Студопедия — Методические указания. 1. При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что история (от греч
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методические указания. 1. При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что история (от греч






1. При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что история (от греч. historia) — это одна из старейших наук. Еще в древности считали, что «история – это наставница жизни» («Historia est magistra vitae»).

Понятие «история» включает несколько значений:

· в широком смысле под историей понимается любой процесс раз-
вития, происходящий в природе и обществе. История является основой научного познания во всех областях знаний;

· более узкая трактовка термина «история» обозначает процесс развития
человеческого общества, то есть все, что произошло в далеком и близком
прошлом с каждым человеком в отдельности и с обществом в целом.

Кроме того, историяэто особая отрасль знаний, наука об общественном прошлом человечества. Как и любая наука, история имеет
свою источниковую базу, теорию и методологию познания, методику
исследовательской деятельности, историю самой исторической науки.

В системе высшего образования преподавание и изучение студентами
истории имеет особое значение. Знание истории своего отечества формирует в молодых людях качества гражданина, патриота и защитника Родины, позволяет зримо представить роль личности в истории, понять нравственные устои отдалённых от нас столетиями людей и народов, их развитие, ситоки национальной культуры в процессе исторической эволюции. Еще во времена Древнего Рима Марк Тулий Цицерон писал: «Первая задача истории — воздерживаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».

Важнейшая задача исторического образования — воспитание историей,
формирование гуманистических ценностей и патриотических чувств,
свободных от национализма и шовинизма.

История – фундамент гуманитарного образования. Изучая отечественную историю, граждане нашей страны формируют в себе национально-историческое самосознание, обеспечивающее самосохранение народа. Если его разрушить, мы останемся не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно проверенный жизнью факт.

Гуманитарные науки, в отличие от естественных и технических, – это науки общественные, то есть изучающие различные аспекты человеческого общества. История тесно связана с разными гуманитарными знаниями - экономической теорией, политологией, социологией, философией, культурологией, литературой.

Достоверность исторического исследования определяется полнотой источниковой базы, критическим анализом которой занимается источниковедение.

Источниковедение – отрасль исторической науки, изучающая и систематизирующая материальные и письменные источники как памятники деятельности человека.

Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т. д. –то есть все остатки прошлой исторической жизни.

В изучении прошлого история использует свои, специфические методы. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. Таковыми являются: хронологический, проблемно-хронологический, статистический, системно-структурный, сравнительно-исторический, моделирования исторических ситуаций, ретроспективный методы.

Неоценимую помощь историкам в добывании вещественных свидетельств о прошлом оказывает удивительная, захватывающая наука археология (греч. archaious –древний и logos – учение). Она изучает историю по вещественным источникам - памятникам материальной культуры (орудиям труда, оружию, предметам домашнего обихода, жилищам и т.д.). Их археологи находят, главным образом, при раскопках: археологию часто называют «наукой лопаты». Так, берестяные грамоты (письма и записи, сделанные острой костяной или металлической палочкой на специально подготовленной берёсте) - важнейший источник по истории Древней Руси. Они впервые были обнаружены 26 июля 1951 г. в Новгороде археологической экспедицией под руководством А.В. Арциховского. На сегодняшний день известно около 1000 новгородских, псковских, смоленских грамот. Берестяные грамоты дают важные сведения о системе обучения грамоте в те далекие времена. Эти документы доказали, что в Древней Руси было много грамотных не только в среде знатных и духовенства, но и в низших социальных слоях; они дали очень много нового для истории русского языка.

Артефакты, добытые учёными, становятся музейными экспонатами, составляют многие бесценные коллекции.

Воссоздавать многоликую, вариативную картину прошлого помогают вспомогательные исторические дисциплины:

генеалогия (от греч. родословная) - наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений;

геральдика (лат. hera1dиs глашатай) - наука, изучающая гербы как исторический источник;

дипломатика (греч. diploma - документ) - наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера;

историческая информатика — вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле;

метрология (греч. metron - мера и logos - наука) - наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса - в их историческом развитии;

нумизматика (лат. nиmisma - монета) - наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам;

историческая ономастика (греч. опоmа - имя, наименование) - Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика - изучает географические названия; антропонимика - изучает личные имена этнонимика - изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика - изучает имена богов;

палеография (от палео... и ... графия) – наука, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков (например, иероглифов), виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль Палеография изучает графику систем тайнописи (криптография).

сфрагистика (греч. sphragis - печать) - наука, изучающая печати;

историческая хронология (греч. chronos - время и logos - наука) - наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов;

историческая этимология (греч. еtymol - истина, истинное значение слова) - раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.

 

2. Переходя к рассмотрению второго вопроса, следует особо подчеркнуть, что история России представляет собой часть мирового исторического
процесса. Отечественная историографическая мысль всегда рассматривала как Древнюю Русь, так и Российское государство в контексте мирового развития.

Почти девять веков назад увидел свет первый известный нам отечественный
письменный источник — «Повесть временных лет». Её автор, летописец Не-
стор, монах Киево- Печерского монастыря, отвечая на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?», начинал
свое повествование от «сотворения мира» и расселения рода человече-
ского после всемирного потопа. Согласно этой библейской версии народ
славянский произошел от «племени Иафета», младшего сына Ноя. Рас-
сказ Нестора имеет реальные географические ориентиры и достоверные
исторические подробности, когда сообщает, что норики (славяне), теснимые волохами (римлянами), покинули свою прародину — междуречье
Дуная и Дравы, и начали осваивать новые места. В последующих исторических сочинениях традиция изучения отечественной истории как составной части мирового исторического процесса неизменно развивалась.

История исторической науки называется историографией. Однако в данном контексте это понятие утвердилось не сразу.

Термин «историография» в переводе с греческого означает «писание истории». Известный русский историк начала XX в. А.С. Лаппо-Данилевский выяснил, что историографами в средневековой Франции называли художников, работавших в жанре исторической миниатюры. Однако уже с XVI в. так стали именовать лиц, которым король поручал написать историю Франции.

В дореволюционной России существовало звание «придворного историографа», дававшееся известным ученым и писателям, которые призваны были работать над подготовкой и написанием официальной российской истории. Получение этого звания предоставляло возможность свободного доступа в архивы и обеспечивало его носителю высокий должностной оклад.

В многовековом познании отечественной истории условно можно выделить два важнейших этапа, отражающих общие закономерности развития истории как науки. Внутри каждого из этапов выделяется несколько самостоятельных периодов, отличающихся своеобразием историографического процесса.

Первый этап – это этап собирания и накопления исторических знаний, охватывающий X-XVII вв.: от первых древнерусских летописных свидетельств до появления авторских исторических сочинений.

Начальные сведения о первых веках древнерусской истории нашли отражение в летописях – погодном (по летам) изложении событий: Лаврентьевской, Ипатьевской, Первой Новгородской и самой древнейшей из них – «Повести временных лет», написанной в начале XII в.

В X-XV вв. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописных сочинениях. В XVI-XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества – хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов.

Второй этап – это этап формирования и развития научных исторических знаний, построенных на критическом анализе источников, определенных философских воззрениях, разнообразных исследовательских методиках.

Второй этап начинается в XVIII в., когда были созданы первые многотомные научные исследования по истории России с древнейших времен, отличавшиеся ярко выраженными авторскими концепциями.

На XIX – начало XX вв. приходится расцвет отечественной исторической мысли, во многом определявший высокие достижения мировой исторической науки в целом.

20 – 80-е гг. XX в. – советский период отечественной историографии – противоречивое время, связанное с господством коммунистической идеологии, практически исключившей свободу научного творчества.

90-е гг. XX – начало XXI вв. – период активного развития отечественной исторической мысли, поиска новых концептуальных подходов к истории России, основанных как на обращении к наследию дореволюционной историографии, так и на использовании современных историко-философских воззрений и новейших информационных исследовательских технологий.

XVIII век — время становления в России научных исторических знаний. Отцом русской историографии принято считатьсподвижника Петра Великого Василия Никитича
Татищева (1686 — 1750)
.
Следуя распоряжению императора о необходимости всем подданным «ведать Российского
государства историю», он создает пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен». Ее центральной идеей является тезис о самодержавии как наилучшей форме государственного правления. Видя в
истории процесс развития человеческого разума, В.Н.Татищев рассматривал конкретный исторический материал через ряд взаимосвязанных
систем: история человечества, история народа и государства, история
конкретных человеческих деяний. Традиции В.Н.Татищева были продолжены в трудах М.В. Ломоносова (1711 — 1765), М.М.Щербатова
(1733 — 1790), И.Н. Болтина (1735 — 1792).

Осмысление истории России через призму развития российской государственности предпринял крупнейший представитель русской исторической школы Николай Михайлович Карамзин (1766 — 1826). Его
«Историю Государства Российского» в 12-ти томах А.С.Пушкин назвал «не только созданием великого писателя, но и честного человека». Создавая свой главный труд, Н.М. Карамзин руководствовался принципами: любовь к Отечеству, как к части человечества, и следование правде истории. Он считал, что движущая сила исторического процесса – это государственная власть, основанная на самодержавии, предназначение которой «не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу». Его принципом является следование правде истории, как бы горька она не была. «История не роман — пишет Карамзин, — она изображает действительный мир». «Трудные страницы» есть в истории каждого народа — такова мысль историка-Карамзина. Он создает историю общества в целом, описывает все то, что входит «в состав гражданского бытия людей: успехи разума, искусства, обычаи, законы, промышленность». Такой комплексный подход к истории, с выявлением причинно-следственных связей событий, составляет основу его исторической концепции.

 

Признанный классик отечественной историографии Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) восхищался творчеством Н.М. Карамзина, но считал, что настало время перейти от литературной истории государства Российского к истории научной, в которой найдут отражения современные достижения истории, философии, других наук. С.М. Соловьев взял на себя ответственность написать историю России, начиная с самых древних времен, на основе новых историко-философских воззрений.

С.М. Соловьев внес большой вклад в разработку теоретических проблем исторической науки, вопросов историографии, многих конкретно-исторических проблем. Настоящим научным подвигом стало написание им 29-томной «Истории России с древнейших времен». Начиная с 1851 г., каждый год из печати выходил один том. Только тяжелая болезнь и смерть прервали титанический труд ученого.

Одним из главных положений воззрений С.М.Соловьева является идея исторического прогресса. По убеждению ученого, применительно к России исторический прогресс выражается в ее продвижении к «правовому государству» и «европейской цивилизации».

Василия Осиповича Ключевского (1841-1911) по праву называют «легендой русской историографии». В.О. Ключевский был лучшим из учеников С.М. Соловьева. Научные интересы В.О. Ключевского отличались многоплановостью. В центре его внимания находились важнейшие вопросы русской истории: социально-экономические процессы, происходившие в Древней Руси, история закрепощения крестьянства, «великорусский» период.

Вершиной научного творчества В.О. Ключевского стал 5-титомный «Курс русской истории». В нем всесторонне освещен ход русской истории с зарождения государства до отмены крепостного права (1861). Автор уделяет внимание не только политической истории, но и экономике, культуре, быту и нравам народа, общественной жизни. В основе такого подхода – теория «факторов» или множественности условий исторического развития. «Людское общежитие», утверждал Ключевский, строят «три основные исторически силы»: человеческая личность, общество и природа страны. Двигателями прогресса он считал «умственный труд и нравственный подвиг».

«Курс русской истории» В.О. Ключевского получил всемирную известность и был переведен на многие языки. Творчество В.О. Ключевского оказало сильное влияние на его учеников – П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера, М.Н. Покровского, Н.А. Рыжкова, М.К. Любавского, М.М. Боголюбского и других.

В советское время историки основные усилия сосредоточивали на
изучении социально-экономической проблематики, истории революций
и народных движений. Советская историческая наука, в значительной
мере изолированная от мировой историографии и находившаяся под
мощным прессом партийно-коммунистического диктата, строилась на
единой марксистско-ленинской методологии. История России и весь
мировой исторический процесс изучались, как последовательная смена
общественно-экономических формаций: от первобытнообщинного строя,
через классовые общества (рабовладение, феодализм, капитализм), к бес-
классовому коммунизму. Абсолютизация материального производства,
социально-экономических отношений, классовый подход к истории оставляли вне поля научного поиска многие проблемы. Вместе с тем было бы
ошибкой не видеть достижений советских историков. Развивая традиции
дореволюционной отечественной исторической мысли, они создали много превосходных научных трудов. Среди этих авторов — Н.М. Дружинин,
П.А. Зайончковский, А.А. Зимин, Е.В. Тарле, Л.В. Черепнин и многие другие.

 

3. При изучении третьего вопроса, следует отметить, что современная российская историография активно использует достижения мировой исторической мысли: разнообразные историософские
концепции и новейшие исследовательские методики. В настоящее время
среди отечественных ученых широкое распространение получили культурно-исторический или цивилизационный подход к изучению истории
человечества. Цивилизационный подход основан на междисциплинарности и системном анализе.

Многовариантность исторического процесса и разнообразие методологических подходов, характерные для современной исторической мыс-
ли, привели к формированию разнообразных концепций отечественной
истории. Так, одни исследователи изучают историю России как часть западной цивилизации, которой присущи такие ценности, как частная собственность,
индивидуализм, рынок, парламентаризм. Другие ученые видят в России
типичную восточную цивилизацию, развивающуюся циклически и базирующуюся на приоритете общинной собственности, государственной
деспотии, коллективистских ценностях. Третьи относят Россию и другие
славянские страны к самостоятельному типу цивилизации, характерными чертами которой считаются ведущая роль государства, абсолютная ценность православия и славянское единство.

Немало исторических трудов создается на основе формационного видения истории России или на основе сочетания цивилизационно-формационных методик.

Большую популярность среди историков и политиков приобрели
идеи евразийства. Как система историко-философских воззрений евра-
зийство возникло в 20-е гг. ХХ столетия в среде эмигрантской интеллигенции (Г.В. Вернадский, П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой и др.). Отправным моментом рассуждений евразийцев является «месторазвитие»
народа — связь культуры и жизни общества с географической средой.
Громадное пространство России, охватывающее две части света — Европу и Азию, определило всю историю страны. Последовательным разработчиком идеи евразийства был Лев Николаевич Гумилев (1912 — 1992). В его трудах «География этноса в исторический период», «Этногенез и биосфера Земли»,
«Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси к России: очерки этнической
истории» дано обоснование новой науке — этнологии, находящейся на стыке нескольких отраслей знаний: истории, этнографии, психологии, биологии, географии, а также раскрывается история русского этноса.

Изучение истории любого народа и государства, в том числе и России, возможно только на основе учета как объективных, так и субъективных факторов развития.

К объективным факторам относятся:

· среда обитания (размеры территории и ее природные ресурсы, природно-климатические условия, коммуникационные особенности);

· геополитические условия (соседние народы и пограничные государства, взаимоотношения с ними, место в мировом разделении труда и роль в мировом сообществе);

· демографические процессы (численность, плотность населения, темпы его роста).

Субъективными факторами считаются:

· этнические, социокультурные, психологические особенности жизнедеятельности народа в конкретный исторический период;

· господствующие религиозные и идеологические представления, нравственные нормы и ценности;

· деятельность политических лидеров, исторических личностей, политических партий;

· научно-технические достижения и степень их овладения обществом. Исследование всей совокупности данных факторов на основе принципов объективности (критическое осмысление всей совокупности фактов) и историзма (рассмотрение исторического явления в развитии, в сопоставлении с другими явлениями и их оценка, исходя из конкретных условий конкретного времени) дает возможность получить научно взвешенную и достоверную картину исторического процесса.

В ходе изучения темы I, важно усвоить, что научные знания по Отечественной истории отличается от учебной дисциплины «Отечественная история» тем, что наука представляет собой глубокое теоретическое знание на основе вышеуказанной методологии, а учебная дисциплина – это первичное знание для ознакомления с наукой, первый «подход» к ней. Но, не сделав эти первые шаги, невозможно оценить всю многогранность данной науки и понять, что, как сказал М. Сервантес, «история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

Семинар II.

Тема: Древнерусское государство и Русь удельная

(IX – первая половина XV вв.)

Большинство исследователей считают, что прародиной ранних славян были земли от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. С этой территории славянские племена в первой половине I тысячелетия начали расселение в среднее и верхнее течение Днепра, а также на север – в район озера Ильмень. Эта часть славян получила название восточных. В IХ в. в результате разложения родового строя на основе социальной, профессиональной и имущественной дифференциации и формирования крупных территориально-политических объединений (племенных
союзов, городовых областей) восточные славяне
вплотную подошли к созданию собственной государственности. Центра-
ми образования Древнерусского государства стали города Киев и Нов-
город. Их политическое объединение осуществил князь Олег в 882 г. Выгодно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», эти города
сплотили вокруг себя две группы восточно–славянских племен – се-
верную и южную.

Относительно происхождения слова «Русь»в науке нет единства мнений. В «Повести временных лет» летописец то отождествляет это понятие со славянами, то считает его «пришлым», что соотносится со скандинавами. Но при этом в самой Скандинавии народа по имени «русь» никогда не было. Существуют несколько гипотез происхождения этого имени-этнонима.

· Термин «русь» связан с финно-угорским названием соседей - шведов и норвежцев - «ruotsi», восходящее, в свою очередь, к древнескандинавскому значению «roths» - «гребцы».

· Под именем «рос» выступает древнейшее славянское раннегосударственное образование VI-VII вв. вокруг Киева, и отождествляют его с названием правого притока Днепра - реки Рось.

· Название «Русь» - «рос» ведет свое начало отвизантийских хрониках, в которых упоминается «скифский народ рос», а так же от древней топонимики Приазовья и Крыма, где часто встречаются названия с корнем «рос».

· Возможно «русью» назывались состоящие в основном из варягов наемные отряды воинов-дружинников первых русскихкнязей.

В настоящее время наиболее перспективной представляется точка зрения, согласно которой «русь» не является названием какого-либо народа - это понятие не только этническое, но и социальное. Так называли на севере варяжских князей-конунгов и их разноплеменных дружинников-гребцов, состоявших из славян, скандинавов, кельтов. В таком смысле это понятие и пришло к славянам, где обозначало интернациональную среду слуг и дружинников первых князей, а уже позднее название «Русь» распространилось на подвластные князьям и их дружине земли.

Летописное свидетельство «Повести временных лет» о призвании варягов на Русь было использовано приглашенными в Россию в XVIII в. немецкими учеными Г. Байером, Г. Миллером
и А. Шлёцером для создания так называемой «норманнской теории» возникновения Древнерусского государства. Данная теория обосновывала изначальную неспособность славян к самоуправлению и государственной организации, и тем самым оправдывала иностранную (немецкую) власть (бироновщина, мекленбург-шверинские, брауншвейгские и голштинские правители, Екатерина II). С
тех пор не стихают споры между «норманнистами» и «антинорманниста-
ми», первым из которых стал великий русский ученый М.В. Ломоносов.

Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию. Во
главе государства стоял князь, который опирался на старшую и младшую дружину. Из старшей дружины формировался совет бояр. В отдельных землях собирались народные собрания – вече.

Своего расцвета Древнерусское государство достигло в годы княжения Владимира I Святославича (980-1015) и Ярослава
Мудрого (1019-1054). При Владимире I Русь приняла христианство, при Ярославе Мудром были составлены первые письменные законы «Русская Правда», а Киев стал одним из самых богатых го-
родов Европы и соперничал не только с западноевропейскими столица-
ми, но и с Константинополем. В 1036 г. была образована киевская митрополия, в 1037 г. построен киевский собор Святой Софии. Многие европейские государства стремились к родству с русским великокняжеским домом. В это время было кодифицировано древнерусское право - создана «Русская Правда» - древний свод законов Руси, где давалось определение различным формам зависимости населения и запрещалась кровная месть.

С 30-х гг. XII в. на Руси начинается период политической раздробленности, продолжавшийся плоть до конца XV в., что стало закономерным следствием эволюции феодальных отношений. Важнейшие причины распада единства Древнерусского государства были связаны с:

· сложным, законодательно не оформленным порядком престолонаследия;

·
относительной политической самостоятельностью местных княжеств;

·
слабостью экономических связей между Киевом с формально подчиненными ему территориями;

· утратой Киевом значения центра транзитной торговли на пути «из
варяг и греки» и др.

Во второй половине XIII в. Древнерусское государство представляло собой ряд самостоятельных княжеств и земель. Крупнейшими из них были Новгородско-Псковская земля, Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество) и Северо-Восточные земли (Владимиро-Суздальское княжество). Их обособление усилилось в результате монголо-татарского завоевания.

Вторжение немецких и шведских захватчиков в западные и северо-западные пределы русских земель, монголо-татарское завоевание Руси и золотоордынское иго привели к длительному экономическому,
политическому и культурному упадку русских земель, длившегося вплоть до начала XIV в.

Лишь в XIV в. обозначилась стойкая тенденция к возвышению Мо-
сквы и собиранию вокруг нее других русских земель благодаря деятельности московских князей: Ивана Калиты, Симеона Гордого, Ивана Красного, Дмитрия Донского и Василия Темного, снискавших благосклонность Золотой Орды, а также поддержку и со-
действие боярства и православного духовенства.

 

Вариант I. Древняя Русь: основные этапы развития

Вопросы к теме II (1)

 

1. Древнерусское государство в IX – начале XIII вв.: образование, особенности развития и его этапы, причины и последствия политического распада.

2.Развитие русских княжеств и территорий во второй половине XIII – первой половине XV вв.

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 574. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия