Ежегодно страны-участники Eurimages платят членский взнос, размер которого исчисляется в сотнях тысяч евро
Сейчас, когда Россия стала членом «Евримажа», одно за другим проходят мероприятия, нацеленные на разработку совместных проектов. К тому же этот год выдался удачным для российского кино и на фестивальном фронте, что подогрело мировой интерес к нашей индустрии. 2011-й год начался с премьер российских фильмов в Ротердаме. Позже наши картины побывали на трех главных фестивалях мира (в Берлине, Каннах, Венеции), отметились в других важных точках киногеографии и собрали призы на фестивалях, традиционно уделяющих особое внимание российскому кино: в Карловых Варах, Варшаве, Коттбуссе. Своего рода черту черту в октябре подвел Лондонский международный фестиваль, включивший в программу семь фильмов, в создании которых так или иначе поучаствовала Россия. Планы сотрудничества с фондом «Евримаж» проанонсировал чуть ли не каждый второй российский продюсер — от Евгения Гиндилиса и Артема Васильева до Дмитрия Рудовского и Сергея Сельянова. Загвоздка в том, что «Евримаж» четко отдает предпочтение независимым некоммерческим фильмам и отсекает любые проекты, связанные с телеканалами или голливудскими мейджорами, а ведь участие канала — немаловажный фактор успеха картины на российском рынке. Выбрав в качестве главной задачи развитие коопродукционных связей между странами Европы, фонд требует от фильмов, во-первых, соответствия критериям «европейскости», во-вторых участия в производстве нескольких стран. Другая проблема заключается в том, что суммы строго определенны и не должны в абсолютных цифрах превышать 700 тыс. евро, а в относительных не более 17% от общего бюджета проекта. Все эти требования, скорее ограничивают участие в конкурсе авторскими работами. Однако с точки зрения фонда авторскими могут оказаться и работы Никиты Михалкова, и многомиллионный ГОСПОДИН НИКТО, так что будущие аналоги «Брестской крепости» или ФАУСТА имеют все шансы оказаться в списках финансируемых проектов. Как ни сложна с непривычки система подачи документов в «Евримаж», отечественная бюрократия тоже работает как часы. Обращаться за поддержкой кинопроизводства и дистрибьюции можно всего два раза в год: в 2011-м эти сроки выпали на 14 января, 13 апреля, 29 августа и 24 октября. Несмотря на короткий промежуток между датой вступления России в престижный европейский фонд — 1 марта и сроком подачи документов — 13 апреля, в число счастливчиков попал проект с участием российской компании Metrafilms (продюсер — Артем Васильев). Им оказалась польская картина ПОСЛЕДСТВИЯ режиссера Владислава Пасиковского. Новый фильм Сергея Лозницы В ТУМАНЕ тоже получит от «Евримажа» 300 тыс евро. В октябре было объявлено, что 210 тыс. евро достануться испано-французкому-грузинскому проекту ЧАЙКА, который снимае испанский режиссер Мигель Анхель Хименес. С российской стороны в производстве участвует кинокомпания «Ибрус». Российские дистрибьюторы в этом году поддержки от «Евримажа» еще не получали, зато она досталась европейским прокатчикам российских фильмов. Прокатчики фильмов ЕЛЕНА, КАК Я ПРОВЕЛ ЭТИМ ЛЕТОМ, ЭЙФОРИЯ получили помощь кинофонда. Так что кратковременное участие в «Евримаже» уже приносит России свои плоды. Фонд продолжает расширять свои возможности. Например, с 1 января 2012 года будет снято существенное ограничение: теперь режиссер не обязательно должен быть европейцем. К концу года тридцать шестым членом организации станет Грузия, что заметно облегчит ее сотрудничество с Россией. Сотрудник Министерства культуры РФ Леонид Демченко наравне с представителями других стран участвует в совете «Евримажа», который принимает окончательные решения об отборе проектов для финансирования. Также Россия наряду с остальными членами формирует бюджет организации, который составляет 22 мил евро в год.
|