Студопедия — Цит. по Цветову В
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Цит. по Цветову В






Тринадцатый камень сада Роёндзи.

М., 1990).

Коммуникативная функция речи вбираст в себя все предшествующие, поскольку речь вообще имеет смысл только в реальном или воображаемом общении. Здесь очень большой комплекс проблем: соотношение вербальных и невербальных средств общения, использование паралингвистических способов, прежде всего пространетва и времени, разработка и оценка разных стилей общения — от дружеского по горизонтали, с людьми вашего же полоЖения и возраста, до официального по вертикали — с начальниками, преподавателями, людьми, зависимыми от вас по положению, общение в эмоционально нейтральных или положительных ситуациях и общение в конфликтных условиях, масштабы общения — от двух участников диалога до дискуссии со многими участниками, прямое общение — лицом к лицу и общение, опосредованное техническими средствами связи. В любом случае в речевом общении задействованы не менее двух участников, и чтобы общение было эффективным, привело к решению вопроса, создало дружелюбную атмосферу, наметило пути дальнейшей работы, каждый участник общения должен быть активным и заинтересованным членом его.

Заповедью всех видов и форм общения является децентрическая направленность его, умение посмотреть на проблему глазами партнера. Образно говоря, диалог — это танец вдвоем, и чтобы он получился гармоничным и приятным, надо чувствовать партнера по общению. Иногда пользуются даже специальными приемами, позволяющими партнеру, особенно более робкому и зависимому, чувствовать себя более уверенно, раскованно. К таким приемам отноеятся цитирование некоторых высказываний партнера, уступка ему в некоторых вопросах, несущественных для дела, создание ему особо комфортных условий, например, предоставление слова в благоприятные по времени периоды.

Очень важным условием успешного речевого общения является объективность, адекватность при оценивании реплик партнера. Недопустимо интерпретировать их в соответствии со своей установкой. Безусловно, при цивилизованных формах общения недопустимо какое бы то ни было физическое или психическое насилие: угрозы, запугивания, ультимативный тон, агрессивность.

Сейчас разработаны разнообразные программы тренингов по общению, позволяющие проводить личное самоусовершенетвование и налаживать систему конетруктивных диалогов.

Ответив на следующие вопросы, попробуйте оценить свои способности к речевому общению, обратите внимание на содержание вопросов и проанализируйте свое поведение в аналогичных случаях. Предполагается три типа ответов: «да», «нет», «иногда».

1. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

2. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам | с просьбой (показать дорогу, назвать время)?.1

3. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 1000 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

4. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

5. Вас приводит в ужас любая очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, каеее театра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего* намерения?

6. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

7. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устном?

8. Вам предлагают выехать в командировку. в город, где вы никогда не бывали Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

9. Вызьгеаст ли у вас смятение или неудовольствие поручеше выступить докладом, сообщением, информацией на какомлибо собрании?

Подечитайте свои результаты: «да»—2 балла, «иногда»—1, «нет» — 0.

Если вы набрали 16 баллов, вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда. На вас трудно положиться в деле, где нужно общение в речевой форме. Старайтесь стать общительнее, раскованнее!

От 11 до 16 баллов — вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому, наверное, у вас мало друзей.

От 7 до 10 баллов. Нормальная коммуникабельность.

3-7 баллов — общительность бьет из вас ключом. Вы любите принимать участие во всех дискуееиях и всюду чувствуете себя в своей тарелке.

Менее трех баллов — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность.

Разнообразие функций рождает разнообразие видов речи. Это — внешняя и внутренняя речъ, писъменная и устная, активная и пассивная (в зависимости от того, сам субъект создает речевую продукцию или воспринимаст речевую информацию), взволнованная и спокойная, выразительная и монотонная, быстрая, торогшивая и спокойная, медленная, правильная, культурная и неправильная, некультурная, речь на родном и речь на иностранном языках, интересная и скучная, официальная и дружеская, монологическая и диалогическая, вежливая и нахальная, учтивая и бесцеремонная.

В различных жизненных ситуациях человек может использовать самыс различные, уместные для данной ситуации виды речи. Иногда в целях лучшей приспособляемости к той или иной социальной группе он может даже перейти на использование обычно не характерных для него видов. Например, профеееор, желая быстрее войти в контакт со студенческой аудиторией, используст в своей речи типичную молодежную лексику: «тусовка», «достал», «железно», но обычно это мало помогает.

В речи как ни в каком другом психическом процессе очень ярко проявляется сам человек со своими ивдивидуальнопсихологическими и личностными особенностями, способами мышления и общения, темпераментом и интеллектом. Недаром еще древние греки говорили: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

В этой связи особенно хочется подчеркнуть необходимость воспитывать у себя самого навыки культурной речи. По трактату Цицерона о красноречии, культурная речь — это прежде всего правильная речь, причем правильность понимается как соответствие утвержденным в данном языке нормам произношения, правописания, каллиграфии, грамматики, еемантики. Правильной речи обучаются в школах, на куреах, самостоятельно (при чтении лучших образцов литературы и слушании радио, артиетов, лекторов). Среди школ и другах учебных заведений есть даже своеобразная конкуренция по степени приближения к эталону. Сколько гордости звучит в комплиментах типа «Настоящее оксфордское произношение».

Но правильность речи — это только основа ее. Речь должна быть уместной, и это качество неразрывно связано с этикой поведения, культурным багажом человека, национальными традициями, ситуацией. Например, для японекого студента уместны низкие поклоны преподавателю и упоминание о себе самом как о маленьком зависимом человеке (своеобразное нарочитое самоуничижение), тогда как преподаватель называется почтительными именами мудрого, все знающего и такого занятого сэнеэя. Конечно, в нашей действительности подобное поведение вызовет в лучшем случае недоумение.

Одним из основных признаков культуры речи является точное использование словесных знаков. Если содержание словесного знака вам недостаточно хорошо знакомо, вы сомневаетесь в правильности его употребления, лучше ишользовать другой, более знакомый знак, а не щеголять якобы своей эрудицией. Особенно важно это сейчас при засилии иностранных заимствований: «чартер», «холдинговая компания», «брифинг», «презентация» и т. д. Очень важными показателями культуры речи являются ее выразителъностъ и разнообразие средств всех уровней. Такая речь редко бываст импровизацией, над нею работают, сравнивая разные средства, выбирая лучшие, репетируя. Речи на торжественных собраниях, проповеди, выступления на съездах обычно готовят заранее, добиваясь их более полного воздействия на аудиторию. Но и в обычной ежедневной речи эти показатели свидетельствуют о высоком интеллекте информанта, его хорошей осведомленности в обсуждаемом вопросе, раскованности и свободе выражения, хорошем знании языка. Вспомните Эллочкулюдоедку с ее «универеальным», на все случаи жизни словесным багажом: «парниша», «красота», «хамишь».

В психолингвистике есть специальный показатель — коэффициент словарного разнообразия, определяющий соотношение разных и вообще всех используемых информантом слов. Он вычисляется по формуле К = тг/л/2ДГ, где п — количество разных знаменательных слов в тексте, отрывке разговора (в таком случае это будет фонотекст), а N — число всех слов. Проверьте по своей речевой продукции этот показатель. Среднее значение его для студенческой выборки, по нашим данным, составляет от 8 до 11, 12 относительных единиц. У И. С. Тургенева он близок к 20, у Эллочки — около единицы.

Канцелярекая речь с обилием штампов, военная лексика, речь малообразованных людей, людей, не знающих данного языка, характеризуются однообразием средств и бедностью лексики. В детекой речи это тревожный показатель: если ребенок используст мало разных слов и конетрукций, обычно это свидетельствует о задержке умственного развития.

Наконец, речь должна быть логичной и последователъной, соответствовать логике мышления. Если речь сумбурна, сбивчива, рротиворечива, если в ней не прослеживаются этапы мышления, то такая речь свидетельствует в лучшем случае о неподготовленцости субъекта, его плохой ориентации в проблеме, неуверенности в себе, плохом состоянии здоровья. Например, при высокой температуре обычно наблюдаются скачки не связанных между собой мыслей.

Рассмотрим некоторые основные виды речи более подробно. Представим себе 4 вида речи (или речевой деятельности), различающихся по использованию сенеорных модальностей зрения и слуха, с одной стороны, и по степени активности субъекта речевой деятельности, с другой. В таком случае мы выделяем слушапие и говорение, связанные с акустической формой проявления и использованием артикуляционного аппарата и слуха, а также зрение и писъмо, связанные со зрительным анализатором, моторикой рук (чаще всего правой руки) и также с активным и пассивным использованием.

Основой для развития всех видов речи является процессслушания и понимания звучащей речи, обозначаемый термином «аудирование». Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным и отличным. Это зависит от многих факторов: степени знакомства с языковой системой, интересности и важности темы, наличия помех в окружающей среде, индивидуальнопсихологических и личностных возможностей аудитора, развития у него некоторых важных для аудирования психических процессов, прежде всего внимания и памяти.

Первые три фактора интерпретируются однозначно: чем лучше аудитор знает язык, чем интереснее для него тема, чем тише и комфортнее окружающая среда, тем лучше будут результаты аудирования. Все исследования по оптимизации этих факторов подтверждают эту прямую зависимость (см., например, более подробные сведения в кн.: Звуки и речь в системе управления и контроля. Л., 1982).

Остальные показатели более разнородны. Например, существенно влияет на результаты возраст (от детей, особенно младшего школьного возраста, не стоит требовать хороших результатов в течение длительного периода). Гораздо лучше слушают интроверты, особенно женщины. Они же лучше выдерживают влияние внешних помех. Поскольку аудирование по однообразию информации может вызвать монотонию, то для ее преодоления целееообразно раеечитывать на аудиторов с сильной нервной системой.

Очень влияют на аудирование свойства внимания и памяти, причем не общие, а именно в звуковой модальности. Это проверяется по специальным каверзным заданиям типа «Если ваша фамилия начинается с согласной буквы, то поставьте галочку на п^рвой строчке, если с гласной, то поставьте галочку на последйей строчке». Когда такие относительно легкие задания предъявляются друг за другом, можно в результате оценить общу: эффективность и устойчивость внимания.

Вообще, аудирование более напряженный и интеллектуальны: процесс, чем чтение, а тем более просмотр телевизионных про грамм. При аудировании надо быть более сосредоточенным, активным, здесь больше нагрузки на слуховую память и слуховск мышление. В педагогических целях в некоторых учебных заве дениях, например в колледжах Англии, в учебные группы на ау дирование попадают самыс успевающие студенты, все остальные занимаются с помощью письменной литературы.

Аудирование занимаст самое важное место среди всех видов речевой деятельности: большую часть своего речевого времени (около 45%) мы слушаем других. Попробуйте проверить свои особенности аудирования. На следующие 10 вопросов отвечайте двумя вариантами: «да» (чаще всего «да») и «нет» (чаще всего «нет»),

1. Легко ли я отвлекаюсь, когда слушаю?

2. Слушаю ли я, если мне не интересно?

3. Слушаю ли я, если мне надоело?

4. Не слушаю ли я просто из вежливости?

5. Может быть, я не слушаю, а обдумываю свой ответ?

6. Замечаю ли я ошибки в речи партнера?

7. Не спешу ли я принять решение до того, как пойму проблему?

8. Прекращаю ли я слушать, когда появляются трудности?

9. Занимаю ли я негативную позицию по отношению к говорящему?

10. Не возникаст ли у меня непреодолимого желания прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему?

В этом тесте вы получаете по одному баллу за ответы «да» на 2-й и 3-й вопросы и ответы «нет» на все остальные. Если вы получили от 8 до 10 баллов, вы хороший слушатель, внимательно отноеящийся к своему собеседнику, умеющий сдерживать свои эмоции и быть настойчивым, от 5 до 8 баллов — средние показатели, ниже 5 — неудовлетворительное слушание.

Экспериментально было подечитано, что примерно 8 человек из 10 слушают с большими потерями информации. На деле получается совсем не так просто: «Я сказал то, что хотел, он понял то, что я сказал». И «Я могу сказать не так и не то, что хотел, и вы поймете совсем не то, что я хотел вам передать». Потери составляют 70-80%, если учесть к тому же, что «помогает» потерять информацию и память.

Поэтому хороший слушатель — это всегда доброжелательный, внимательный к своему собеседнику, к его речи, и прежде всего к содержанию речи, а не ее внешним особенностям, умеющий понимать подтекст и чужую точку зрения, активно поддерживающий говорящего выражением своего лица, мимикой, своей речью, н* перебивающий собеседника и не торопящийся навесить на нег ярлык. Попробуйте вспомнить, охотно ли разговаривают с в;

^и, а также, кто больше говорит во время разговора — вы, ваш собеседник или примерно оба поровну.

Однако самый показательный для речи вид — это говорение, или «порождение речевого высказывания». В этом ввде активяой речи с ориентацией на слуховую модальность проявляются многие, если не все, индивидуальнопсихологические и личностяые особенности говорящего. Это настолько важный вид речи, что есть даже выражение, бытующее в среде бизнесменов: твоя речь — твоя судьба. Говорение занимаст 30% речевого времени 0 вместе со слушанием (аудированием) на три четверти Представляет собой весь речевой процесс.

С психофизиологической стороны отмечаются, как было указано раньше, скорость и четкость артикуляции, сила и глубина голоса, частотновыеотные свойства речи и различные виды модуляции. Есть достаточно много интересных работ, связывающих эти характеристики с различными эмоциональными состояниями говорящего, его социальным статусом, характерологическими особенностями и профеееиональными занятиями. Например, человек, говорящий всегда тихо, обычно отличается робостью, неуверенность в себе, даже трусливостью, интровертированностью. Речь флегматика обычно всегда замедленная, в отличие от поспешной речи сангвиника. В речи, по данным радиоопросов, хорошо распознаются профессии актера, судьи, священника. Ментореким тоном зачастую характеризустся речь педагогов, особенно школьных.

Очень важна активная речь — говорение — с точки зрения выполнения интеллектуальной функции. Это — умение излагать точно и логично свои мысли, подбирать такие слова и выражения, которые наверняка будут понятны собеседнику, делать паузы для обдумывания, проверять, хорошо ли вас поняли. Вдобавок ко всему вы не высокомерны, дружелюбны по отношению к собеседнику, не избегаете его взгляда в разговоре. Проверьте, насколько охотно вас слушают в гостях, когда собирается 5-6 человек. Если вас вообще не слушают и вы редко являетесь инициатором разговора, задайте себе вопрос о том, так ли вы говорите.

В диалогической речи очень важно чувствовать собеседника, стараться поровну делить с ним разговор и вообще вести его для того, чтобы решить какуюто проблему, обменяться мнениями, помочь друг другу.

Речь — продукт социального развития, она необходима для обЩения, но одно дело — общаться со своим знакомым, другое — с малознакомыми людьми и тем более — выступать перед большим обществом (так называемая публичная речь).

При разговоре с малознакомыми людьми и в официальных условиях, например, при разговоре начальника с подчиненным, наДо стремиться сохранять вежливость, корректность, дружелюбие, бо избежание конфликтов — применять лингвистическую «косМетику», сглаживая слишком острые углы и избегая ненужных обобщений и язвительных выпадов (типа «Вы никогда не отличались особым умом» или «Чточто, а завалить дело вам всегда удается лучше других»). Запомните, что такие реплики, особен1 но из уст начальника, очень быстро помогут вам нажить врагов. Нелицеприятный разговор ведите только с глазу на глаз. Зато не упускайте возможности как можно шире распространить хвалебный отзыв. Хвалите в присутетвии других людей, а еще лучше —' когда самого «виновника» в это время не будет рядом, ему обяза; тельно передадут и не один раз.

В инетрукции для руководителей заводов Форда говорится: («Терпение и вежливость — краеугольные камни работы руково| дителя. Терпение и вежливость!» " | Большим затруднением для многих оказывается публичная * речь, которая требует от выступающего большой сосредоточенно; сти, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, профеееиональной компетентности. Карнеги считаст, что именно публичная, речь — основное средство карьеры и самоутверждения. Неудачи в публичных выступлениях, особенно систематические, могут поеслить в Вас чувство неполноценности, тревогу и страх. Всего этого можно благополучно избежать, если с помощью постоянных тренировок приучить себя к контакту с аудиторией. В преодолении страхов помогает аутотренинг, самоубеждение в том, что в профеееиональном плане Вы хорошо владеете материалом, может быть, даже лучше всех в аудитории.

Старайтесь поддерживать зрительный контакт с аудиторией, вводите в речь элементы, привлекающие внимание: интересные и доступные примеры, шутки, небольшие отступления (типа своих личных впечатлений), но главное — держите логику мысли.

Очень важно произвести хорошее впечатление на слушателей в первые минуты выступления. От этого зависит, будут ли вас слушать далыпе или сразу же поставят на вас крест. Ни в коем случае не демонетрируйте свои слабости: не извиняйтесь заранее за свою некомпетентность или плохую речь, эти извинения обернутся против вас. Старайтесь подключать паралингвистические признаки: позу (не стойте, как истукан и не качайтесь, как маятник), жестикуляцию (она должна быть умеренной и только выше пояса), взгляд (не упирайтесь им в потолок или в коншект). Корректность и культура внешнего облика — тоже настраивают аудиторию в вашу пользу. Никогда не приводите себя в порядок перед слушателями, это создает неловкость для всех (не причесывайтесь, не раеетегивайтесь и не заетегивайтесь, не поправляйте галетук и пр.). Естественность и непринужденность вовсе не тождественны бесцеремонности. Четко держите хронометраж и используйте каждую минуту отпущенного времени. Конечно, ваша речь должна быть достаточно громкой и четкой. Все это составляет предмет специальной науки — риторики, которая, к сожалению, не включается в программу обучения.

Из зрительных модальностей речи более распространена пассивная форма — чтение. Естественно, чтение может быть разньш — от легкого до профеееионального на родном и иностранных языках. С возрастанием трудности текста усиливаются умственные затраты, эмоциональные нагрузки.

Очень важными показателями эффективности чтения являются скорость и усвоение прочитанного материала. Скорость чтеняя раеечитывается по количеству прочитанных слов в минуту и может быть низкой — 200, средней — 250-300, быстрой — 300-450, и сверхбыстрой — 650 слов/мин. Конечно, надо стараться развивать у себя навыки быстрого чтения, так как они позволят быстрее усваивать информацию, а, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. Можно порекомендовать ряд технических приемов, шособствующих ускорению чтения: читать не каждое слово, а сразу все предложение и вообще стараться схватить взглядом как можно больше текстового материала, не проговаривать читаемыс слова, на это уходит время, стараться не возвращаться взглядом к прочитанному, регрессии тоже требуют времени. Вообще, при скорехл^ом чтении глаза не переходят от строчки к строчке, а держатся посередине страницы с небольшими отклонениями влево и вправо.

Конечно, большую роль играст практика, поэтому надо сделать своей постоянной привычкой чтение как профеееиональной литературы, так и газет, журналов, в том числе на иностраиных языках.

Очень интересные исследования проводят сейчас в библиотеках, анализируя, какую литературу предпочитают читать разные читатели: по выбору литературы можно судить о направленнееш интересов, интеллектуальных особенностях, способах адаитащга к жизни. Так, например, по последним исследованиям, очень популярными являются литературные произведения типа «женеких романов», так как они позволяют уйти от непонятной и тревожной действительности, окунуться в мир гармонии и финалеовою благополучия. Это — своего рода бегство от действительности как способ психологической защиты.

Чтение литературы, особенно профеееиональной, предполагает запоминание прочитанного, и лучший мнемонический способ для этого — конепектирование.

Культура конепектирования как и культура чтения, состоит прежде всего в отказе от поэлементного, пословного или пофразового конепектирования, что не только невозможно чисто физически (скорость письма во много раз меныле скорости мысли), но и неэффективно. Записывать надо ведущие аргументы и суждешш, можно использовать при этом сокращенные способы, поДобные пришпъш в стенографии. При конеисктпровашш ладо всегда оставлять пространетво, например, ноля для синхроиного или последуюшего рецеширования прочитанно! о, д; ы сиоих заыечаний. Очень помогают прн последующей работе над коыепектом «цветные» выделения наиболее важных положений, обведение их Рамочкой, подчеркивание и т. н. К сожалению, в учебной практике роееийской школы отсутствует такой важный предмет, как каллиграфия — умение красиво и четко писать. После нескольких занятий по прописям дети остаются наедине со своими особенностями, вкусами, пристрастиями, и в результате мало кто из окончивших школу может похвастаться разборчивым красивым почерком. А ведь почерк, и в целом письменная речь, какое бы малое место они не занимали в общей структуре (всего 9%), могут дать очень подробные психологические сведения об авторе.

Существует наука графология, или психографология, которая по особенностям почерка помогает определить психологические свойства личности. Конечно, приходится принимать во внимание два обстоятельства: уровень подготовленности к письменной речи на данном языке и эмоциогенные условия написания текста. В первом случае надо говорить о наличии определенной практики (например, бесполезно пытаться оценивать почерк младшего школьника, так как он еще в стадии становления и развития). Обычно стабилизация почерка заканчивается к 22-24 годам. Во втором случае — и это уже предмет размышления для криминалистов — оцениваются изменения почерка при различных состояниях возбуждения, депрессии и т. д. Криминалисты же занимаются вопросами идентификации почерка, особенно идентификацией

подпиеей.

Особенности письменной речи начинаются с пространетвенного ишользования: расположения слов и фраз на листе бумаги. При нормальном, рациональном использовании строчки расположены на неболыдом раеетоянии друг от друга (2-3 мм) слева и справа — небольшие поля (4 мм), пробелы вверху и внизу страницы — до 4 мм. Строчки ровные, не налезающие друг на друга.

Если строчки слишком плотные, буквально «слипаются друг с другом», полей и вообще промежутков нет, то можно говорить о преувеличенной расчетливости и даже скупости. Если же полей и промежутков слишком много, то скорее всего пишущий относится к разряду бесшабашных «широких» натур с не очень высокой организованностью.

Если строчки «ползут» вверх, то можно считать, что запасы нейропсихической энергии большие, а сам пишущий обладает высокой, даже завышенной самооценкой. Если же строчки сползают по краям вниз, то это свидетельствует об утомляемости нервной системы, недостаточности ее и о тенденции к заниженной самооценке.

Пробелы в конце строк, оставленные как бы из боязни перенести слово, могут быть показателями каких-то фобий, тревог.

Если почерк вообще неразборчив или мало разборчив, буквы написаны нечетко, слова недописаны, то причиной этого может быть эмоциональная неустойчивость, слабость эмоциональноволевой регуляции. И, наоборот, четкий красивый разборчивый почерк с четко раеетавленными знаками препинания и точками «

оуквах «е», «й» свидетельствует об исполнительности, аккуратности, пунктуальности, склонности к художественному творчеству. Нелепое безвкусное исполнение некоторых букв, их вычурность, например, завитушки в заглавной букве «П», можно истолковывать как стремление произвести впечатление, самоутвердиться. Возможно, что у обладателя этих «завитушек» довольно много незрелых нелепых мыслей и поступков.

Сильный нажим свидетельствует об энергетических и организатореких склонностях пишущего. Наклон букв, который можно измерить с помощью обыкновенного транепортира, у правшей должен быть в правую сторону, в соответствии с обучением по прописям. При этом очень низкий наклон — 30 - 40°, буквы как бы лежат на строчке — свидетельствует о вспыльчивости и возбудимости человека, его излишней прямоте и торопливости в поступках. Оптимальный наклон — 40 - 50°, свидетельствующий о гармоническом развитии натуры и широком круге интересов. Наклон 50 - 60° и более свидетельствует о сдержанности, самообладании, свернутом в профеееиональном плане круге интересов или узком диапазоне увлечений. Вертикальные или наклоненные влево буквы говорят об упрямстве, скрытности, иногда неискренности пишущего.

Мягкость, округлость при письме, плавный переход в написании букв характеризуют личность как спокойную, терпеливую, следующую в своей деятельности по линии наименьшего сопротивления, склонную к компромиссам. Большое число углообразований — это признаки упрямства, неуступчивости, требовательности к себе, резкости, даже агрессивности.

Выявлены половые, возрастные и профеееиональные особенности почерка. Например, мужской почерк, в отличие от женекого, характеризустся более низкими и широкими буквами, не очень постоянными по размеру и не очень связанными между собой, так называемый «рваный» мужской почерк. Почерк инженерный — это мелкие по размеру буквы, меньше 3 мм, плохо связанные между собой и с вертикальным или близким к нему наклоном.

Конечно, для окончательных выводов нельзя использовать не только графологические показатели, они должны быть усилены методами психодиагностики, но для первых этапов наблюдения и самонаблюдения графология может дать очень ценную информацию. Можно сослаться на опыт кадровых служб некоторых зарубежных стран, например Израиля, где психологи оценивают будущего кавдидата по образцам его письменной речи.

Очень большое значение имеют, безусловно, содержательные характеристики письменной речи, ее смысловые и мыслительные свойства, которые показывают интересы, желания, потребности, когнитивные и креативные структуры личности. Психологи и соЦиологи пользуются для оценки этих свойств методом контентанализа сообщения, вьщеляя категории контентанализа (так называемыс контенткатегории) и подечитывая частоту использования этих категорий носителями языка. Ценность контентанализа состоит в определении контенткатегорий, этого измерительного инетрумента, еетки, через которую проееивается все сказанное, написанное, напечатанное и пр.

Письменная речь, по сравнению с устной, является более регулируемым процессом, более осознанным, с более замедленной обратной связью с партнером общения. Некоторые образцы письменной речи, например, деловые письма, письмарекламы, требуют соблюдения соответствующих организационных и этических правил. Для эффективного использования их необходимы сведения об адресате с точным почтовым индексом, фамилией, именем, отчеством, точное и корректное описание проблемы (в случае с рекламой — с указанием мотивов личной выгоды), письмо должно иметь переональную подпись, лучше высокого по статусу отправителя (например, подпись президента фирмы можно передать с помощью факсимиле).

Техника исполнения современных деловых писем на принтерах, конечно, очень высока, но даже за принтером стоит человек с его привычками, образом мышления, речью, и даже в компьютерном варианте видны свойства его исполнителя.

Речь — очень сложный психический процесс, в котором смешаны свойства разных структур человека — от его индивидуальных проявлений до личностных и социальных. До сих пор в исследо вательских работах по речи очень много белых пятен. Особенно это касается вопросов, связанных с моделированием и автоматизацией речи на уровнях ее распознавания и синтезирования. Идея говорящих и понимающих роботов открываст новые страницы в истории создания систем искуеетвенного интеллекта, и эта идея принадлежит XXI веку.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 602. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия