ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ. Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, и которая в свою очередь является самостоятельным суждением
Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, и которая в свою очередь является самостоятельным суждением. Среди простых суждений выделяются атрибутивные (категорические) суждения, суждения об отношениях (реляционные) и суждения существования (экзистенциальные). Суждения, отражающие связи предметов и их признаков, называются атрибутивными суждениями. Атрибутивные суждения называют также категорическими (от греческого kategorikos – «ясный», «безусловный», «не допускающий иных толкований»). Всякое атрибутивное, или категорическое, суждение имеет субъект, предикат и связку. Субъект суждения – это понятие о предмете суждения. Предикат суждения – это понятие о признаке предмета в рассматриваемом суждении. Связка – это элемент суждения, который соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака. Субъект и предикат называются терминами суждения. Пример: в суждении «Московский гуманитарный университет – ведущий негосударственный вуз России» понятие «Московский гуманитарный университет» – субъект суждения (S), понятие «ведущий негосударственный вуз России» – предикат суждения (Р), «есть» – связка. Атрибутивные суждения выражаются формулой «S есть (не есть) Р». Атрибутивные суждения делятся на виды по количеству и качеству. Найти количество суждения – значит, выяснить, утверждается ли (или отрицается) предикат относительно всего объема или только относительно части объема субъекта. Признаком, указывающим на то, что суждение является общеутвердительным (А), может служить слово «каждый», «всякий», «любой» и т. п., стоящее (или подразумеваемое) перед субъектом. Признаком общеотрицательного суждения (Е) может служить слово «ни один», стоящее (или подразумеваемое) перед субъектом. Слова «некоторые», «часть», «большинство», «обычно», «порой», «иногда» и т. п. показывают, что данное суждение частное. Слова «вообще», «как правило» также являются обычным признаком того, что данное суждение частное. Например: «Спортсмены вообще физически хорошо подготовленные люди» означает, что в большинстве своем спортсмены физически хорошо развиты. Часто бывает, что ни одного из перечисленных «опознавательных» слов в предложении нет. Это, однако, не означает, что нельзя определить количество суждения. Для этого нужно попытаться подставить к слову, обозначающему субъект, слово «каждый» или «ни один»; если при этом смысл суждения сохранится, тогда оно общее; если же смысл суждения нарушится, оно частное. Пример: «Книга – могучее орудие воспитания молодежи». Проверяем: «Всякая книга – могучее орудие воспитания молодежи». Здесь смысл искажен, значит, это суждение не общее, а частное. Сказанное выше относится к суждениям, у которых субъект – понятие общее. Если же субъект – понятие единичное, то и суждение будет единичным, которые рассматриваются как частный случай общего суждения. Таким образом, чтобы найти количество суждений, необходимо: 1) найти субъект и предикат; 2) исследовать его путем прибавления к предложению слов «каждый», если суждение утвердительное, или «ни один», если оно отрицательное; 3) привести его к одной из следующих логических форм: а) всякое S есть Р – (А) – общеутвердительное суждение; б) ни одно S не есть Р – (Е) – общеотрицательное суждение; в) некоторые S есть Р – (I) – частноутвердительное суждение; г) некоторые S не есть Р – (О) – частноотрицательное суждение, где S – субъект суждения, Р – предикат суждения. Для определения качества суждения необходимо найти или восстановить связку суждения, отражающую характер взаимосвязи субъекта и предиката. Если связка выражена глаголом без частицы «не», то суждение является утвердительным, в противном случае оно отрицательное.
|