Вернер Пантон. Verner Panton
Тезис «Цвет важнее формы» может быть воспринят, как излишне самонадеянный и радикальный, если бы эти слова не принадлежали человеку, который сам изменил принцип формообразования в промышленном дизайне. Вернер Пантон (Verner Panton) имеет на это заявление полное право. Начав карьеру как помощник Арне Якобсена, он знал, что сможет зайти дальше. Вернер Пантон никогда не был дизайнером законченной формы, поэтому все его разработки остаются актуальными по сей день, а некоторые все ещё рассматриваются как экспериментальные модели.Работая с такими материалами, как плексиглас, фибергласс, фанера, пластик, стекло, сталь, пенорезина, пенопропилен, он создавал доселе невиданные психоделические интерьеры. Пантон не стремился придумать отдельные, пусть даже оригинальные предметы, вместо этого он старался создавать атмосферу. Каждый объект выступал в качестве элемента жилой среды, вписываясь в общую концепцию и передавая нужное настроение. Дизайнер называл это «интерактивным домашним ландшафтом». Визитной карточкой Пантона можно по праву назвать инсталляцию «Фантастический ландшафт» в придуманной им волнистой комнате Visiona II в 1970 году (в Кёльне, Германия).
Волнистая комната и стул Пантон Этот сюрреалистический интерьер, где стены, пол, потолок и мебель представляют собой единый организм, стал настоящей эмблемой 60-х.Пантон утверждал, что цвет важнее формы, и своей целью ставил научить людей, окружающих себя традиционными серо-бежевыми цветами, использовать воображение в оформлении интерьеров. Работая с ярким, чистым цветом, чаще всего противоположным тому, который был бы естественен для того или иного объекта, он предложил новый, революционный подход к оформлению помещений. «Сидеть на стуле должно быть забавно и интересно, как в игре», — считал Пантон. Эту идею он развивал и дальше, создавая подвесные стулья, нарушающие принцип гравитации, стулья-цветы, надувные стулья и стулья с проволочным каркасом. Полёт фантазии дизайнера не сдерживался, казалось, ничем, а современные материалы позволяли реализовывать самые смелые его проекты.Вернер Пантон родился в маленьком городке Гамтофт на датском острове Фюн. С детства он стремился стать художником, но не показал большого таланта в рисунке. Пантон учился в техническом колледже в Оденсе на инженера-строителя. Завершив учебу в колледже, Пантон переехал в Копенгаген в 1947 году и начал обучение в Королевской Датской Академии Искусств. Знакомство с Паулем Хеннингсеном, художником по свету, известным за свои смелые, чёткие эстетические принципы, позволило Пантону начать эксперименты с проектированием мебели. (В 1950 году Пантон женился на дочери Хеннингсена – Туве Кемп, но вскоре развёлся). Также он дружит с дизайнером-ремесленником Хансом Вегнером, известным за модернизацию классических датских стульев из тика. Благодаря ему Пантон проявил страсть к экспериментам с пластиком и антропогенными материалами для создания динамичного цветового решения в геометрических формах поп-арта. Не менее важным было обучение и сотрудничество Вернера Пантона с Арне Якобсеном с 1950 по 1952 годы. В студии Пантон был не на самом лучшем счету, так как большую часть времени уделял собственным проектам. Тем не менее, именно Пантон принимает непосредственное участие в работе над проектом стула «Ant» («Муравей»), сделавшим Арне Якобсена всемирно известным промышленным дизайнером. По сути, Арне Якобсеном и Вернером Пантоном была реализована мечта модернизма - создать стул для ежедневного использования, подходящего для массового производства и эргономичного для сидения. Возможность её реализации появилась лишь с внедрением новых промышленных технологий. Ant стал первым индустриально производимым стулом, у которого спинка и сиденье были сформированы как единое целое. Якобсен пытался использовать наименьший объем материала при его создании и дальнейшем производстве. Возможно, поэтому Ant имел три ножки из гнутых трубок, и только его более поздняя модификация — Модель №7 — четыре. Влияние Арне Якобсена на творчество Пантона в области нестандартного применения материалов и стремления к эргономичности очевидно. Позднее Вернер Пантон «уест» учителя, сделав яркий, лёгкий, эргономичный и динамичный стул PantoSwing-2K — на двух ножках. Приобретя на комиссию от первых своих заказов подержанный Volkswagen, Пантон переоборудовал его под передвижную чертёжную мастерскую и начал путешествие по Европе, которые помогли ему заключить контракты с производителями. В 1955 году Фриц Хансен начал производство стульев Bachelor и Tivoli, изготовленных из трубчатой стали, ткани и пластика. Дальнейшим развитием дизайна Cone Chair выступил сконструированный из металлической проволоки Wire Cone Chair. Другим экспериментом для Plus - linje collection, стало создание кресла из прозрачного оргстекла и попытка создать кресло из тонкого пластика с возможностью наполнения его воздухом. До Пантона с прозрачными материалами работало всего лишь несколько дизайнеров, в частности Жан Прюве и Жак Андре с их коллекцией садовых стульев 1936 года.
Когда Пантон представил надувной пластиковый стул на мебельной выставке в 1960 году, он получил заказы на несколько тысяч экземпляров, но ни один из стульев не был доставлен заказчику: воздух в новых стульях просто не задерживался на долгое время. Развитие технологий на то время не позволило устранить эту проблему. Только через несколько лет другие дизайнеры начали работать над мебелью из надувного пластика. Blow от Карлы Сколари, Паоло Ломаззи, Джонатана Де Паса и Донато Д'Урбино был уже произведён с возможностью долговременного использования мебели, основанной на принципе blow up. В конце 60-х—начале 70-х Пантон экспериментировал с использованием ткани в интерьере. Он полагал, что мебель должна взаимодействовать друг с другом, как «своего рода пейзаж, который отказывается быть только функциональным». В этот период был создан целый ряд объектов, отражающих философию дизайнера.
Другой весомый вклад Пантона в дизайн середины столетия — его непрерывные эксперименты со светом. Серия ламп «Fun», подвесные лампы «Globe» и разнообразные люстры положили начало новому подходу к освещению. С 1955 по 1998 год Пантон разработал дизайн более чем 25 светильников. Освещение в исполнении Пантона переставало быть просто необходимостью и становилось неотъемлемой частью дизайна помещений, заставляя интерьер играть по-новому. Примечательно, что вслед за Паулем Хеннигеном Пантон использует оригинальный приём в работе со светом: он делает лампу лишь источником света, скрывая её от любопытных глаз и оставляя возможность регулировать силу и направление света. С 1959 года его лампы запускаются в индустриальное производство (лампа «Topan»). Но наиболее примечательная из когда-либо придуманных дизайнером ламп, Shell Lamp, была создана в 1964 году и состояла из огромного количества кружков, вырезанных из ракушек. Это редкий пример использования Пантоном натуральных материалов. В большинстве же его светильников главная роль отводилась металлу, пластику, цвету и округлым формам.
|