Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

По данным психологического исследования 1987 г. 2 страница




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

522

которая доступна только в подростковом возрасте, так и
хочется сказать, что именно в это время границы между ду-
шой и телом очень размыты. Недаром/во все времена такое
большое внимание уделялось физическому воспитанию мо-
лодых, юных людей.

Овладение пространством собственного тела как психо-
логическая проблема появилась в науке благодаря работам
Стенли Холла, который обратил внимание на то, что сила
подростков не прибывает по мере роста массы их тела.
Половые различия очень ярко проявляются в развитии ско-
рости движений. У мальчиков сила и ее увеличение высту-
пают на первый план, у девочек больше развивается быст-
рота движений. Координация также улучшается, почему и
движения становятся более ловкими, хотя ловкость пред-
ставляет качество, достигающее совершенства в последую-
щие годы, когда равновесие в организме получает боль-
шую устойчивость.

Из-за особенностей развития мышечной системы и ее ко-
ординации нервной системой подросток очень быстро утом-
ляется, что вызвано напряжением всей нервной системы, в том
числе и центральной' Перед воспитателями подростков стоит
непростая проблема создания для них необходимых условий
жизни с целью предотвращения переутомления, раннего ис-
тощения нервной системы.

/ С сожалением приходится констатировать, что признаки
раннего физического старения можно сегодня наблюдать у
очень молодых людей, еще даже не вступивших в период юно-
сти, а только стоящих на ее пороге.)

Как говорят исследователи подросткового возраста, под-
росток-девочка и подросток-мальчик - это две различных
биологических величины. В этот период жизни они пережи-
вают необходимость решения такой жизненной задачи, как
установление близких отношений с лицами противополож-
ного пола. Биологическая основа этой формы поведения
представляет собой врожденный инстинкт исключительной
силы, значение которого в жизни человека нельзя недооце-
нивать. Появление переживаний, связанных с отношением к
противоположному полу, можно зафиксировать у детей в
очень раннем возрасте - уже в 1,5-2 года они могут про-
явить выраженное восхищение человеком, явно любуясь им.
К сожалению, разрозненные факты таких наблюдений почти
не систематизированы в специальной литературе, их иссле-
дование относят чаще всего к подростковому возрасту в
свете обсуждения проблем ранних браков, ранних половых

523


контактов. Мне встречалось мало работ, где бы авторы об-
суждали половые влечения человека с точки зрения прояв-
ления в них экзистенциальных особенностей. Когда же
встретила в литературе начала века' несколько важных, с
моей точки зрения, идей, была поражена их актуальностью
сегодня. Для меня важно, что в них предстает проблема
осознания человеком динамических сил своего Я, возмож-
ность пережить свое отношение к ним как к проявлению
своей сущности. По-моему, заслуживает внимания идея о
том, что инстинкт материнства, данный природой женщине,
составляет основу социальных навыков. Именно этот ин-
стинкт позволяет строить те отношения, которые задают
человеку его психологическое пространство, определяют в
начале жизни его место среди других людей. Материнский
инстинкт является и источником альтруистических стремле-
ний. Может быть, отсюда один шаг и к физиологическим
основам нравственности? Может быть, торможение является
основой совместной жизни людей?

Сложность отношений в современном обществе разрушает
традиции и условности, они уже не носят определенности,
существовавшей ранее. Это наносит ущерб биологии челове-
ка, ущерб, не ощущаемый вначале как потеря целостности
своего организма, но реальный по своим последствиям воз-
действия на все системы организма. Факты ранней половой
жизни подростков, аборты говорят о том, что природа жесто-
ка в проявлении последствий грубого вмешательства человека
в ее естественное развитие, расплата обычно бывает жестокой -
от раннего старения до рождения слабого плода с признаками
общей хилости, а то и уродства. Это уже толчок к патологи-
ческой наследственности, ведущей к вырождению как отдель-
ной личности, так и генеалогического древа.

Взаимные отношения полов в современной культуре пре-
терпевают серьезные изменения, многие авторы говорят о
том, что в результате бледнеет и оскудевает не только психи-
ческий лик матери, но и лик женщины вообще. К сожалению,
оправдываются предсказания, сделанные еще давным-давно, о
том, что общество, которое хочет сделать из женщины лю-
бовницу (а она только мать), толкает ее к усилению чувствен-
ности, ослаблению материнского инстинкта, к возрастанию
скрытой плодовитости, весьма вероятной дальнейшей диффе-
ренциацией менструальной функции, к склонности к гомосек-
суализму и омужествлению вообще. Когда грубо прерывается

' Работы Бехтерева В. М., Фрейда3., Лазурского А. и др.
524

(аборты всех видов) процесс материнства, жизнь становится
холоднее, суше, беспощаднее, в ней все меньше места человеч-
ности, состраданию, жалости.
<^Ha этом фоне жизни ранняя половая функция - это верный
путь к истощению сил организма, еще не приобретшего ус-
тойчивости, еще не сформировавшего необходимого аппарата
для саморегуляции,) Проповеди взрослых в этом отношении
всегда будут восприниматься подростками с оговорками и
сомнениями, важно сообщение точной физиологической и пси-
хологической информации об особенностях физиологическо-
го созревания организма. Эта точная информация позволит
решать проблемы отношений с противоположным полом на
культурном уровне, будет способствовать пониманию роли
полов в культурном развитии.

Мироощущение самих подростков, дополненное объек-
тивной информацией, будет способствовать установлению
бережного отношения между полами, подскажет необходи-
мость выработать свой кодекс, в котором целибату будет
отведено достойное место. Хочется думать, что острота
личных переживаний подростков, связанных в ценностью
своего тела и своей души, своего физического и психологи-
ческого дома, не будет у них отнята той дружной волной
физического и психического насилия, которая захлестывает
порой нашу жизнь.

У подростков есть свойственное их возрасту переживание
своего одиночества, своей непричастности к другим людям,
может быть, это тот шанс, который в виде этих подростко-
вых переживаний дан всему человечеству, и это шанс оста-
новиться, задуматься и посмотреть на себя со стороны.
Именно это делают подростки - они смотрят на жизнь
взрослых с дистанции младших, которые уже чувствуют в
себе силы быть старшими. Эта дистанция - удаленность от
взрослой жизни, позволяет им сблизиться со сверстниками,
так как одиночество подростков - это не пустота, это энер-
гетический источник, который требует направленного вы-
хода энергии - требует действия, иначе он может взорваться.
(Я уже говорила о самоубийствах молодых.) В современной
культуре для подростков не так много поля для приложения
их сил действия, вот и появилась та субкультура подростков,
в которой реализуются доступные им действия по устройст-
ву жизни.

Субкультура подростков - это действительно системы
действий разного вида, которые позволяют организовать
как внешнюю жизнь, так и внутреннюю (организовать свое

525


психологическое пространство). Именно в этом возрасте
расцветает такое, еще мало изученное, явление, как собст-
венный язык подростков. Явление, которое отмечается во
многих странах.

Основное отличие этого языка от языка более ранних
детских субкультур в том, что/подростки более-менее ясно
осознают, что мысль приобретает действенность только
тогда, когда она находит для себя соответствующее речевое
выражение."^Фактически без этого невозможно самостоя-
тельное мышление (о чем речь чуть ниже). Подростки уходят
в сторону словесного максимализма, прямо или косвенно
отражающего те переживания необычного космического
порядка, в которых они прикасаются к экзистенциальному.
Словесный максимализм обычного порядка («никогда»,
«навсегда», «класс» и тому подобное) переходит в образова-
ние жаргона. Этот жаргон открыт всем жаргонам языка, в
^ том числе и жаргону преступного мира - зоне. В общении
«\ друг с другом применяется словесная небрежность, даже
у пренебрежительность, разрушающая границы и дистанции.
» Общим достоянием подростков становятся оригинальные, с
1 их точки зрения, словесные выражения. Молодые люди, ко-
1 торые сейчас меня окружают, например, с удовольствием
используют фразу «дохлый барсик», придавая ей десятки
смыслов интонацией и жестами.

В эту пору не только увеличивается словарный запас, но
и приобретается большой навык оперирования словом - это
путь к массовому словесному творчеству, типичному для
подростков. Это и путь в равной мере порчи языка и его
обогащения.

Обращает на себя внимание тот факт, что все исследовате-
ли речи подростков отмечают их эксперименты над речью как
неслучайное явление, которое порождается закономерностями
развития: новые переживания ищут соответствующей им
формы, отсутствие такой формы ощущается как невырази-
мость Я, несоответствие его обыденности. «Огонь», о кото-
ром я говорила, используя слова М.Волошина, требует про-
явленности - Я нужна адекватная форма, дающая возмож-
ность зафиксировать его динамику как проявление жизни.
Как важны для юных людей живые образцы живой устной
речи! Как важна практика собственного живого говорения и
практика слушанья живой речи!

В жизни, особенно школы, так часто недооценивается это
умение, что старшеклассники, обнаружив собственное косноя-
зычие, склонны отождествлять его с собственной бездарностью.

526

Сегодня педагоги и психологи с грустью отмечают, что
подростки очень мало и поверхностно читают (если читают
вообще). Думаю, что одна из причин этого состоит в том, что
чтение связано с движением в собственном психологическом
пространстве, причем это движение естественное, оно осно-
вывается на уже существующих в нем переживаниях, структу-
рированных в разной степени. Символическая функция соз-
нания обеспечивает относительную устойчивость этих струк-
тур (образов, внутренней речи) и возможность развития глу-
бины и ширины семантического поля каждого структурного
образования. Психологическое пространство и движение в его
семантике требуют от Я человека его выраженности, если
хотите, то оформленности в виде собственных текстов - «Я-
высказываний». Говоря другим языком, умеющий читать
чужой текст обладает для этого необходимым умением читать
собственную душу.

Я бы не хотела смотреть пессимистически на проблемы не-
читающих подростков, но, похоже, что за этим видна оглу-
шенность их сознания, которую разные авторы описывают то
как сон души, то как конформизм (бездумное следование дру-
гим людям), то как неспособность любить себя. Тревогу вы-
зывает в явлении «нечтения» то, что без книги подросток ста-
новится обделенным одним из важнейших средств культуры,
развивающем в человеке способность к сосредоточению на
собственном Я. У современного подростка много соблазнов
получать информацию извне в обобщенном виде через зри-
тельный анализатор, гораздо меньше таких жизненных ситуа-
ций, где он должен сосредоточиться на информации, идущей
непосредственно от его Я. Нетренированное Я, если его не
научить слушать самого себя во внутреннем диалоге, может
потерять чувствительность к собственной диалогичности.
Пусть эти мои мрачные мысли будут преждевременными.

Все-таки интеллектуально развитые подростки читают,
пробуют писать, а это и есть диалог, так необходимый для
существования самой психической реальности. Мне хотелось
бы, чтобы из предыдущего описания закономерностей разви-
тия в подростковом возрасте, из анализа жизненных задач,
которые встают перед подростком, читатель вынес идею о
том, что физическое созревание в этом возрасте обостряет
экзистенциальные переживания в реальном проявлении жизни
(куда уж более реальным может быть собственный вес, цвет
кожи, движения, голос и тому подобное).

Не в фантомном проявлении жизни, не в творческих про-
явлениях, а в земном, телесном, даже, по мнению многих,


низменном проявлении жизни подросток переживает собст-
венную экзистенциальность. Причиной его трагедии может
стать не тот факт, что счастье для всего человечества неосу-
ществимо, а прыщик на лице, из-за которого якобы нельзя
пойти на дискотеку.

Подросток - реалист и романтик одновременно, он пере-
живает как собственную целостность, так и возможность ее
потери. Добро и зло, жизнь и смерть в его переживаниях
конкретны и абстрактны одновременно, так как он только
учится мыслить абстрактно, поэтому в процессе мышления,
в поиске закономерностей он легко может принять случай-
ное за общее, конкретное - за абстрактное, единичное - за
общее. Он переживает несоответствие силы своих чувств,
переживаний и возможностей своего мышления, подросток -
это тот человек, который может сформулировать и попро-
бовать решить задачу развития собственного мышления.
Именно для него написаны все книги по самовоспитанию,
именно он может воспользоваться (если захочет) их мудро-
стью не для манипулирования другими, а для воздействия на
самого себя.

Итак, экзистенциальные переживания подростков связа-
ны с реальными проявлениями жизни, огонь Я имеет в них
свой ритм.

Думаю, интересно отметить и тот факт, что творчество,
позволяющее, подростку переживать полноту жизни, связыва-
ется с усилиями по организации Я. Подросток начинает что-
то делать, специально ставя задачу делать это творчески, то
есть по-своему. Так появляется уже их исполнительская дея-
тельность (например, самостоятельное освоение музыкальных
инструментов), изобразительная деятельность, литературная
и другие. Важно, что теперь это воспринимается и осуществ-
ляется как для-меня-важная-деятельность. Как жаль, что да-
леко не все подростки имеют возможность попробовать себя
в разных видах культурной самодеятельности, позволяющих
почувствовать силу своего Я. Может быть, тогда мы не бы-
ли бы свидетелями проявления этой силы в виде скрученных
в жгут металлических скамеек в парке, выломанных дверей и
прочего такого. Деструктивное «творчество» подростков за-
служивает, думаю, внимания не меньше, чем их самодея-
тельность конструктивная. По-моему, мы так и не знаем,
откуда берется эта неимоверная сила, достойная, конечно,
лучшего применения. Какие силы вырываются из-под ра-
зумного контроля Я в это время? Думаю, что проблема ждет
своего исследователя.

^28

Продолжу разговор о тех задачах развития подростков,
которые возникают при освоении ими абстрактных мысли-
тельных операций. Одна из важнейших особенностей абст-
рактного мышления состоит в том, что оно основано на
применении в качестве средств мышления понятий, не псев-
до, а настоящих понятий, в которых процедуры собственно-
го мышления становятся доступными для человека. Мышле-
ние в понятиях дает основания для мысли о мысли, для реф-
лексии на содержание собственной познавательной активно-
сти. Говоря иначе/мышление из спонтанного процесса ста-
новится опосредованным отношением к нему самого чело-
века, то есть диалогичность собственного сознания стано-
вится доступной для воздействия самим человеком^Л'0, ка-
ким человек видит себя в этом диалоге, как он себя видит,
определяет эффективность мышления, иначе это еще назы-
вают смелостью мышления. Мне очень импонирует идея о
том, что уровень интеллектуального развития подростков
надо «измерять» не в показателях успеваемости по школь-
ным предметам и не по широте или глубине умозаключений,
а по общему развитию и соотношению углубленных жиз-
ненных интересов, по содержанию той концепции жизни,
которая отражает и уровень овладения собственным Я. Ду-
маю, что так и должно быть в условиях жизни, где искусст-
венно не искажаются факторы развития подростка, так как
он уже подошел к тому рубежу развития, когда он не только
в фантомном мире мечты, но и в реальности подошел к
взрослости. Половое созревание, то есть изменения в биохи-
мии организма, которые оно вызывает, создает достаточно
органических, телесных, если хотите, предпосылок для
ощущения реальной полноты жизни, чтобы воплотить ее в
соответствующей концепции, построенной совершенно про-
извольно на основе самовоздействия на собственный про-
цесс мышления.

г^Если начало подросткового возраста связано со снижени-
ем показателей интеллектуальной активности (это отмечают
• многие исследователи), то период вступления в юность, за-
вершение полового созревания связан с подъемом интеллек-
туальной активности на качественно новый уровень^Подро-
стковый возраст, думаю, можно считать завершенным, если
юный человек начинает переживать возможность «приклю-
чения» своего Я в области мысли, то есть возможность само-
воздействия и самопреобразования в соответствии с образом
своего же Я. Это вносит особое содержание в психологическое
пространство молодого человека, можно было бы назвать его


источником собственной силы, так как я не знаю, как его обо-
значить точнее в научных терминах. Может быть, это пере-
живание интегративных (объединительных) свойств своего Я.
Это проявляется и в возрастании интереса и способности к
отвлеченной мысли, к обобщению, стремлению понять смысл
действительности, смысл самой жизни.

Эта ориентация опосредует все психические процессы и
придает им большую устойчивость, так как смысл является
саморазвивающимся образованием, он и есть одно из прояв-
лений жизни. Юные ищут в смысле проявление своего Я,
поэтому когда вместо него предлагают готовые механиче-
ские схемы, которые надо просто воспроизводить в соответ-
ствии с образцом, возникает проблема оглушения. Опять
можно сказать об огне: если для него нет пищи, он гаснет.
Если для юных людей нет возможности соответствовать в
мышлении самим себе, своим потребностям, они теряют
интерес, в том числе может быть потерян интерес и к жизни
вообще. Боюсь, что именно это происходит со многими со-
временными старшеклассниками, которые «проходят» клас-
сическую литературу в качестве и количестве, не соответст-
вующем их потребностям. Недаром среди выпускников
школ так много людей, которые часто не читали классиче-
ских произведений, по которым писали сочинения на «пя-
терки» и «четверки».

Для подростков естественно в своем умственном образо-
вании стремиться к углублению и расширению своего психо-
логического пространства, своего Я. Секрет в том, что это
стремление осуществляется среди взрослых, которые решают
свои задачи в отношении обучения молодых. Подростки бес-
конечно нуждаются в помощи и поддержке старших по реше-
нию жизненно важной задачи - развития своих интеллекту-
альных возможностей, так как в этот период жизни реаль-
ность собственного мышления такова же, как реальность те-
ла, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления
и его процессе как мне принадлежащем.

Это обостряет значение содержания общения между под-
ростком и взрослыми людьми. Подчеркиваю, именно взрос-
лыми людьми.

На поверхности бытового поведения подростков наблюда-
тель видит, что они очень много сил и времени отдают обще-
нию со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых суще-
ственно меняется в сторону уменьшения его значения. Но
чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу у
юного человека может человек зрелый, я уже пыталась его

530

однажды в этом тексте назвать таким, который в своей жизни
персонифицирует, конкретизирует сущностные характеристи-
ки человека. Это не только теоретическое построение, оно
подтверждается фактами экспериментально-психологических
исследований'. Использование бесед, стандартизированного
интервью и опроса дало возможность прийти к заключению о
том, что потребность в общении со взрослыми обусловлена
прежде всего проблемами перспективного жизненного само-
определения. Содержанием общения со взрослыми становятся
вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами,
выбор профессии.

Значительное большинство исследованных школьников
показало, что они испытывают острую потребность в нерег-
ламентированном общении со взрослыми, которые составля-
ют их ближайшее окружение.

Обращает на себя внимание еще одна особенность обще-
ния подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве
случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то
взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то
есть не понимают отношения с подростками - переоценивают
или недооценивают их. Реально то, что взрослые, скорее, не
понимают, чем понимают потребности детей, скорее всего
«срабатывает» распространенность среди взрослых педагоги-
ческой позиции, основанной на механизмах проекции.
(«Подросток - это я».)

Заслуживает особого внимания экспериментальный ма-
териал, который показывает влияние характера общения со
взрослыми на развитие Я подростков2. Я уже писала выше,
что важнейшим моментом в развитии подростка является
переживание им интегративных возможностей своего Я, их
можно в экспериментально-психологическом исследовании
личности зафиксировать в виде устойчивости и адекватно-
сти самооценки. '

По мнению многих исследователей3, именно эти свойства
самооценки определяют степень самостоятельности и незави-
симости человека в разных видах деятельности и во взаимо-
отношениях с другими людьми.

' Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980; Миславский
Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.,
1991; и др.

2 По материалам сборника: Формирование личности в переходный пери-
од от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. -
М., 1987.

3 Например: Донцов А. И., Сапожникова Л. С., Чеснокова И. И. и др.

531


Оказалось, что характер общения со взрослыми сущест-
венно (!) влияет на эти параметры самооценки. Вот эти циф-
ры: у подростков, которые могут доверительно общаться с
родителями, только в 8,3% неадекватная самооценка (они так
или иначе недооценивают себя). У ребят с преобладанием
регламентированного типа общения с родителями неадекват-
ная самооценка в 87,9% случаев. Хочется поставить здесь ряд
восклицательных знаков как знаков внимания к тому, что
детское следование правильности в отношениях с родителя-
ми давно уже сменилось стремлением подростка следовать
своему собственному Я. Кто-нибудь из старших это замечал?
Только кое-кто.

Устойчивая же самооценка формируется у 79,1% исследуе-
мых школьников, если им есть с кем доверительно общаться,
при регламентированном общении с родителями - у 25%.

Не надо быть особенно прозорливым, чтобы представить
себе, какие переживания преобладают у человека с устойчи-
вой самооценкой и человека с неустойчивой самооценкой.
Воспользуюсь для иллюстрации образом: крепко сколочен-
ный корабль с бушующем море - это образ устойчивой само-
оценки, и корабль, который скрипит всеми болтами и гайка-
ми, пытаясь одолеть бурное море, - это образ неустойчивой
самооценки. Какому кораблю предстоит более долгий путь,
читатель решит сам.

Юные люди, удовлетворенные своим доверительным об-
щением со взрослыми, характеризуются развитой способно-
стью самостоятельно, без помощи других, не по готовому
шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реально-
сти человеческой жизни анализировать и оценивать качест-
ва своих сверстников и взрослых, составляющих их круг
общения. У них нет противоречий между потребностью в
доверительном общении и условиями ее реального удовле-
творения. Поведение этих подростков взрослые и сверстни-
ки воспринимают и оценивают как «взрослое». (Остановите
свое внимание на этом факте.)

Совершенно иная картина характерна для школьников с
низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они за-
трудняются самостоятельно анализировать и оценивать свер-
стников и взрослых, не умеют и не хотят это делать. В пове-
дении этих подростков наблюдатели отмечают агрессив-
ность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему
и так далее.

В экспериментах с несовершеннолетними правонаруши-
телями установлено, что ближайший круг их общения ста-

532

новится важнейшим фактором формирования их ценност-
ных ориентации. Их мотив самостоятельности, стремление к
автономности не получает удовлетворения, что приводит к
использованию искаженных средств, ограждающих от влия-
ния взрослых, которые воспринимаются только как «по-
меха» для удовлетворения потребности в автономности, в
самоутверждении. В зависимости от реальных объективных
условий общения этот мотив получает антисоциальное со-
держание.

Подросток переживает период поиска форм проявления
своей силы, энергии, возрастающей вместе с темпом физиче-
ского созревания, это не только физическая сила, но и сила
его Я, которая в этом возрасте проявляется в возможности
интегрировать разные проявления жизни. Для интеграции
нужен механизм, в психологии пока неизвестны более уни-
версальные пути становления механизмов, осуществляющих
психические процессы, чем пути интериоризации - вращи-
вания и выращивания их. Нужен материал (психологическая
информация) для вращивания и почва (необходимые пере-
живания) для выращивания. Таким «материалом» для вы-
ращивания собственных интеграционных качеств для под-
ростка является событие встречи с работающим - осуществ-
ляющимся или осуществлявшимся когда-то - интегрирован-
ным Я, живущим полной жизнью. Такое Я обладает важ-
нейшим свойством - оно самодостаточно, ему для существо-
вания достаточно силы собственного Я, оно не отбирает
часть (или все) психологического пространства другого че-
ловека, оно, это Я, действует по принципу света, высвечивая
в другом человеке его истинные качества, которые как бы
резонируют в ответ на воздействие, приобретая собственное
звучание.

Очень сложно описать это воздействие человека на че-
ловека в нерегламентированном общении, в общении души
с душой, где слова часто не имеют большого значения -
важнее отношение. Оно же может быть выражено во взгля-
де, жесте, короткой реплике, совместном чувстве... Этот
другой человек находит имя для Я подростка и таким об-
разом делает его видимым, доступным для воздействия, до-
ступным для необходимой защиты, ухода и, если хотите, то
для любви.

Доли этого нет, если к Я подростка подходят с мерками
универсальной правильности жизни (словно такая существу-
ет), он попадает в конфликт между своим Я и несоответст-
вующей ему формой жизни. В зависимости от степени ее

533


жесткости и степени несоответствия подросток будет пере-
живать разного рода напряжения - от депрессии до агрес-
сии, пытаясь разрешить этот конфликт. Ситуация осложня-
ется тем, что ресурсы для интегрирования собственного Я у
него не бесконечны, отсутствие необходимой психологиче-
ской информации приведет к пустоте. Это то, что еще назы-
вают духовным оскудением, безразличием к жизни, безот-
ветственностью, потерей себя и тому подобное. Это еще
одно рассуждение о том, что огонь жизни Я в подростке
поддерживает взрослый человек, всей своей жизнью показы-
вающий ее осуществимость.

Преобладание нормативного содержания в отношении со
взрослым толкает подростка на поиск людей, которые могут
подарить ему любовь, отнестись к нему самому, а не к како-
му-то придуманному, фантомному образу Я этого конкрет-
ного человека. Такими людьми оказываются сверстники,
хотя это могут быть и люди (компании) более старшего воз-
раста. Эти люди могут дать подростку (в силу своей жизнен-
ной некомпетентности) недостоверную психологическую
информацию, что окажет свое влияние на его отношение к
собственной жизни.

Недаром конкретные экспериментальные данные показы-
вают, что доверительное общение с родителями связано с
проявлениями пониженной тревожности, а регламентирован-
ность - с повышенной.

С сожалением приходится констатировать, что потреб-
ность подростков в нерегламентированном общении со
взрослыми не получает своего удовлетворения, так как в
жизни преобладает регламентированный тип общения. Ос-
тается только думать, что за этим стоит еще одно проявле-
ние обусловленной любви, замененной псевдолюбовью, то
явление, которое носит культурно-обусловленный характер,
где идеал человека и концепция жизни не являются научны-
ми абстракциями, а составляют ткань отношения человека к
другому человеку.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 382. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.034 сек.) русская версия | украинская версия