1. Поло- Естественные корни разви-
вое со- вающегося человека; появляется
зревание новый его облик. Это второе ро-
ждение человека.
Огромное количество всяких
недомоганий берет начало в этом
возрасте.
Рождение новой психики -
«вдруг» выявившаяся обращенность
внутрь. Многое зависит от инди-
видуальности, но общее есть: пере-
ломный характер душевного со-
стояния, возможность почувст-
вовать свое место среди людей.
Это состояние сопровождается
резкими подъемами и спадами
настроения. Реактивная сгущен
ность состояний. Немотивиро
ванное чувство стыда, невероят
ная обидчивость, повышенная воз
будимость. Опасения насчет нор
мальности строения своего тела.
Изменение вкусовых ощуще-
ний - от отвращения к еде до об
жорства. Повышается чувстви-
тельность к запахам. Начинает
острее восприниматься цвет. Го-
лос становится фактором душевной
жизни. Замечательный новый мир
и вовне, и внутри.
Юность вообще выражается
во влюбленности в лицо проти-
воположного пола. Возникает
явление красования, инициато
ром которого чаще всего являют
ся девочки. Это плоскость претво
ренного интереса, которая дает о
себе знать в половых фетишах
(термин Ст.Холла, Уипла и др.) -
подарках, безделушках, подарен-
ных представителями другого
пола, альбомах со стихами «про
любовь»
514
Формирование половой
идентичности человека свя-
зано не только с определен-
ными психосексуальными (то
есть направлением и харак-
тером осуществления влече-
ния к противоположному
полу), но и различными со-
циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре-
деленная система половых
ролей. Это очень важный
момент в воспитании стар-
шеклассников, так как все
чаще возникают утрирован-
ные тенденции мускулиза-
ции женского и феминиза-
ции мужского поведения.
Переживание половой
идентичности предполагает
наличие у человека опреде-
ленных образцов поведения
соответствующего пола.
Идеальные представления о
мужчинах и женщинах и
реальное поведение подро-
стков, как мальчиков, так и
девочек, находится как бы в
разных планах и практиче-
ски не пересекается. Естест-
венно, что регулирующая
функция этих образов весь
ма незначительна
Новооб- разова- ния
| По данным психологического исследования 1927 г.
| По данным психологического исследования 1987 г.
|
2. Иска-
| Анализ характера юных пере-
| Анализ саморепрезен-
|
ние но-
| живаний показывает, какую мощ-
| тации показывает, что для
|
вого Я и
| ную роль в них играет стремление к
| старших подростков в це-
|
пробле-
| выяснению своей личности, к соб-
| лом характерна достаточно
|
мы само-
| ственному обнаружению. Эта черта
| высокая степень рефлексии
|
выявле-
| не является частным проявлением
| и существенных различий
|
ния
| только в этой сфере. Всем хорошо
| между подростками-старше-
|
| знакомо явление, как юность любит
| классниками и подростками,
|
| чувствовать себя непонятой, оди-
| стоящими на пороге юности
|
| нокой в своих исканиях, увлекаясь
| (имеется в виду количествен-
|
| мыслью, что обыденные люди не в
| ная характеристика). Вместе
|
| состоянии понять ее незаурядную
| с тем данные свидетельству-
|
| натуру и так далее. Черта исканий
| ют, что сторона самосозна-
|
| присуща юности как ее типическая
| ния во многом зависит от
|
| черта. Ее может увлекать сам прин-
| эмоциональной.
|
| цип исканий, так сказать, фор-
| Переход от подростко-
|
| мальное искание, когда юная мо-
| вого к раннему юношеско-
|
| лодежь больше ощущает свое на-
| му возрасту можно охарак-
|
| строение, а назвать его не может,
| теризовать как период, в
|
| потому что они только своего рода
| котором происходит смена
|
| вопросительный импульс, часто
| некоторого «объективистс-
|
| больше самоощущение, чем реаль-
| кого» взгляда на себя
|
| ная конкретная потребность. Стрем-
| «извне» на субъективную ди-
|
| ление это - найти и выявить самого
| намическую позицию «изнут-
|
| себя, свое Я. В эту пору особенно
| ри». Критерии самооценки
|
| ярко начинает говорить желание
| приобретают принципиаль-
|
| быть самим собой. Юность считает,
| но иные формы сравнитель-
|
| что величайшее счастье, это - быть
| но с оценкой человеком дру-
|
| самим собой и найти свое настоя-
| гих людей. Она проявляется
|
| щее место в жизни, это не голос
| в умении отделять успех или
|
| рассудка, а выражение всего суще-
| неуспех в конкретной дея-
|
| ства юности.
| тельности от общего пред-
|
| Естественно, с первого же мо-
| ставления о себе, своих спо-
|
| мента юность начинает рваться к
| собностях, возможностях.
|
| борьбе за свою личность, за вы-
| Развитие временных пред-
|
| явление себя, за собственное опо-
| ставлений тесно связано как с
|
| знание. Найти для себя арену дея-
| умственным развитием, так и
|
| тельности и простор для самовыяв-
| изменением жизненной пер-
|
| ления, что ведет к повышенной
| спективы ребенка. Воспри-
|
| жажде активности, неугомонности,
| ятие времени подростком
|
| суетливой горячности и так далее.
| еще остается дискретным и
|
| Интерес к субъективному ми-
| ограничено непосредствен-
|
| ру, внутренний мир, как большой
| ным прошлым и настоящим,
|
| мир, как постоянное явление, от-
| а будущее кажется ему почти
|
| крывается именно в юности. Это
| буквальным продолжением
|
| действительно открытие Америки,
| настоящего. В юности вре-
|
| и для каждого юного человека это
| менной горизонт расширяет-
|
| открытие нетронутых, невиданных
| ся как вглубь, охватывая
|
Новооб-
| По данным
| По данным
|
разова-
| психологического
| психологического
|
ния
| исследования 1927 г.
| исследования 1987 г.
|
| плодоносных целин, которые
| отдаленное прошлое и буду-
|
| ждут и неотложно требуют своей
| щее, так и вширь, включая
|
| разработки.
| уже не только личные, но и
|
| Яркое ощущение нового Я,
| социальные перспективы.
|
| которому надо дать новое со-
| Изменение временной
|
| держание. Так сильно захватыва-
| перспективы тесно связано с
|
| ет юность это стремление к выяв-
| переориентацией юношеско-
|
| лению своей личности... У нее
| го сознания с внешнего кон-
|
| горячее стремление к осчастлив-
| троля на внутренний само-
|
| ливанию человечества, к соци-
| контроль и ростом потреб-
|
| альному делу, к альтруизму. И
| ности в достижении. И то и
|
| все это идет рука об руку с го-
| другое сильно зависит от
|
| товностью жертвовать собой.
| социальных и культурных
|
| Юность, даже широко подра-
| условий. Формирование но-
|
| жая, не хочет, чтобы думали, что
| вой временной перспективы
|
| она подражает. Все подражания
| не всем дается легко. Обост-
|
| юности конкретным образцам по-
| ренное чувство необратимо-
|
| ведения включены в основное ис-
| сти времени нередко сочета-
|
| кание юности - в стремление найти
| ется в юношеском сознании с
|
| и выявить свое Я. Юность способ-
| нежеланием замечать его
|
| на в известных случаях быть сча-
| течение, с представлением о
|
| стливой своим несчастьем, даже
| том, что время остановилось.
|
| болезнями, лишь бы они не несли с
| Особенности организации
|
| собой ощущение преодоления, не-
| систем саморегуляции лично-
|
| обыденности, возможность выде-
| сти детерминируют актив-
|
| лить свою личность.
| ность учащихся в согласии, а
|
| Ни в коем случае нельзя просто
| порой и вопреки субъектив-
|
| развенчивать эти порывы юности к
| но представленным содержа-
|
| новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью
| ниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном
|
|
| случае не всегда является
|
|
| определяющим, ибо высту-
|
|
| пает лишь как ориентир в
|
|
| сложном процессе активно-
|
|
| сти и развития личности
|
3. Неко-
| Индивидуализм юности - чер-
| Жизненная позиция неот-
|
торые
| та, которую мы отмечали неод-
| делима от мировоззрения
|
характер-
| нократно, особенно в стремлении
| личности. Социальная цен-
|
ные чер-
| юности быть самим собой. Юность
| ность человека определяется
|
ты умо-
| полна социальных стремлений, но
| тем, насколько его деятель-
|
настрое-
| она без всякого противоречия с
| ность способствует прогрессу
|
ния юно-
| этой своей чертой хочет быть
| общества. Чем больше чело-
|
сти
| индивидуально социальна, чув-
| век дает людям, тем богаче
|
| ствуя, что повторение снижает
| становится сам как личность.
|
| ценность личности, что для соци-
| Задавая вопрос о смысле жиз-
|
| ального служения нужно не ста-
| ни, юноша думает одновре-
|
| до. а многогранный коллектив.
| менно и о направлении обще-
|
516
По данным
психологического
исследования 1927 г.
По данным
психологического
исследования 1987 г.
Юные люди черпают свои идеалы
и образцы не из семьи, а из лите-
ратуры, из истории, обществен-
ной жизни, иногда знакомые толь-
ко понаслышке.
Эти образцы меньше подав-
ляют их сознание своей индиви-
дуальности, оставляют больше
простора для собственных выяв-
лений или фиксации их.
Ее увлекает все новое. Отри-
цание увлекательно уже тем, что
оно расчищает почву для ощуще-
ния своей самобытности. Скеп-
тицизм юности носит служебный
характер, юность должна иметь
мужество отрицания, огонь этот
очистителен с точки зрения про-
гресса и культуры.
Общей тенденции приходит на
помощь крепнущий свет разума,
собственной думы, обобщения и
отвлечения... Устойчивость тут не
такое уж частое явление, и в этом
не следует видеть повода для отри-
цательной оценки. Одновременно с
такими чертами, как скепсис, кри-
тика, некоторый нигилизм, она
проявляет не только самоуверен-
ность, но и довольно наивно выяв-
ляющийся догматизм. Юность спо-
собна приняться поучать кого хо-
тите и в чем хотите, и не охотно
признается в том, что она в чем-
либо некомпетентна. Это ощуще-
ние резко повысившейся телесной и
духовной силы..
Максимализм - юность рвется
на простор к большему, обыден-
ное имеет мало шансов на успех у
юности. Для подъема юности ха-
рактерно пользование своего рода
словесным максимализмом («друж-
ба», «верность», «навсегда», «ни-
когда» и так далее).
Обжорство тоже может быть
проявлением максимализма.
Фанатизм - черта, которая
ственного развития вообще, и
о конкретной цели собствен-
ной жизни. Каково мое место
в общей борьбе, в какой
именно деятельности в наи-
большей степени раскроются
мои индивидуальные способ-
ности? На эти вопросы нет
общих ответов, их нужно вы-
страдать самому, к ним мож-
но подойти только практиче-
ским путем. Трудность юно-
шеской рефлексии о смысле
жизни в правильном совме-
щении ближней и дальней
перспективы. Способность
отсрочить непосредственное
удовлетворение, трудиться
ради будущего, не ожидая
немедленной награды, - один
из главных показателей мо-
рально-психологической зре-
лости человека.
В юности мировоззрен-
ческие вопросы решаются
категорично, в них отража-
ется противоречие между
абстрактным и конкретным.
Характерная черта юно-
шеского возраста - форми-
рование жизненных планов.
Это явление одновременно
социального и этического
порядка. Это план деятель-
ности, который заземляется
на выбор профессии. Стрем-
ление к самоутверждению
сменяется более реалистиче-
ским и критическим самоана-
лизом и самовоспитанием.
В отличие от ребенка,
принимающего правила по-
ведения на веру, юноша уже
начинает осознавать их отно-
сительность, но еще не всегда
знает, с чем именно их нужно
соотносить. Простая ссылка
на авторитеты его уже не
отчасти намечена в максимализ
удовлетворяет. Более того.
517
Новооб- разова- ния
| По данным психологического исследования 1927 г.
| По данным психологического исследования 1987 г.
|
| ме, это стремление к расцвету
| «разрушение» авторитетов
|
| своей личности, к ее выявлению, с большим устремлением в эсте- тическую сторону, к подчеркну- той жизни чувством, с интересом к универсальному. Мечтательность, в которой собственное Я не столько знает-
| становится психологиче- ской потребностью, предпо- сылкой собственного мо- рального и интеллектуально- го поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается мо-
|
| ся, сколько ощущается. Мы здесь снова должны со
| ральному релятивизму: если все относительно, значит, все
|
| всей энергией выступить против
| дозволено, все, что можно
|
| постоянной тенденции нашего времени безоглядно насаждать в
| понять, можно оправдать и так далее. Целенаправленное
|
| юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность. То- ропиться раздевать жизнь и ого- лять факты под весьма спорным
| этическое воспитание, разъяс- нение принципов морали в общем виде или на конкрет- ных примерах жизни, литера-
|
| прикрытием утверждения, что это «настоящая жизни», ни в ко- ем случае не следует
| туры повышают уровень мо- рального сознания юношей и девушек, помогают им глубже
|
|
| понять, взвесить и оценить
|
|
| жизненные ситуации
|
Думаю, что вы не напрасно потратили усилия на чтение
двух текстов. В сущности, они говорят об одном и том же,
об одних и тех же явлениях. Тексты можно считать тождест-
венными по отношению к тем закономерностям возраста,
которые пытаются описывать и анализировать авторы. Но
как они отличаются тем отношением к исследованному фе-
номену, который проявляют авторы. Думаю, что дело не в
литературных способностях, а в изменившейся за 60 лет по-
зиции исследователя. Мне так хочется назвать позицию оте-
чественной науки первой четверти XX века, представленную
для вас текстом М.М.Рубинштейна, позицией любви к чело-
веку, что я и делаю.
Отчужденную позицию исследователей человека послед-
ней четверти XX века хочется назвать позицией псевдолюб-
ви. Человек уже испытуемый, обследуемый, о нем можно
сказать отстранение, безлично, не прибегая в тексте даже к
намеку на то, что исследуемый материал может вызвать у
исследователя чувства.
За этим стоит не только изменение приоритетов отечест-
венной науки, думаю, что за этим стоит и более глобальное
5J8
явление, которое я называла много раз словами отчуждения
человека от собственной жизни.
Современный ребенок, переживающий свои 13-17 лет,
сталкивается с культурой, в которой универсальные инст-
рукции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни;
общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого
человека делает его «удобным» для управления во всех со-
циальных системах.
Но, к счастью для всех, всегда есть юные люди, которых
тяготит эта универсальность, потому что по законам жизни
они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости
самой жизни, открытой для нее через существование живого Я.
(Хочется сказать, зная, что происходит во взрослой жизни, -
пока еще живого Я.) Это живое Я проявляет себя в широком
размахе колебаний и противоречивых переживаний, связан-
ных с необходимостью найти и установить свое собственное
содержание, освоить свое собственное психологическое про-
странство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него
уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко
несет в себе черты устойчивости. Цитирую М.М.Рубинштей-
на: «Путь продвижения к самому себе совершается вовсе не с
роковой необходимостью: это норма, которая далеко не все-
гда достигается» (с. 159).
У роста есть свои законы, так и хочется сказать, что у рас-
тущей души, у растущего Я они свои, каждой поре надо вы-
зреть, и рост должен быть постепенным. Противоречивость
переживаний в юношеском возрасте - это проба на глубину
своего психологического пространства, приближенность к
экзистенциальным его характеристикам. Противоречивость
(или дихотомичность) естественно связана с жизнью тела мо-
лодых людей, ведь часто именно оно дает пищу для построе-
ния новых переживаний.
(Мне так нравятся слова М.М.Рубинштейна «юные люди»,
что я их буду использовать дальше.) В это время юным людям
снятся космические сны - они видят как бы со стороны свое
собственное тело, которое соотносится по размеру или поло-
жению с планетами или со светилами - Солнцем, Луной. Об-
ращает на себя внимание общность сюжетов (по материалам
моих интервью со студентами I-IV курсов): во всех них есть
переживание противоречивых чувств по отношению к планете
или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкива-
ния. Возможно (и естественно), с психоаналитической точки
зрения эти сны выглядят не так, как я их попробую понять, но
мне этот вариант объяснения кажется логичным: в этих снах
юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (если
хотите, воплощения) своей экзистенциальности, своей сущно-
сти, своего назначения.
В бытовой, дневной жизни тело подсказывает формы та-
кой конкретизации в виде осуществимой половой роли. Жен-
ская роль в этом смысле очевиднее, давно замечено, что де-
вушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, свя-
занных с воплощением собственного Я, они сравнительно
быстро достигают устойчивости, хотя бы это было успокое-
ние, вызванное принятием известного образца чужого Я. Не-
даром 16-17-летняя девушка производит впечатление взрос-
лого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом
человеке ее же возраста. Известно, что девушки в этом воз-
расте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны
их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.
У юношей диапазон колебаний в переживаниях значи-
тельно шире и они дольше идут к обретению устойчивого
отношения к самому себе, то есть к ощущению границ сво-
его Я и его динамической силы. Как тут не вспомнить слова
из пословицы о том, что мужчине принадлежит весь мир...
Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огром-
ную работу по построению своего мирового (соответст-
вующего меркам мира) психологического пространства,
ощутить в себе силы Я по возможному устройству жизни
именно в таком масштабе. У некоторых мужчин это получа-
ется, а о других пока говорить не будем - впереди описание
взрослой жизни.
Противоречивость переживаний, свойственная юным
людям, делает их особо чувствительными к существующим
в культуре формам организации жизни, в том числе к са-
мым обобщенным формам, содержащим идеал человече-
ской жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами,
пробуют через действия в виде самовоспитания конкретизи-
ровать, персонифицировать идеал, для того чтобы решить
свои жизненные задачи, связанные с поиском своего Я. Идеалы
юности многообразны и зависят от множества факторов,
но то, что они есть, они нужны, в них существует потреб-
ность, доказывается исследованиями и прошлого, и сего-
дняшнего дня. Идеалы, естественно, соизмеримы с эпохой,
но в них есть общее - они связаны со стремлением к твор-
честву, к тому проявлению жизни, которое я раньше назы-
вала полным.
Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни.
Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни,
„„„ной на собственных усилиях по ее построению. Это
осн0 „з оснований для появления чувства взрослости и его
^пления по мере роста физических и духовных сил
^" Йде^Тмеет огромное влияние на выбор и осуществление
ппойессиональной деятельности, выбор той сферы приложе-
г своих сил, которая будет приносить переживание полно-
" Ы жизни, как бы отражать реализуемость, призвание челове-
ть - одно из важнейших экзистенциальных переживании, от-
ражающих реалистичность усилий по организации и осущест-
влению жизни.
Мне бы хотелось, чтобы читатель увидел следующую ло-
гическую связь, существующую в решении жизненных задач
подросткового возраста:
| Взрослые
| Любовь; псевдолюбовь
|
| Я=?
| Место подростка в жизни
|
| Идеал человека
| Осуществимость
|
| Профессия
| Эта форма жизни моя
|
Взрослые в своем отношении к подростку (1) конкретизи-
руют свойства его Я; через эту конкретизацию подросток
получает переживания, необходимые ему для определения
своего места в жизни среди других людей; границы этого мес-
та задаются степенью осуществимости идеала Я (идеала чело-
века), который может конкретизировать подросток в выборе
профессии. Профессия и ее осуществление будут восприни-
маться в свете возможной любви (или псевдолюбви) к самому
себе и другим людям.
Получается, что в отношениях подрастающих юных людей
со взрослым миром (и в самоотношении) постоянно актуаль-
ной оказывается (в разных конкретных проявлениях) важ-
нейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и
ответственности Я за свое же собственное воплощение в кон-
кретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чув-
ство реальности собственного Я дает человеку то достоинст-
во, за которым другими людьми читается его уверенность в
наличии у него своего места среди людей. Иначе это еще на-
зывают чувством социальной принадлежности, может быть,
это его формула: «Я не чужой на этом свете».
Когда возникают проблемы в становлении этого пережи-
вания, юноши и девушки сталкиваются с невыносимой плот-
ностью бытия, которое не поддается их попыткам найти в нем
520
52]
свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравни-
тельно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой
возможности часто является сладостно-утешительной, сни-
жающей как бы степень риска перед возможными жизненны-
ми трудностями. Да, юные люди живут большей экзальтиро-
ванностью, невыраженными и неопределенными волнениями
и думами, которые они не могут реализовать в соответст-
вующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день
или в один час, на ее поиски могут уйти годы, для наблюдате-
ля это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, на-
пример, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение
каким-то видом коллекционирования и тому подобное. Все
это может быть не тем, не моим, все это может быть отброше-
но или превращено в свою противоположность, и вчерашний
панк может стать примерным студентом университета, и все
это за короткое время.
Как хорошо, что сегодня у молодых есть эта возможность
смело пробовать свои силы в поисках формы жизни - своей
формы жизни. Хватило бы у взрослых мудрости не мешать
им, тогда, возможно, у них во взрослой жизни останется не
только горькое разочарование в своих идеалах, но чувство
полноты прошедшей жизни. Той жизни, в которой творение
самого себя естественно как любовь, а Э.Фромм говорил о
практиковании искусства любви как о действенности в мысли,
в чувстве, в активном видении и слышании на протяжении
всего дня (каждого дня).
Итак, исследуемый период жизни представляет время
оперирования человеком со сложнейшими переживаниями,
непосредственно затрагивающими его экзистенциальность
как духовную, так и физическую. Это время, когда душа
человека находит свое место, место среди других людей и
место в самом теле человека, которое стремительно меняет-
ся, создавая новый дом для растущей же души. В этом доме
все должно быть своим, возможно, поэтому подростки так
много двигаются, готовы без устали танцевать, кричать,
бегать. Эта потребность в движениях не только помогает
освоению внешнего пространства, но и пространства своего
тела, которое организовано весьма сложно и многоуровне-
во: от непроизвольных реакций до сложнейших произволь-
ных видов активности; установление иерархических отно-
шений между ними - одна из задач освоения пространства
тела в подростковом возрасте. Растущее тело дает много
новых переживаний; мне очень импонирует описание их как
изолированной мышечной эротики или мышечной радости,