Джордж Нельсон
Американский дизайнер, архитектор, критик и теоретик дизайна. В 1947 г. открыл свое дизайн-бюро. Проектировал осветительную арматуру, часы, мебель, упаковку, занимался выставочным дизайном. Наиболее известны: серия настенных часов 1949 года, диван " Слинг софа", светильники " Китайские фонари", набор посуды " Флоренс". Многие предметы мебели и дизайна, созданные в его дизайнерском бюро, стали современной классикой. В их числе стул Coconut (Кокос, 1956), диван Marshmallow (Зефир, 1956), Часы Ball Clock и Лампы Bubble (Мыльный пузырь, производятся с 1952 г. по настоящее время). Являясь директором по дизайну компании Herman Miller, ведущего американского производителя современной дизайнерской мебели, Нельсон оказывал большое влияние на линию выпускаемой продукции и общественный имидж компании более двадцати лет. Он сыграл решающую роль в объединении компании с такими дизайнерами, как Чарльз Имз (Charles Eames), Александр Жирар (Alexander Girard) и Исаму Ногучи (Isamu Noguchi). Достаточно быстро Нельсон пришел к убеждению, что дизайн должен быть составной частью философии компании, и, отстаивая это мнение, он стал пионером в сфере деловой коммуникации и корпоративного дизайна.
Кесло «Coconut» Увлеченный архитектурой, дизайном и публицистикой, Нельсон глубоко интересовался темами домашнего быта и обстановкой интерьера. В книге-бестселлере «Дом завтрашнего дня» (Tomorrow's House, 1945, в соавторстве с Генри Райтом), он предложил новаторскую концепцию «стенки». По мнению Нельсона, для хранения вещей можно использовать стены дома, превратив их в двусторонний шкаф от пола до потолка. Революционная для своего времени, эта идея предвосхитила изобилие потребительских товаров, которые появились в результате экономического бума на Западе, и превратили дом для одной семьи в небольшой склад вещей. Нельсон сконструировал несколько частных домов, включая Нью-Йоркский дом для Шермана Фэрчайльда (спроектирован в 1941 г., совместно с Гордоном Чэдвиком). Нельсон, как убежденный сторонник промышленных методов строительства, опубликовал несколько статей на тему секционной архитектуры. В 1950-ых он пропагандировал идею «Экспериментального дома» - модульной системы из кубических блоков с крышами из оргстекла, которые владельцы могли самостоятельно монтировать, исходя из своих пространственных потребностей и образа жизни. Помимо озабоченности темами архитектуры и домашнего дизайна, Нельсон с вниманием относился к теме офисной обстановки. Помимо создания первого стола в форме буквы “L”, Джордж Нельсон сыграл основную роль в создании концепции Action Office / «Активный офис» компании Herman Miller, и в 1970-ых создал собственную офисную систему Nelson Workspace / «Рабочее пространство от Нельсона». Также как мебель Нельсона для дома и его экспериментальная архитектура, эта система в своей основе имела множество модульных элементов, которые можно было свободно комбинировать. Бюро Нельсона решало множество разнообразных дизайнерских задач, выходя далеко за пределы дизайна мебели, хотя именно последнее направление лежит в основе его нынешней репутации. В числе клиентов Нельсона были огромные корпорации, включая Abbott, Alcoa, BP, Ford, Gulf, IBM, General Electric, Monsanto and Olivetti, а также правительство Соединенных Штатов. В своем Нью-Йоркском бюро, которое он открыл в 1947 г. и которое просуществовало более трех десятилетий, у Нельсона за это время работало более 50 человек, в том числе такие знаменитости как Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) и Майкл Грейвз (Michael Graves). Параллельно с проведением выставок, созданием интерьеров для ресторанов и шоу-румов, бюро George Nelson & Company создавало кухонную мебель, посуду и столовые приборы, проигрыватели и громкоговорители, скворечники и флюгера, компьютеры и печатные машинки, фирменные логотипы и упаковку, ковры и черепицу.
Период в дизайне 40-50-х годов часто называют периодом " Органического дизайна". Это направление возникло как противоположность конструктивизму с его прямолинейностью и некоторой агрессивностью, противопоставляя этой жесткости плавность линий и взаимопроникновение форм. Тогда же возникает и явление «технологического» дизайна. Основная концепция дизайна 40-50-х годов – это упразднение границ между дорогими произведениями искусства и серийными промышленными вещами. В основу ее были положены принципы комбинируемости и взаимозаменяемости, многофункциональности и внешней простоты. Также за основу принимается и постулат «психологической эргономики», принимающий во внимание внутренний комфорт человека. В этот период возникают несколько интересных дизайнерских направлений – это американский органический дизайн, скандинавская школа, Ульм и браунстиль в Германии. Можно с уверенностью сказать, что своей мировой популярностью органический дизайн во многом обязан работе двух американских дизайнеров – Чарльза и Рэй Имз. Все началось с их работы над совместным проектом со скандинавом Эеро Саариненом для конкурса " Органический дизайн жилой среды", проводимым Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Так была создана коллекция мебели из гнутой фанеры. Чарльз и Рэй и далее работают в области дизайна мебели, экспериментируя с технологией формовки прессованной фанеры. Из этого материала создаются абстрактные арт-объекты, скульптуры, игрушки и вполне утилитарные вещи – столы и стулья.
La Cise 1945 Rocking cair Все это было продемонстрировано на выставке " Новая мебель Чарльза Имза" в 1946 году. Квинтесенцией творческих принципов мистера Имз, который ратовал за экономию материалов и усилий, стал стул из гнутой клееной фанеры, названый известным архитектурным критиком Эстер МакКой " стулом века". Это было настолько актуально, свежо и сенсационно, что он практически сразу же был запущен в массовое производство. В конце 40-х Имз экспериментирует с новым материалом – пластиком. И создает новые шедевры органики, в которых плавные контуры сиденья и спинки контрастируют с линиями четырех легких стальных ножек-стержней. Эти тонкие металлические ножки стали отличительной чертой мебели 50-х. А кресло-шезлонг с оттоманкой, созданное Чарльзом для фирмы " Герман Миллер" в 1955, стало еще одним классическим образцом мебели XX века и окончательным торжеством принципов органического дизайна
Харли Эрл, один из величайших специалистов в области маркетинга. Он воплотил американскую мечту 50-х в автомобиле. Сотрудничал с разными фирмами, но в основном с General motors проектировал разные модели. Изучая общественное мнение, умел предугадать, что понравится потребителю, даже через несколько лет. Автомобили приобретают обтекаемые формы, хромированные детали. Стал руководителем огромного штата, подавал идеи. Он придумал концепт кары, (BuickY-job 1939, BuickWildcat 1951, CadillacCyclone 1959). Машины пафосные, солидные, имеют много декоративных элементов- например, хромированные накладки, «плавники», в которых были утоплены фары, и которые делали машину похожей на ракету.
|