Сущность и особенности истории как науки
Понятие «история» принадлежит к числу древнейших научных понятий. В переводе с древнегреческого языка оно означает «рассказ о прошедшем», «развертывание», «раскрашивание», «узнавание». В древности это понятие относилось к любым видам познания окружающего мира. В современном языке термин «история» является достаточно многозначным. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова выделено семь значений слова «история»: 1) действительность в ее развитии, движении; 2) наука о развитии человеческого общества; 3) ход, развитие, движение чего-нибудь (история дружбы); 4) наука о развитии какой-то области природы, знаний (история театра); 5) прошлое, сохраняющееся в памяти человека; 6) рассказ, повествование; 7) происшествие, преимущественно скандал (влип в историю). Однако предметом исторической науки являются не все значения слова «история», а два основополагающих:
История как наука 1) прошлое и все, что с ним происходит; 2) рассказ о былом, описание, сказание о нем.
Одной из сложных проблем методологии исторической науки является проблема возможности полной объективности познания прошлого. Известны две основные точки зрения ученых: — неадекватность наших знаний о прошлом; — возможность познать средствами исторической науки прошлое человеческого общества в его обьективной реальности. Может ли история изучать все в конкретности и многообразии? Теоретически может. Но есть ли в этом необходимость? Историческая наука — наука избирательная. Целью ее исследований являются процессы, факты, события, личности, наиболее ярко отражающие данную эпоху, время. В то же время история, как наука, является своеобразным зеркалом, отражающим представления общества о прошлом, определяющим ответственность перед будущим. Предмет истории сам историчен. Подход к нему, цели и задачи, стоящие перед предметом, менялись в разные эпохи, оценивались по-разному в зависимости от обстоятельств и «социального заказа». Как следовало ожидать, в литературе, и особенно в малоизвестной нашему читателю западной литературе, выделяются разные точки рения на предмет истории, вплоть до взаимоисключающих. Так, если известный испанский ученый X. Ортега-и-Гасет был убежден в том, что «история является наукой о самом строгом настоящем», то другой западный обществовед Ж.П. Сартр писал: «Рассказанная история может быть только историей прошлого, настоящего вообще нет...»6 На наш взгляд, следует выделить несколько аспектов пони-мания предмета истории учеными-обществоведами: а) это убеждение в том, что главным объектом исторического изучения является человек. Известный
6Щит. по: Могилъницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989. С. 18. Введение французский историк М. Блок по этому поводу высказался остроумно. Он писал: «Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча»7. б) неправомерное расширение предмета истории как науки. Например, история дождя, история кухни и меню, гляциология (наука о льде), дендрометрия (о строении древесины), история умонастроений и т. п. Такой подход особенно свойствен западной историографии. С одной стороны, подобные попытки расширить историчес-кие знания способствуют более полному представлению о рассматриваемом времени, с другой - второстепенные данные затушевывают основные события и факты. Из всего сказанного вытекает определение предмета исто-рии. История как наука исследует конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками законно-мерности общественного развития, связанные с деятельностью людей, а также объективные предпосылки и результаты этой деятельности. Более простое определение предмета истории дал академик АН СССР Л.В.Черепнин (1905-1977).«История - это наука, -писал он, -которая изучает развитие человеческого общества как за-кономерный процесс во всех конкретных формах, которые принимает это развитие».
|