Студопедия — Нусогенные неврозы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нусогенные неврозы






Нусогенные неврозы возникают не из конфликта между влечение* и сознанием, а скорее из-за конфликта между различными ценностями другими словами, из нравственных конфликтов, или, говоря более обще, и;


Фронкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия 205

духовных проблем. Среди этих проблем экзистенциальная фрустрация играет большую роль.

Очевидно, что в случаях нусогенных неврозов адекватная терапия не есть психотерапия, а скорее логотерапия, т.е. терапия, которая призва­на внести духовное измерение в человеческое существование.

Если врач не в состоянии отличить духовное измерение от «инс­тинктивного», могут возникнуть опасные ошибки. Позвольте мне привес­ти пример.

Высокопоставленный американский дипломат приехал в мою Вен­скую клинику с тем, чтобы продолжить психоаналитическое лечение, на­чатое лет пять назад в Нью-Йорке. Потом я спрашивал его, почему он ре­шил подвергнуться анализу, по каким причинам этот анализ был начат впервые. Оказалось, что пациент был недоволен своей карьерой и считал невозможным для себя согласиться с американской внешней политикой. Его аналитик, однако, снова и снова повторял ему, что он должен попы­таться внутренне примириться со своим отцом, поскольку правительство США, так же как и его начальство, «не что иное, как воображаемый отец», соответственно его неудовлетворенность работой обусловлена ненавистью, которую он бессознательно затаил к своему отцу.

Не всякий конфликт обязательно невротичен, огромное количество конфликтов нормально и вполне естественно, точно так же и страдание не всегда является патологическим явлением. Не будучи симптомом нев­роза, страдание может быть даже достижением человека, особенно если оно выросло в рамках экзистенциальной фрустрации. Экзистенциальная фрустрация сама по себе ни патологична, ни патогенна. Озабоченность че­ловека, даже отчаяние по поводу ценности собственной жизни, является духовным несчастьем, но ни в коем случае не психическим заболевани­ем. Интерпретация духовного страдания в связи с прошлым приводит к сохранению экзистенциального отчаяния пациента под грудой утешитель­ных средств. Задачей же является — проведение пациента через экзистен­циальный кризис развития и роста.

Логотерапия считает своей задачей помощь пациенту в поиске смыс­ла своей жизни. В той мере, в какой логотерапия позволяет ему обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим про­цессом. В этом отношении логотерапия сходна с психоанализом. Однако в своей попытке сделать нечто осознанным логотерапия не ограничивается задачей сделать явными для индивидуального сознания бессознательные явления. Логотерапия расходится с психоанализом в том, что она рассмат­ривает человека как такое существо, чья основная миссия состоит в реали­зации смысла и в актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении влечений и инстинктов.


206 Тема 3. Человек как субъект деятельности

Нусодинамика

Несомненно, что поиск смысла и ценностей скорее вызывает внут­реннее напряжение, чем приводит к равновесию. Однако именно это на­пряжение является предпосылкой психического здоровья. Я решился бы даже утверждать, что нет ничего в мире, что столь эффективно помогало бы человеку справиться даже с самыми неблагоприятными условиями, как уверенность в том, что смысл жизни существует.

Есть очень много мудрости в словах Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как», Я вижу в этих словах девиз, который справедлив для любой психотерапии. В нацистском концлагере можно было наблюдать, что те, кто знал, что есть некая задача, которая ждет сво­его решения и осуществления, были более способны выжить.

Что касается меня, то когда меня забрали в концентрационный ла­герь Освенцима, моя рукопись, уже готовая к публикации, была конфиско­вана. Конечно же, только глубокое стремление написать эту рукопись за­ново помогло мне выдержать зверства лагерной жизни. Например, когда я заболел тифом, то, лежа на нарах, я записал на маленьких листочках много разных заметок, важных при переделке рукописи, как будто я уже дожил до освобождения. Я уверен, что эта переработка потерянной руко­писи в темных бараках концентрационного лагеря Баварии помогла мне преодолеть опасный коллапс.

Я считаю опасным заблуждением предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в био­логии, «гомеостазис». На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. То, что ему необходимо, не есть просто снятие напряжения любыми способами, но есть обретение потенциального смысла, предназначения, которое обяза­тельно будет осуществлено. Человеку требуется не равновесие, а то, что я называю «нусодинамикой», т.е. духовной динамикой в рамках поляр­ного напряжения, где один полюс представляет собой смысл, цель, ко­торая будет реализована, а второй полюс — человека, который должен осуществить эту цель. Не следует думать, что последнее суждение спра­ведливо лишь для нормальных условий, — у невротиков подобный меха­низм еще более значим. Когда архитектор хочет укрепить ветхую арку, он увеличивает груз, положенный на нее, так как таким образом кон­цы арки теснее сближаются друг с другом. Если терапевт хочет восста­новить душевное здоровье пациента, он не должен бояться увеличить подобный груз посредством переориентации пациента по поводу смыс­ла его жизни.


Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия 207

Экзистенциальный вакуум


Экзистенциальный вакуум — явление широко распространенное в наши дни. Это вполне понятно и может быть объяснено той двойной по­терей, которой подвергся человек с тех пор, как стал действительно чело­веком. В начале человеческой истории человек потерял некоторые из ос­новных животных инстинктов, которые определяли поведение животного и посредством которых оно охранялось. Такая защита, подобно раю, за­крыта для человека навсегда; человек должен совершать выбор. Вдобавок к этому при последующем развитии человек претерпел вторую потерю: традиции, которые служили опорой его поведения, сейчас быстро разруша­ются. Никакой инстинкт не говорит ему, что он вынужден делать, ника­кая традиция не подсказывает ему, что он должен делать, вскоре он уже не знает, что он хочет делать. Все больше и больше он начинает руковод­ствоваться тем, что заставляют его делать другие, все в большей степени становясь жертвой

Экзистенциальный вакуум проявляется в основном в состоянии ску­ки. Теперь вполне понятен Шопенгауэр, когда он говорил, что человечество, по-видимому, обречено вечно колебаться между двумя крайностями — нуж­дой и скукой. Действительно, скука в наше время часто ставит перед пси­хиатром гораздо больше проблем, нежели нужда. И эти проблемы растут с угрожающей быстротой, так как процесс автоматизации, по-видимому, при­ведет к значительному увеличению свободного времени. Беда состоит в том, что большинство не знает, что же делать со вновь образовавшимся свобод­ным временем.

Давайте задумаемся, например, о «воскресных неврозах» — таком виде депрессии, которая охватывает многих при сознании недостатка со­держания в своей жизни, когда обрывается натиск недельных занятий и становится очевидна пустота своего существования. Немало случаев само­убийства можно было бы объяснить экзистенциальным вакуумом. Такие широко распространенные явления, как алкоголизм и юношеская пре­ступность, будут непонятны до тех пор, пока мы не обнаружим экзистен­циальный вакуум, лежащий в их основе. Это справедливо также и по от-

ъ

ношению к преступникам, и по отношению к кризисам пожилых людей. Более того, существуют различные скрытые формы и ложные прояв­ления, за которыми обнаруживается экзистенциальный вакуум. Иногда фрустрированная потребность в смысле жизни компенсируется стремле­нием к власти, включая наиболее примитивную форму воли к власти — желание денег. В других случаях место фрустрированной потребности в смысле жизни занимает стремление к удовольствию. Экзистенциальная фрустрация поэтому часто приводит к сексуальной компенсации. В таких случаях мы наблюдаем сильное сексуальное влечение, разросшееся на поч­ве экзистенциального вакуума. Аналогичное явление имеет место в случае


208 Тема 3. Человек как субъект деятельности

невроза. Поэтому логотерапия назначается не только в нусогенных случа­ях, как было отмечено выше, но также и в психогенных случаях, в частно­сти в тех, что я назвал «псевдосоматогенными неврозами».

Давайте теперь рассмотрим то, как мы должны вести себя, если па­циент спрашивает, что есть смысл жизни.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 586. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия