIII. С. 3.

2 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophic de l'histoire. 1822—1828. P. 4.

}Фукиоид. История. Кн. I. Гл. 22. С. 13—14.

4 Hegel G. W. F. Lejons sur la philosophic de l'histoire. 1822—1828. P. 4.

! Фукидид. История. Кн. I. Гл. 22. С. 13—14.

6 Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введе­ние // Соч. Т. VIII. С. 3.

7 Hegel G. W. F. Legons sur la philosophic de l'histoire. 1822—1828. P. 5.


8 Гегель Г. В, Ф. Философия истории. Введе­ние // Соч. Т. VIII. С. 4.

9 Hegel G. W. F. Lemons sur la philosophie de l'histoire. 1822—1828. P. 6. Ср.: " то, что существу­ет и живет в окружающей их среде, составляет их существенное содержание" (Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. VIII. С. 4). — Примеч. пер.

10 Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введе­ние // Соч. Т. VIII. С. 4.

11 Hegel G. W. F. Lefons sur la philosophie de l'histoire. 1822—1828. P. 7.

12 Ibidem.


 

 


дивидов, " исходя из своих собственных рефлексий", " он скорее должен позволить индивидам и народам высказываться са­мим насчет того, чего они хотят, и насчет их способа познания того, чего они хо­тят" 1. Это остается верным и тогда, когда историку приходится " редактировать" текст речей на основе сохранившихся вос­поминаний:

Что до речей (как произнесенных перед войной, так и во время ее), то в точности запомнить и воспроизвести их смысл бы­ло невозможно — ни тех, которые мне пришлось самому слышать, ни тех, о ко­торых мне передавали другие. Но то, что, по-моему, каждый оратор мог бы сказать самого подходящего по данному вопросу (причем я, насколько возможно ближе, придерживаюсь общего смысла действи­тельно произнесенных речей), это я и за­ставил их говорить в моей истории2.

Именно так Фукидид, передавая речь Пе-рикла, сохранил для потомства непосред­ственное и проницательное выражение принципов и целей " образованнейшего, чистейшего, благороднейшего государст­венного деятеля" 3. Первоначальная исто­рия позволяет, таким образом, проникать в характер индивидов и народов, действую­щих в истории, в контексте " их собственной культуры" 4. Она тем самым позволяет по­нять, как и почему люди действовали в ис­тории и как они осознавали свою истори­ческую деятельность. " Тот, кто не хочет стать историком-эрудитом, но хочет полу­чать удовольствие от истории, может чаще всего огрничиваться такими описаниями", и " они никогда не наскучат" 5.

Ь) Объективная история

Но " таких историков... не так много, как можно было бы думать" 6. Самое большее — можно назвать Геродота, Фукидида, По-

1 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophic de l'histoire. 1822—1828. P. 7.

2 Фукидид. История. Кн. I. Гл. 22. С. 13.

3 Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введе­ние // Соч. Т. VIII. С. 4. 4Там же. С. 5.

5 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophie de l'histoire. 1822—1828. P. 8.

6 Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введе­ние // Соч. Т. VIII. С. 5.


либия, Цезаря и французских мемуаристов, из которых самым крупным является кар­динал де Ретц7. Кроме того, эта форма истории " воспроизводит непродолжитель­ные периоды" и только " индивидуальные образы людей и происшествий" 8.

Недостаток такой первоначальной ис­тории заключается и в ее ограничении тем, что исторические деятели понимали и же­лали от своего собственного действия, как если бы не существовало иллюзий созна­ния. Такая история представляет события в их непосредственной видимости, а людей соответственно самим категориям их куль­туры, то есть не освобождаясь в суждении об актерах истории от их собственных предрассудков и иллюзий и не осуществив в их отношении некоего отстранения и взгляда с точки зрения высшей рефлек­сии9. Наконец, наше историческое пред­ставление о жизни какого-либо народа " включает гораздо больше точек зрения, чем представление древних" 10, охватывая, помимо политической и военной истории, которая почти исключительно занимала их интерес, " историю искусства, религии, нау­ки, конституции, права, собственности и т. д." ". С этой точки зрения история должна посредством научного исследова­ния текстов и изучения археологических данных попытаться создать более конкрет­ное и более объективное знание о про­шлом, чем то, которое было у первых историков.

Но объективность состоит, прежде все­го, в соответствии объекту, здесь — про­шлой истории. В связи с этим историк стре-мится сочувствовать, проявлять " симпа­тию" к эпохам прошлого'*. Попытки такого рода можно найти во французской историографии, например в работах Миш-ле. Постоянно изучая оригинальные доку­менты, историк пытается вновь обрести дух эпохи и воплотить его в своем труде, как если бы он сам был первичным историком, переживающим непосредственно сердцем

7 См. там же.

8 Там же. С. 4.

9 См. там же.

10 Hegel G. W. F. Le? ons sur la philosophie de l'histoire. 1822—1828. P. 21. " Ibidem. 12 Ibid. P. 14.


 

 


и разумом события, о которых он расска­зывает. Но очевидно, что " историк, как и мы, принадлежит к своему миру с его потребностями и интересами, он уважает то, что высоко ценит его собственная эпо­ха" 1. Невозможно, стало быть, чтобы мы полностью разделяли чувства людей про­шлой эпохи, испытывая симпатию. Если, например, " Афины нас интересуют в выс­шей степени" как " благороднейшая родина цивилизованного народа", если мы можем " принимать участие в их действиях и опас­ностях", мы не можем все же симпатизиро­вать афинянам, когда мы узнаем, что " в день битвы под Платеями они были озабо­чены тем, чтобы принести жертвы", или когда мы читаем в " Политике" Аристотеля об оправдании " рабства" 2. Невозможно, стало быть, чтобы дух, который говорит при помощи историка от имени прошлых эпох, был действительно " духом этих эпох" 3:

Если историк изображает дух времени, этот последний оказывается духом самого ученого".

Непосредственно испытать все чувства лю­дей прошлого невозможно, — всегда вме­шивается отстранение рефлексии, если ис­торик принадлежит к иной эпохе, чем та, о/ которой он пишет.

Итак, собственно научная дефиниция ис­торической объективности заключается не в слиянии с объектом, а в дистанции в от­ношении него. Историк помещается перед объектом и описывает его извне. Такая по­зиция объективна, если только историк не примешивает свою собственную интуицию и свою собственную субъективность, а воо­ружается принципами критики и объясне­ния. Эти принципы позволяют определить исторический факт как объективный факт природы, существование которого устанав­ливают методами исторической критики и который объясняют, связывая его с дру­гими известными фактами согласно прин­ципу детерминирующей каузальности.

' Hegel G. W. F. Lecons sur la philosophie de l'histoire. 1822-1828. P. 13.

2 Ibidem.

3 Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введе­ние // Соч. Т. VIII. С. 6.

4 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophie de l'histoire. 1822—1828. P. 12.


с) Переход к философии истории

Форма исторической объективности, ко­торая состоит в попытке симпатического совпадения с объектом, кажется скорее субъективной историей. Конечно, такая форма истории стремится " сделать про­шлое присутствующим в духе" 5. Но она может его сделать только частично присут­ствующим, потому что историк неизбежно примешивает свой собственный дух и забо­ты своей собственной эпохи к симпатичес­кому воссозданию событий. Какие бы уси­лия Мишле ни предпринимал, чтобы стать чуждым своему веку, зарывшись в архивах, он смог написать только романтическую историю. Разумеется, это лишь частичное возражение в отношении истории, где про­шлое воскресает в его интуитивно постига­емой видимости с яркостью, присущей гал­люцинациям: мы всходим вместе с Людо­виком XVI на повозку, которая везет его на эшафот, мы видим на его щеках щетину плохо сбритой бороды, мы ломаем вместе с ним последний кусок хлеба, чувствуем его землистый вкус во рту, мы слышим его слова сострадания, одновременно реаль­ного и далекого, о нищете народа и т. д. По сравнению с этой историей, где прошлое пережито снова, как оно было прожито самими участниками вплоть до их впечат­лений и субъективных намерений, история, которая придерживается чисто внешнего и объективного описания, может показать­ся бездушной. Она знает только факты, тогда как человеческое действие не только грубый факт, но также внутренняя страсть, намерение и воля.

Между тем объективная история не столь уж бездушна, как это кажется снача­ла. С одной стороны, действительно, она трактует события как абстракции, лишая их субъективного момента, так же как всей серии второстепенных обстоятельств. Так. " рассудок сокращает наиболее сильно" 6. " Сражение, победа, осада" — эти общие

, 5Ibid. P. 10.

6 Ibid. P. 14. Ср.: Рефлективная история при­бегает " к сокращенному изложению путем при­менения абстракций" (Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. VIII. С. 7). — Примеч. пер.


 

 


представления " собирают и резюмируют в простом определении" 1 всю бесконечную совокупность обстоятельств и индивиду­альных действий. Если удовлетворятся тем, что скажут: " Экспедиция афинян в Сици­лию закончилась неудачно", то это будет " резюме того, что Фукидид описал так интересно и развернуто во всех деталях" 2. В сухости подобного изложения тоска ин­дивидуальной агонии похоронена прочнее, чем в каменных карьерах Сиракуз. Но благодаря этой абстракции, которая при­знает только бездушные факты, раскрыва­ется, с другой стороны, точка зрения це­лого, которая необходима для философии истории.

Абстракция тоже сфера духа. Передача реальности в ее объективном анализе дает возможность ее объяснения и рационали­зации. В этом смысле научное истолко­вание истории подготавливает переход к философии истории. Действительно, " фи­лософское рассмотрение не имеет другой цели, кроме упразднения случайности" 3. Оно стремится все обосновать разумом и сделать вследствие этого необходимым. Поэтому оно начинается с научной раци­онализации истории, каковая ее сокращает, объективирует и позволяет таким образом понять ее в целом и в необходимом сцеп­лении.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 626. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия