Студопедия — Задачи изучения истории
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Задачи изучения истории






Начало третьего тысячелетия современной чело­веческой цивилизации характеризуется особой остро­той ощущения угрозы глобальных катастроф, нависших над нашей планетой: ядерной, экологической, энерге­тической и др.Можно ли предот-вратить крах, найти выход из сложившихся условий? Над этим ломают го­ловы политики и ученые, спорят все земляне.

Отсюда вытекает возрастающий во всем мире ин­терес к гу-манитарным наукам, пытавшимся прояснить понимание чело-века и его места в истории, возможно­сти влиять на социальную действительность и усло­вия, обеспечивающие эффективность и плодотворность этого влияния. Не взывает сомнения, что пред-посыл­кой такого понимания является исторический подход, так как только в исторической ретроспективе возмож­но действительно всестороннее и глубокое познание человека.

 

Становление исторической науки

Становление исторической науки шло длительным и сложным путем. С. Ф. Платонов в начале XX в. в «Лек­циях по русской истории» отмечал три этапа в ее раз-

История как наука

витии: 1) древность — начало XVII в.; 2) XVII — XVIII вв.; 3) с начала XIX в.На первом этане история определя­лась как художественно-прагматический рассказ о до­стопамятных событиях и лицах, на втором—история призвана была отображать не все факты прошлой жиз­ни человечества, а лишь основ-ные, обнаруживающие ее общий смысл, но при этом она не была самостоятель­ной наукой, а обращалась в прислужницу философии, на третьем —стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческого общества3.

Возникают сразу вопросы: а почему же тогда гре­ческий ученый Геродот (485-425 до н.э.) был назван «отцом истории»? Неужели С.Ф. Платонов не учиты­вал в своих рассуждениях, например, «Всеобщую ис­торию» в 40 книгах Полибия (205- 125 до н. э.)? Отве­тить на эти вопросы можно, если учитывать, что дан­ная периодизация истории и содержание трудов историков были обусловлены картиной мира в тот или иной период истории; уровнем развития естественно­научных знаний; изменением методологических основ познания. Историки прошли длительный путь в изуче­нии прошлого, последовательно руководствуясь при этом принципами прагматизма, провиденциализма (бо­жественный характер истории), рационализма, панло­гизма, позитивизма.

Длительное время периодизация самой истории имела своеобразную форму. Один из теоретиков Хрис­тианской церкви А.Августин (354-430) в книге «О раде Божьем» определил следующие периоды: 1)от Адама до потопа; 2) от потопа до Авраама; 3)от Авраама до царя Давида; 4) от Давида до Вавилонского пленения; 5) от Вавилонского пленения до Р.X. (рождества Хри­стова); 6) от Р.X. до грядущего второго пришествия и полного торжества града Божьего4. Вполне реально воспринималось то, что Адам жил 930 лет, его внук Ной - 950 лет, из них 350 - после потопа. «Повесть

 
 


3 См.: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С. 39.

4 См.: Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993. С. 55.

 

 

Введение

временных лет» отмечала, что сын Ноя Иафет стал ро­доначальником северных народов и славяне были его потомками. Точно так же реально было и то, что к 1492 г. ожидали второе пришествие Христа.

В начале XX в. закончился период в развитии ис­торической науки, когда один автор брался за иссле­дование всеобщей истории, истории страны в целом.В отечественной исторической науке таковыми были В. Ключевский, П. Милюков, М. Покровский, А. Кор­нилов, С. Платонов. В исторической науке начали развиваться отдельные ее отрасли, произошло «дроб­ление» тем исследований, появилась узкая специали­зация историков.

Эти процессы во многом определялись развитием методологических основ исторической науки и исто­риографии.

 

Историография и исторические школы

Историография (общая и частная) — это специаль­ная отрасль исторической науки, которая отражает процесс формирования и развития исторических зна­ний. Историографы отвечают на ряд вопросов: кто, когда, как и какую проблему исследовал, к каким вы­водам пришел? Историограф может поставить под со­мнение результаты исследований, обозначить пробле­мы, требующие исследования.

Каждый человек в определенной мере при изуче­нии курса истории является историографом. Важно, чтобы его мнение было обосновано.Объективность исторического знания услов-на, ибо зависит от челове­ка с его социальной ориентирован-ностью, мировоззре­нием, уровнем знаний. Каждое поколение историков пишет свою историю. Это зависит от используемых при ее изучении источников (материальные, письменные, изобразительные, фоно- и фотодокументы), от подхо­дов к исследованию и поставленных вопросов, ответы на которые требует день сегодняшний. Объективность исторического знания проявляется в единстве субъек­та познания, методов и источников, которыми пользу­ется изучающий историю.

 

 

История как наука

Историография свидетельствует о наличии мно­гих истори-ческих школ, которые предполагали и предполагают много-вариантность в изучении как мировой, так и отечественной ис-тории. У нас нет воз­можности давать ей детальную характерис-тику в со­ответствии с вышеупомянутыми этапами становле­ния истории как науки и существующей периодиза­цией мировой истории - древность, Средние века (середина I тыс.-середина XVII в.), Новое (середи­на XVII в. — XIX в.) и Новейшее (с начала XX в.)вре­мя.Остановимся лишь на наиболее характерных осо­бенностях историографии.

Заслуга историков древности-в описании исто­рических яв-лений, создании основ данной науки, фор­мировании источниковой базы, которой и до сей поры пользуются исследователи. Имена Геродота, Фукиди-да, Полибия, Плутарха и других мыслителей остаются с нами и сегодня.

Период Средневековья дал имена хронистов, ис­ториков, деятельность и содержание работ которых обусловливались господством Церкви. Позднее Сред­невековье, периоды Рене-ссанса и Реформации изме­нили мировоззрение людей в европейских странах.По­явились и новая периодизация мирового процесса, и новое отношение к человеку как действующему лицу истории. В тот период сформировался европейский тип цивилизационного развития.

Век Просвещения под влиянием развития в странах Евро-пы науки и техники, радикальных изменений в об­разе жизни людей поставил перед учеными проблему смысла и законов развития общества. Родилась филосо­фия истории (Вольтер, Гердер). В научный оборот было введено понятие «цивилизация» (Руссо, Фергюсон).При этом она в основном рассматривалась как закономерный этап в становлении и развитии человеческого общества вслед за периодами дикости и варварства. Европейские историки придерживались, таким образом, идеи линей­ности и стадиальности в развитии общества (Гегель). Отсчет времени в данном случае дало христианство.

В начале XVIII в. итальянец Вико на примере исто­рии античного мира выдвинул идею локальной циви-

 

Введение

лизации, в основе которой он видел особые культуры различных народов.

В России XVIII в. на смену летописанию, хроно­графам, описаниям жизни великих князей и царей пришли труды А. Манкиева («Ядро Российской исто­рии»: В 7 т.), В. Татищева («История Российская с са­мых древних времен»: В 7 т.), М. Ломоносова («Древ­няя Российская история»; «Краткий Россий-ский лето­писец»), князя М. Щербатова («История Российская от древнейших времен»).Главное в содержании истории страны авторы связывали с ролью царской самодер­жавной власти, которая, по их мнению, придавала развитию российского об-щества поступательный ха­рактер.Авторы отмечали отличие российского обще­ства от западного.

В XIX в. завершилось формирование теории евро-поцентричного цивилизационного развития истории, которая предполагала исследование социально-поли­тических отношений и государственных структур вла­сти (Гизо), рассматривала социокультурную сферу об­щества (Спенсер, Бокль) в европейских странах как наивысшее достижение цивилизационного развития Таким образом, термин «цивилизация» стал применять­ся к объяснению уровня развития общества. Все, что не европейское, означало «нецивилизованное».Одна ко такое объяснение чаще использовали политики. Историки же сделали следующий шаг в освоении прошлого благодаря бурному развитию демографии, археологии, лингвистики.

XIX столетие характерно появлением формационно-стади-альной теории исторического процесса (К.Маркс, Ф. Энгельс). Как экономист, Маркс выделял архаическую (первобытную), эконо-мическую(частновладельческие отношения, товарное производст-во) и коммунистическую (постэкономическую) формации. Характеризуя способы производства и их смену, основопо-ложники марксизма акцентировали внимание на борьбе классов как движущей силе истории.Они анализировали явления европейских и практически не исследовали природ восточных обществ, оставаясь при этом европейцами и по отношению к России.

 

История как наука

Российская историческая наука XIX в. обогатилась трудами Н.Карамзина («История государства Россий­ского»), первого российского медиевиста (историка Средних веков) Т. Грановского, исследованиями М.Пого­дина.Господствующее положение в среде историков заняла во второй половине XIX в. государственная (юридическая) школа. В ее становление и развитие внесли огромный вклад К.Кавелин, А.Сергеевич, С. Соловьев, Б.Чичерин, П.Милюков и др.Представи­тели этой шко-лы полагали и соответственно исследо­вали отечественную ис-торию, исходя из надсоциального характера государства в Рос-сии, рассматривая борьбу родового и государственного начал в сознании русского народа, отдавая приоритет государственным структурам власти в определении направленности развития в экономической, социальной, духовной и других сферах жизни российского общества.

Представители радикального демократического направления в общественно-политическом движении страны - А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевс­кий— в 1840—1850-х гг. выдвинули идею активной роли народных масс в истории.Тема роли личности и народа в истории была продолжена идеологами либе­рального народничества в 1870-1880-х гг.(П.Лавров, Н. Михайловский, С.Степняк-Кравчинский).В унисон с «государственниками» они говорили об особой роли личностей в истории России.

Н. Данилевский, К. Леонтьев и другие российские ученые разработали теорию культурно-исторических типов развития народов в мире. Особенно отчетливо она была представлена в работе Н. Данилевского «Рос­сия и Европа» (1869).

На рубеже XIX — XX вв. все большее количество российских ученых ориентировалось на исследование природных, политических, экономических, социальных, этнических, духовных и иных факторов в истории стра­ны. В. Ключевский (1841 - 1911) разработал теорию факторов, определявших характер истории России, ее народа. В «Курсе русской истории» Ключевский изло­жил свои взгляды историка на методологию истори­ческого анализа, источниковедение и терминологию

 

Введение

исторической науки. Он отмечал, что «содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах»5.

Значительным явлением в исторической науке ста­ло направление, которое чаще именуется «школой ан­налов», утвердившееся в 20 —30-х гг. прошлого столе­тия во Франции. Оно связано с М. Блоком, Л. Февром, а в 1950— 1970-х гг. — с Ф. Броделем и др. и характерно исследованием исторических явлений непременно с анализом духовной жизни общества, его ментальности.

В первые десятилетия XX в. продолжалась разра­ботка проблем цивилизационного подхода к истории. О. Шпенглер рассматривал историю человечества в виде многих — рождающихся и умирающих — куль­тур. А. Тойнби, исследуя в 1930— 1950-х гг. культуры народов мира, выдвинул концепцию круговорота ло­кальных цивилизаций в их совокупности.

В советский период отечественной истории на исто­рическую науку значительное влияние оказывала офи­циальная государственная идеология (особенно в 1920 — 1940-х гг.). Главным подходом к изучению истории стал формационный подход, так называемая «пятичленка»: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, фео­дальный, капиталистический и коммунистический. Весь исторический процесс рассматривался как восхождение человеческого общества к самой прогрессивной форма­ции — коммунистической. Классовый подход также был непременным атрибутом исторических исследований.

Вместе с тем историческая наука продолжала совершенство-ваться через создание научных учреждений, формирование новых направлений исследований, под­готовку кадров.Развивались истори-ография, источни­коведение.Совершенствовались методы исследо-вания, в том числе и диалектико-материалистический (марксист-ский).Получил право на применение к изучению истории структур-но-системный подход.Несмотря на все перипетии борьбы на идеологическом фронте, значи-

5 Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. I. С. 34.

 

История как наука

тельный вклад в развитие отечественной истории вне­сли М. Покровский, Е. Тарле, Н. Рубинштейн, Б. Греков, И. Минц, М. Нечкина, Б. Рыбаков, Л. Черепнин, А. Зи­мин, 15. Янин, К. Тарновский, П. Волобуев и др. Для на­уки остаются ценными изданные в 1940— 1950-х гг. «Очерки истории СССР», в 1960 — 1970-х гг. — многотом­ные «История СССР», «Историческая энциклопедия», «Всемирная история» и многие другие труды.

В 1990-х гг. в отечественной исторической науке стало боль-ше внимания уделяться социокультурному, цивилизационному подходу к изучению истории (А.Гуревич, Л.Васильев, Л. Семени-кова, К. Хвостова и др.), который позволяет показать собственно жизнь нолей в различных сферах их общественных отноше­нии, что отнюдь не сводит на нет значение формационного подхода к историческому прошлому. Так, извест­ный российский ученый А. Гуревич с конца 1980-х гг. (истаивает позицию, согласно которой на современном этапе историческая наука-это антропологическая ориентированная история, в центре внимания ее на­ходится человек во всех его проявлениях.

 

Источники изучения отечественной истории

Источники изучения отечественной истории весь­ма обширны и сложны. Их удельный вес неодинаков, поскольку жизнь и деятельность Российского государ­ства, а следовательно, и его истории неотделимы от разносторонней деятельности и истории различных классов, социальных прослоек, политических партий и общественных движений.

Важнейшими источниками отечественной истории являются летописи. Самые ранние летописи появи­лись еще в XI — XII вв. Наиболее значимая из них «По­весть временных лет», написанная в XII в. Среди дру­гих наиболее важных источников средневековой оте­чественной истории необходимо отметить такие, как «Судебник» 1497 г., «Соборное уложение» 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты.

Что же касается отечественной истории с XVIII в. по настоящее время, то здесь имеется огромное коли-

 

Введение

чество различных источников. Среди них: документы и материалы правительственных органов, политичес­ких партий и движений, появившиеся в процессе их деятельности и ныне хранящиеся в центральных и ме­стных государственных архивах страны; законодатель­ные акты, произведения и мемуары выдающихся де­ятелей Отечества, периодическая печать, документы и материалы музеев, кинофотодокументы. Значитель­ная группа различных документальных материалов, от­ражающих внешнеполитическую деятельность госу­дарства, хранится за рубежом. Там же находятся ис­точники по истории эмиграции во все времена отечественной истории. К источникам изучения рос­сийской истории относятся и памятники материаль-ной культуры, языка, письменности, обычаи, обряды и т. д.

 
 








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1237. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия