Студопедия — Виды общения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Виды общения






Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Кос­венное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.

Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение свя­зано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в органи­зации индивидуальной или совместной деятельности. В этом случае мотив обще­ния формируется на базе других потребностей: стремления к достижению (успех



 


возможен только при общении и взаимодействии с другими людьми), потребно­сти во власти (для этого нужны подчиненные), потребности в аффилиации (стрем­ление постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные от­ношения с ними).

В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербаль­ном общении (подробно об этом говорится в следующей главе).



На основе исходной формы непосредственного общения в процессе исторического развития человечества возникли и развились формы опосредствованного общения. Решающую роль в их формировании сыграло возникновение письменности, благодаря которой появилась воз­можность преодоления «единства места и времени действия», необходимого для непосред­ственного общения. Для человека, овладевшего письменной речью, сфера общения, а сле­довательно источники, из которых он может «черпать опыт», значительно расширяются. Но вместе с тем в общении, опосредованном письменностью, утратили свое значение мимиче­ские и пантомимические средства. Да и сама письменная речь лишена многих особенностей, которые свойственны речи устной (например, тесно связанных с выражением эмоциональ­ных состояний интонационных характеристик).

Ломов Б. Ф., 1984, с. 265.

 


Вербальное общение чаще всего принимает форму разговора. Разговор, став­ший для людей обычным делом, подчиняется определенным правилам, имеет опре­деленный порядок и структуру. Н. И. Семечкин (2004) дает следующее описание разговора.

Выделяют три типа разговора:

1) формализованный, где разговор следует строгой, заранее оговоренной рег­ламентации (например, переговоры, совещания, конференции и т. д.);

2) полу формализованный, где отсутствует предварительно заданная регламен­тация, но все же какие-то каноны соблюдаются (светские беседы, официаль­ные приемы);

3) неформализованный, где также существуют правила, которые, однако, ре­гулируют не внешнюю, а внутреннюю, сущностную сторону разговора. Эти правила довольно гибкие, изменяемые в зависимости от ситуации (напри­мер, повседневные разговоры с близкими, знакомыми, случайными собесед­никами).

Вне зависимости от типа все разговоры подчинены единой логике, выражен­ной в последовательности фаз: инициирование (вызывание на разговор, завя­зывание его), сам разговор и его окончание.

Первая фаза неформализованного разговора включает в себя признание людь­ми друг в друге потенциальных собеседников, что может достигаться с помощью различных средств коммуникации, в том числе с помощью приветствия, взгляда.

Неформализованный разговор характеризуется следующими признаками:

1) длительность разговора заранее не оговаривается;


2) речь, перебивая друг друга, одновременно ведут оба или несколько собесед­ников, но только до тех пор, пока они не убеждаются, что они не понимают друг друга;

3) порядок вступления в разговор каждого участника и время его высказыва­ния не регламентируются;

4) в процессе разговора участники используют различные приемы, чтобы взять слово или перейти на позицию слушателя. Такими приемами могут быть задаваемый собеседнику вопрос или взятие паузы.

Существуют определенные речевые табу, касающиеся как тем разговора, так и используемых в нем слов. Например, запрещено в культурном обществе исполь­зовать нецензурные выражения, спрашивать о размерах заработной платы, обсуж­дать сексуальные отношения. Многие люди неохотно допускают других, даже близ­ких, в свой внутренний мир, многим не нравится обсуждать проблемы здоровья, семейные проблемы и т. п. Помимо общей темы собеседники (каждый для себя) определяют допустимый уровень доверительности, искренности, правдивости.

В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: меж­личностное — общение между двумя-тремя субъектами, личностно-групповое — общение между одним человеком и группой и межгрупповое.

В. Н. Куницына с соавторами (2001) пишут, что межличностное общение дол­жно удовлетворять следующим критериям:

• в нем участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из 2-3 чело­век);

• это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в простран­ственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг дру­га, легко осуществляют обратную связь;

• это личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, при­нимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооцен­ки, личностных характеристик.

Эти критерии (за исключением первого) вызывают ряд вопросов. Будет ли на­зываться межличностным общение людей, разговаривающих по телефону? Ведь между ними нет пространственной близости, т. е. они не могут видеть друг друга и тем более касаться друг друга. Но в то же время это личностно-ориентирован­ное общение, при котором может учитываться эмоциональное состояние партне­ра (распознается по голосу и смысловому содержанию речи), возникают психиче­ский контакт и определенные отношения.

С другой стороны, всегда ли обязательно при межличностном общении при­нимать во внимание самооценки и личностные характеристики партнера? Не сле­дует ли тогда такое общение считать разновидностью межличностного общения и называть его как-то по другому, например интимным, эмоциональным?

При межличностном общении, содержание которого касается только общаю­щихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являют­ся представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих



 


позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представ­ляемых ими групп. Поэтому, например, воспитательная работа с учащимися, при­надлежащими к компаниям с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение с ними осуществляется учителем в присутствии других ребят из этой компании.



В личностном общении вербальные компоненты не играют существенной роли. О внутрен­нем мире личности не «сообщается», он не «транслируется» в личностном общении, а суще­ствует, наличествует... Основное назначение и цель личностного общения, его реальная функ­ция в жизни человека - обеспечение существования и представления его внутреннего мира, а тем самым личности.

Бобнева М. И., 1981, с. 244-245.

 


По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение. Деловое об­щение включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повы­сить качество этой деятельности. Деловое общение имеет место в школе при об­щении учителя с учащимися на занятиях, во время внеклассной и внешкольной работы с детьми. Деловое общение на предприятии имеет место во время совеща­ний, планерок, производственных собраний, выполнения совместной работы. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения, и содержанием такого обще­ния являются производственные вопросы.

Неделовое (личностное) общение, наоборот, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д.

В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гума­нистическое общение. Их характеристика дана Ю. С. Крижанской и В. П. Треть­яковым (1990).

Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкреп­ление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенно­стями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. При таком обще­нии партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала. С помощью ритуального общения «осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата. Ну, действительно, какой, каза­лось бы, смысл в общении, предположим, на некоем дне рождения. Все присут­ствующие знают друг друга лет 20, собираются вместе раза 3-4 в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же. И мало того, что темы разгово­ров в сущности не меняются, так, кроме этого, каждый наверняка может предска­зать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмыс­ленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Это иногда



 


и случается, но редко — гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удо­вольствие. Мало того, чем больше " отягчающих" обстоятельств — чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей, чем меньше неожиданных точек зрения, — тем больше удовольствие. Зачем же нам это нужно?

Описанное общение — типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. д., повы­шение самооценки и самоуважения» (с. 174). Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Ритуальное общение не за­трагивает важнейших проблем и интересов человека.



Хотя во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в таком (ритуальном. - Е И.) общении, в еще большем количестве случаев мы участвуем в нем просто автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, не отдавая себе отчета в том, что мы делаем. Мы много раз здороваемся и раскланиваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в родном учреждении, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем их «Как дела?», узнаем, что «Нормально», говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, кото­рый «плохо ходит», рассказываем и слушаем анекдоты, смеемся, и все это происходит похо­дя, совершенно нас не затрагивая. И такое общение человеку тоже необходимо - представь­те себе, какая была бы реакция, если бы все вдруг перестали с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, ведь лишение человека этого ритуала пря­мо свидетельствует и понимается как социальная изоляция. Крижанская Ю. С, Третьяков В. П., 1990, с. 178.

 


Второй вид целевого общения — манипулятивное. Это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях. О манипуляции подроб-но речь пойдет в главе 6.

Третий вид — гуманистическое общение. Это личностное общение, позволя­ющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. От­личием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожи­даемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном об-шении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении. К гуманистическому общению относится доверительное общение. Это интим-ное, исповедальное общение, осуществляемое не только между друзьями, но и меж-ду пациентом и врачом, нередко дающее психотерапевтический эффект.

Доверительное общение как феномен определяется, с одной стороны, значи­мостью, интимностью информации о себе, раскрываемой собеседнику, а с другой — доверием к партнеру (В. С. Сафонов, 1981). Доверие — это отношение к партнеру как человеку, который не будет использовать полученную информацию против доверившегося в силу своих моральных качеств. Вступление в доверительное об­щение требует преодоления некоего психологического барьера в связи с тем, что раскрытие» себя связано с определенным риском. Вследствие этого для начала доверительного общения необходимы некоторые специфические условия:



 


1) настоятельная потребность «выговориться»; в этом случае пусковым фак­тором для возникновения доверительного общения может стать первый же «попавшийся под руку» человек (например, случайный попутчик), который воспринимается как способный выслушать, понять, сопереживать;

2) поведение собеседника, которое располагает к такому общению (его «от­крытость», проявление внимания, доброжелательности, искренней заинте­ресованности, просто согласие выслушать), общее впечатление о нем, про­шлый опыт общения с ним.

А. А. Леонтьев (1974) выделяет три вида общения: социально-ориентирован­ное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное. Первый вид об­щения направлен на изменение психологических характеристик группы людей в сторону либо их унификации, либо рассогласования. Это общение между пред­ставителями социальных групп, выступление перед аудиторией. Предметно-ори­ентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей, а личностно-ориентированное — на изменение отдельной личности.



Американские исследователи Бернард и Хекинс выделяют пять уровней разговора, каждый из которых определяется своей комбинацией содержания, значения, эмоциональной вовле­ченности. Приведем их в порядке возрастания значимости партнеров друг для друга. Пер­вый уровень определяется отношением к другому как к неодушевленному предмету. Это наи­менее интимная, формальная ситуация, обычно предполагающая случайных участников. Такой разговор содержит много штампов, полон социальными условностями, малозначителен для партнеров, хотя это обычно скрывается. За ним следует уровень, который определяется от­ношением к партнеру как объекту воздействия. Это информативный уровень разговора, обыч­но включающий в себя передачу каких-то фактов, знаний, указаний. Разговор на этом уровне имеет все характеристики лекции. Следующий уровень - это первый, на котором в разговор включены реальные чувства партнера. Здесь появляется интерес к партнеру как к таковому. Однако передаются чувства в основном об окружающем мире, а не о себе и не о партнере («Я думаю, что это одно из красивейших мест в мире»). Далее - передаваемые чувства уже относятся к внутреннему миру партнеров. Здесь можно открыто выражать свои чувства. «Я вас люблю» - фраза именно этого уровня. И наконец, последний, наиболее интимный уро­вень разговора, предполагающий существование значимых отношений между партнерами. Здесь особо важны невербальные компоненты. Типичный пример - отношения матери и мла­денца. Крижанская Ю. С, Третьяков В. П., 1990, с. 157.

 


Г. А. Ковалев (1996) дает свою классификацию типов общения, основанную на трехкомпонентной модели общения (табл. 1.1).

Общение может быть кратковременным и длительным. При кратковременном общении создается первое впечатление друг о друге. Первое впечатление о чело­веке может быть и неадекватным, так как основано на внешних или случайных признаках. Однако у многих людей оно бывает очень сильным и поэтому надолго сохраняется. Вследствие этого оно может как облегчить, так и затруднить на на-


Таблица 1.1. Классификация типов общения

 

Тип общения Отражение Отношение Обращение
Диалогический Сложное Личностное Открытое
Доверительный Простое Личностное Открытое
Рефлексирующий Сложное Личностное Закрытое
Альтруистический Простое Личностное Закрытое
Манипулятивный Сложное Ролевое Открытое
Псевдодиалогический Простое Ролевое Открытое
Конформный Сложное Ролевое Закрытое
Монологический Простое Ролевое Закрытое

чальном этапе общения воспитание учащихся, да и само общение, если у одной или сразу двух общающихся сторон это впечатление будет негативным.

Длительное общение дает возможность глубже понять друг друга. Это путь к взаи­мопониманию, но в то же время — и к возможному взаимопресыщению (что часто наблюдается в замкнутых, изолированных группах).

Выделяют также вербальное, невербальное и проксимальное общение. Вер­бальное общение — это общение с помощью языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех остальных видов общения, хотя и не в со-стоянии их заменить. Невербальное общение — это общение с использованием неречевых средств — мимики, жестов, через сенсорные и телесные контакты. Про­ксимальным называют общение, которое осуществляется через особое расположе­ние людей в пространстве относительно друг друга. Э. Холл {Най, 1959) устано­вил, что расположение людей на определенном расстоянии друг от друга отражает в гюрмацию об отношениях между людьми. Он выделил четыре расстояния (зоны), свидетельствующие о различных взаимоотношениях людей:

1. Публичная зона. Она составляет от 3, 5 м и больше и указывает на то, что в про­цессе общения находятся люди, не имеющие каких-либо личных или дело­вых отношений, и что они не намерены идти на сближение друг с другом или установление личных взаимоотношений. Это зона, в пределах которой от­носительно друг друга располагаются люди во всех случаях их публичного общения.

2. Социальная зона. Она составляет от 1, 2 до 3, 5 м и указывает на то, что обща­ющиеся люди являются знакомыми, партнерами или коллегами по работе и между ними сложились не только деловые взаимоотношения.

3. Личная зона. Она равна примерно 45 см — 1, 2 м. В пределах этой зоны рас­полагаются люди, между которыми сложились личные взаимоотношения, не переходящие, однако, в интимные.

4. Интимная зона. Она составляет от 0 до 45 см. В эту зону допускаются толь­ко самые близкие люди, между которыми сложились интимные отношения или которые готовы пойти на установление таких отношений.



 


 



Вторжение в личное пространство приемлемо только в некоторых ситуациях и только тогда, когда все, кто участвует в этой ситуации, следуют неписаным правилам. Например, люди терпимо отнесутся к другим в переполненном лифте или метро, и их даже не беспокоят при­косновения окружающих, при условии, что другие следуют определенным «правилам»: стоят неподвижно, смотрят на пол или указатель над дверью и не оглядываются на тех, кто стоит рядом. Встретившись взглядами, в этой ситуации люди могут обменяться смущенными улыб­ками или как-то иначе признать взаимное вторжение в интимное пространство. Межличност­ные проблемы возникают, когда человек нарушает ожидания другого, связанные с конкретным пространством. К сожалению, иногда один человек намеренно нарушает пространственные ожидания другого. Когда нарушения возникают между представителями противоположного пола, это может рассматриваться как сексуальное домогательство. Чтобы не создавалось впечатления домогательства, людям нужно особенно чутко относиться к интимному простран­ству окружающих. Многие люди определенным образом помечают свою территорию. Напри­мер, если вы рано пришли в класс на первое занятие, поставили рюкзак на пол у свободной парты, повесили куртку на стул и вышли в коридор, а кто-то появился, пока вас нет, отодви­нул ваш рюкзак и сел за парту, то этот человек вторгся на территорию, которую вы отметили как свою. Вердербер Р., Вердербер /С, 2007, с. 96-98.

 








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1170. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия