ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) 1. Введение (актуальность) темы: Философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века), своими корнями она уходит в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является Бог, а не природа. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов - от церкви. Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, вошедшей в историю под именем Возрождения. Существенные перемены в умонастроениях были связаны, прежде всего, с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Возрождение - эпоха художественно-эстетическая, в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. 2. Цель: Познакомить студентов с основными особенностями и чертами философского мышления средних веков и эпохи Возрождения. 3. Задачи: Студент должен знать: · основные концептуальные модели средневековой философии и философии эпохи Возрождения; основные элементы систем философского знания и их категории; основных представителей философии этого времени; Студент должен уметь: · характеризовать специфику философского знания данной эпохи в его целостности, внутренней расчлененности и многомерности; Студент должен приобрести навыки и качества: · уметь анализировать и интерпретировать рассматриваемые проблемы в контексте развития мировой цивилизации. 4. Основные учебные вопросы (план): 1. Христианство как основа средневековой философии. Основные религиозно-философские идеи христианства. 2. Патристика. Отцы церкви. Схоластика. Томизм. 3. Гуманизм в Италии и заальпийских европейских странах. 4. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание. 5. Социальные теории. 5. Материалы для контроля за усвоением темы: 1. В чем состоит смысл следующих идей: “Верую, ибо абсурдно” (Тертуллиан), “Верить, чтобы понимать” (Августин), “Понимать, чтобы верить” (Фома Аквинский)? 2. Что такое “томизм” и каково его культурно-историческое значение? 3. Какой смысл имеет термин “схоластика”? 4. Почему средневековая философия и наука являлись служанкой теологии? 5. Гуманистично ли христианское понимание человека? 6. Почему Августин называет “Град земной” (государство) “великой разбойничьей организацией”? В чем состоит общность и различие “града земного” и “града божьего”? 7. Что такое гуманизм? Когда возникает гуманистическая идея и в чем состоит ее особенность в эпоху Возрождения? 8. Почему объектом религиозно-философской борьбы Ренессанса стала астрономия? 9. Что такое оккультизм? Какие науки относятся к числу оккультных? 10.Что представляют собой политические теории абсолютизма? Назовите их представителей. 6. Задания для самоподготовки и УИРС: 1. Религиозные истоки христианства. 2. Библия как священная книга христианства. 3. Символ веры. 4. Римская цивилизация и феномен раннего христианства. 5. Латинско-римское духовное наследие в культуре и философии средних веков. 6. Развитие философской мысли в Византии. 7. Арабская средневековая философия. 8. Астрология и алхимия в контексте средневековой культуры. 9. Народная карнавальная культура средневековья. 10.Философская система Фомы Аквинского. 11.Философско-эстетические идеалы итальянского гуманизма. 12.Идея гелиоцентризма в философии и науке Возрождения. 13.Европейская реформация и становление “гражданского общества”. 14.Социально-политическое учение Н.Макиавелли. 15.Социальная утопия Т.Мора. 16.Учение о “радости повседневной жизни” М.Монтеня. 7. Литература: Основная: 1. История философии в кратком изложении. - М., 1991. 2. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. - М., 1997. 3. Рассел Б. История западной философии. - Кн. 1-2. - Новосибирск, 1994. Дополнительная: 1. Абеляр П. История моих бедствий. - М., 1992. 2. Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984. 3. Антология мировой философии: В 4-х т. - Т. 1. - Ч. 2. - Т. 2. - М., 1969. 4. Антология средневековой мысли. Т.1, 2 /Под ред. С.С.Неретиной – СПб., 2002. 5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989. 6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990. 7. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995. 8. Блаженный Августин. Исповедь. - М., 1992. 9. Бондуровский Н.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского. // Вопросы философии, 1997, № 9. 10.Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975. 11.Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вт. пол. XV века). - М., 1983. 12.Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. - М., 1954. 13.Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии // Вопросы философии, 1995, № 3. 14.Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского. // Вопросы философии, 1994, № 1. 15.Гиндилис Н.Л. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки, 2003, № 3, 4. 16.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980. 17.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972. 18.Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987. 19.Донини А. У истоков христианства. - М., 1989. 20.Дробжев М.И. Зло и грех в русской религиозной антропологии // Философские науки, 2003, № 6. 21.Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков – М., 2002. 22.Клодель П. Введение к поэме о Данте А. // Вопросы философии, 1994, №№ 7-8. 23.Борхес Х.Л. Девять эссе о Данте. // Вопросы философии, 1994, № 1. 24.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992. 25.Лейн Т. Христианские мыслители. - СПб., 1997. 26.Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. - 1994. - № 6. 27.Лосев А.Ф. Историческое значение Ареопагитик. // Вопросы философии, 2000, № 3. С. 71-83. 28.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. 29.Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. - М., 1978. 30.Лосев А.Ф.Эллинистически-римская эстетика. I-II вв. н.э. - М., 1979. 31.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979. 32.Макиавелли Н. Избранные сочинения. - М., 1982. 33.Монтень М. Опыты. - М., 1981. 34.Мор Т. Утопия. - М., 1978. 35.Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. – С. 251-301. 36.Неретина С.С. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия // Вопросы философии, 1997, № 4. 37.Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и вера // Вопросы философии, 1998, № 10. 38.Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. – М., 1987. 39.Пружинин Б.И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? // Вопросы философии. - 1994. - № 2. 40.Рашковский Е.Б. Протоиерей Александр Мень: интеллектуальный облик. // Вопросы философии, 1994, № 2. 41.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. - Т. 2. - Средневековье. - СПб., 1997. 42.Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). – М., 1980. 43.Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. - М., 1988. 44.Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. - М., 1984. 45.Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). – М., 1985. 46.Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). - М., 1985. 47.Фридман И.Н. Карнавал в одиночку // Вопросы философии. - 1994. - № 12. 48.Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., 1988. 49.Чанышев А.Н. Возрождение и Джордано Бруно // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2002, № 1. 50.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. 51.Шюон Ф. Понять ислам (предисловие Ю.Н. Стефанова). // Вопросы философии, 1994, №№ 7-8. 52.Эстетика Ренессанса. - Т. 1-2. - М., 1981. Первоисточники: 1. Мишель Монтень. Об искусстве жить достойно. – М., 1975. 2. Оккам У. Избранное – М., 2002. 3. Августин. Исповедь. Кн.10, 11 – М., 1998. 4. Альберти Л.Б. О семье. // Опыт тысячелетий. – М., 1996, –С.359-412. 5. Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.265–284. 6. Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.395–479. 7. Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.569–672. 8. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность: письма и заметки из тюремной камеры. // Вопросы философии, 1989, №№ 10-11. 9. Боэций. Утешение философией. – М., 1990. 10.Бруно Дж. Избранное – Самара, 2000. 11.Бруно Дж. О героическом энтузиазме. – М., 1953. 12.Гаврюшин Н.К. Христианство и экология // Вопросы философии, 1995, № 3. 13.Гвардини Р. Конец нового времени. // Вопросы философии, 1990, № 4. 14.Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб, 1995. 15.Данте А. Божественная комедия. (Любое издание). 16.Ибн Сина. Указания и наставления. // Ибн Сина. Избранные философские произведения. – М., 1980. 17.Лоренцо Валла. О наслаждении. / В кн.: Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 – С.137–166. 18.Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989. 19.Льюис К.С. Просто христианство – М., 1990. 20.Мень А. Сын человеческий. – М., 1995 21.Мирандола Пико. Речь о достоинстве человека. - В кн.: Эстетика Ренессанса. Антология в 2-х т. – М., 1981, –Т.1. 22.Мишель Монтень. Опыты. в 3-х кн. – М., 1979. 23.Николай Кузанский. О достижении мудрости. Об ученом незнании. О возможности бытия. // Кузанский Н. Сочинения в 2 т., – М., 1980. 24.Николай Кузанский. О мире веры. // Вопросы философии, 1992, № 5. 25.Николай Кузанский. Об уме. // Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001. – С.110–127. 26.Пальмиери М. Гражданская жизнь. // Опыт тысячелетий. – М., 1996, – С. 412-433. 27.Папа Иоанн Павел II. Апостольское послание «Свет Востока» // Вопросы философии, 1996, № 4. 28.Петрарка Ф. Книга о делах повседневных. О средствах против счастливой и несчастливой судьбы. // Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001. – С.3–39 29.Ренан Э. Жизнь Иисуса. – М., 1991 30.Слова на текст «Отпущайте и отпустят вам». // Опыт тысячелетий. – М., 1996, – С. 326-332. 31.Фичино М. О моральных добродетелях. // Опыт тысячелетий. – М., 1996. – С. 437-442. 32.Фома Аквинский. Сумма теологий. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии, 1997, № 9. 33.Эразм Роттердамский. Похвала глупости. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М., 1987. 34.Якобс В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика // Вопросы философии, 1994, № 1. Рекомендуемые понятия для изучения темы 5: Религиозное мировоззрение, теология, теизм, монотеизм, теоцентризм, провиденциализм, креационизм, ортодоксия, патристика, схоластика, пантеизм, антропоцентризм, картина мира, проблема свободы в христианском мировидении, томизм, религиозно-философские учения в ХХ веке.
|