Царский манифест об учреждении булыгинской Думы
6 августа 1905 г. Божьей Милостью Мы, Николай вторый, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая... Объявляем всем нашим верноподданным... В манифесте нашем, данном 26 февраля 1903 г., призывали мы к тесному единению всех верных сынов Отечества для усовершенствования, государственного порядка установлением прочного строя местной жизни. И тогда озабочивала нас мысль о согласовании выборных общественных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на правильном течении государственной жизни. О сем не переставали мыслить самодержавные цари, наши предшественники. Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов. В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых находящихся в особых условиях, ее окраин. О порядке участия в Государственной думе выборных от великого княжества Финляндского по вопросам общих для империи у сего края узаконений будет нами указано особо. Вместе с ним поведали мы министру внутренних дел[40] безотлагательно представить нам к утверждению правила о приведении в действие положения о выборах в Государственную думу, с таким расчетом, чтобы члены от 50 губерний и области Войска Донского могли явиться в Думу не позднее половины января 1906 года. Мы сохраняем всецело за собой заботу о дальнейшем усовершенствовании учреждения Государственной думы, и когда, жизнь сама укажет необходимость тех изменений в ее учреждений, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания. Питаем уверенность, что избранные доверием всего на селения люди, призываемые ныне к совместной законодательной работе с правительством, покажут себя перед всей Россией достойными того царского доверия, коим они, призваны к сему великому делу, и в полном согласии с прочими государственными установлениями и с властями, от нас поставленными, окажут нам полезное и ревностное содействие в трудах наших на благо общей нашей матери России, к утверждению единства, безопасности и величия государства и Народного порядка и благоденствия. Калинычев Ф.И. Государственная дума в России. Сб. документов и материалов. М., 1957, с. 30 – 31. Цит. по: Ушаков А.В.., С. 108 – 109.
№ 11. Из листовки ЦК РСДРП «К рабочим и крестьянам» Была выпущена в ответ на царский Манифест 6 августа 1905 г. Товарищи! Царь издал манифест о созыве народных представителей в Государственную Думу. Из этого манифеста и из правил об устройстве Думы видно следующее: 1. Что рабочим нет места ни в этой Думе, ни на выборах в нее... 2. Что крестьянам дается в этой Думе не действительное, а лишь мнимое участие. Представители от крестьян должны составить ничтожное меньшинство Думы - по одному на губернию, т.е. от 51 губернии 51 человек из 412; все остальные от помещиков и от капиталистов... 3. Что не только ничем не обеспечена свобода выборов и совещаний между избирателями и кандидатами в Думу, но даже самая Дума не пользуется свободой слова, свободой обсуждения, ибо ей запрещено касаться основных законов Российской империи. 4. Что эта Дума не имеет права ничего решать относительно законов, а только высказывает предположения, решает же, как и прежде, царь с Государственным советом и министрами. 5. Что... царское самодержавие остается в полной силе... Что царский манифест... есть наглое издевательство над рабочим классом России... Что манифест этот есть в то же время грубая попытка обмануть русское крестьянство и весь русский народ жалкою подделкой народного представительства... И что поэтому истинным преступником против народа будет всякий, кто сознательно будет поддерживать царский обман. Всеобщая политическая стачка в октябре 1905 г. Документы и материалы. М. - Л., 1955. С. 3-4. Цит. по: Хрестоматия по истории России..., С. 353.
№ 12. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. Мы, Николай вторый, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский и прочая, и прочая, и прочая. Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная – его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое, настроение народное и угроза целости и единству державы нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни, мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли: 1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишёны избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку. 3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от нас властей. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле. Калинычев Ф.И. Государственная дума в России. Сб. документов и материалов. М., 1957, с. 90–91. Цит. по: Ушаков А.В…, С. 112 – 113.
№ 13.
|