Студопедия — Внутрикультурные противоречия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Внутрикультурные противоречия






Для того чтобы уяснить сущность внутрикультурных противоречий и на­правление возможного их разрешения, необходимо проанализировать еще два аспекты типологии культур:

- культуры естественные (натуральные) и культуры трансцендентные;

- культуры справедливые и несправедливые.

Древнегреческий мыслитель Демокрит отмечал, что человек создает куль­туру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. В подражании природе (натуре), угождении человеческому естеству суть естественной куль­туры.

Трансцендентные культуры (в основном, они носят религиозный харак­тер) в значительной мере отрицают натуру и естество. Они ориентированы на высшую сущность, недоступную рациональному познанию и объяснению, отсюда и термин трансцендентность (от лат. transcendentis - находящийся за пределами опыта, недоступный познанию).

Немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936) был первым, кто стал срав­нивать культуру с живым организмом: он называл культуру историческим индивидуумом.* Культура - саморазвивающаяся система, идеалом, пределом развития которой является обеспечение ее носителям счастья (глубокой и стойкой удовлетворенности жизнью).

* См.: Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 472.


 

Особенностью естественной культуры является то, что она не способна обеспечить одинаково высокого уровня удовлетворенности всем членам об­щества. Определенная группа (аристократия, элита, нувориши) всегда имеет больший доступ к материальным и духовным благам. Другие (рабы, наемные работники, безработные) оказываются средством обеспечения комфорта пер­вых. Соответственно в обществе формируется несколько культур: культуры высших, средних, низших. Лишь культура высших поставлена в такие усло­вия, что она может развиться до уровня, обеспечивающего счастье его носи­телям. Культура низших, развившись до уровня обеспечения выживания (физического существования), встречает препятствия для дальнейшего раз­вития в форме различных социальных механизмов, обеспечивающих счастье высших.

В то же время по характеру функционирования и вектору развития куль­тура низших как системное саморазвивающееся образование принципиально ничем не отличается от высших образцов. Низшая культура точно так же имеет вектором развития обеспечение счастья ее носителям. Подобно ма­ленькому растению, над которым находится слой асфальта, она способна взломать преграды, мешающие ее развитию.

Иногда вариантом преодоления преград оказывается напряженный труд, который в сочетании с удачей приводит к богатству и прорыву в высшие сфе­ры. Эти случаи крайне редки, их скорее следует отнести к числу исключений, подтверждающих правило (хотя пропаганда активной рекламой таких приме­ров стремится доказать, что именно они являются нормой - это не более чем защитный механизм высшей культуры). Правилом же является один из сле­дующих вариантов:

- достижение высоких стандартов жизни криминальными способами;

- обращение к алкоголю или наркотикам (легкодоступная форма квази­счастья);

- развитие революционных теорий и участие в революционной деятель­ности;

- обращение к трансцендентной культуре, которая коренным образом меняет представление о счастье и способах его достижения.

Трансцендентная культура - культура, основанная на, мистических эле­ментах, представлениях о сверхъестественных силах (в этом и заключается ее трансцендентность, рациональная непостижимость и противопоставление культуре, ориентированной на естество). Трансцендентные культуры прак­тически полностью отрицают материальные ценности. Рассматривают удов­летворение естественных материальных потребностей как зло либо неудобство, от которого не удается избавиться до поры до времени. Страдание в таких культурах обретает статус блага, рассматривается как источник заслуг, при­знак избранности. Абсолютное большинство естественных ценностей меняет знаки, превращается в антиценности в трансцендентной культуре, которая открывает людям целый пласт новых ценностей, связанных с богом и выс­шей, идеальной жизнью.

Трансцендентную культуру атеисты нередко считают иррациональной, противоречащей природе людей. При поверхностном анализе кажется, что так оно и есть. Однако углубленный анализ свидетельствует об ином. По­требности - это первооснова любой культуры. Именно они оказываются тем генотипом, который из микроэлемента формирует большой организм. Трансцендентные культуры не могли бы не только долго существовать, но и вообще вряд ли бы сформировались, если бы не опирались на что-то такое, что находит отклик в человеческом естестве. Генотипом трансцендентной культуры является присущая каждому человеку потребность в определении смысла жизни и периодически возникающая у людей потребность найти опо­ру и поддержку в трудных и безвыходных ситуациях, когда бог оказывается единственным существом, обращение к которому рационально в определен­ных условиях. Парадоксально, но бесспорно то, что рационализм бессилен указать человеку конечную цель его бытия. Абсолютный рационализм обора­чивается иррационализмом и кризисом смысла жизни, фактором глубокой неудовлетворенности. В этом смысле трансцендентные культуры могут счи­таться в высшей степени естественными, поскольку ориентированы на выс­шую часть человеческого естества.

Трансцендентные культуры полярны. Одни из них ориентируют челове­ка на служение силам добра, другие - силам зла. Последние корректно опре­делить как антикультуры. Они - проявление неспособности и нежелания воспринять стандарты высшей справедливости, что трансформируется в воинственное ее отрицание. С ними связано отрицание правды, добра, спра­ведливости, порядочности, развитие агрессивности, коварства, безжалостно­сти, безразличного отношения к окружающим. Эти элементы можно найти в основе абсолютного большинства преступлений.

Развитие трансцендентных культур, ориентированных на утверждение высшей справедливости, имеет ярко выраженную антикриминальную сущ­ность, проявляющуюся в том, что они:

- нейтрализуют такой мощнейший криминогенный фактор, как социаль­ное неравенство;

- на идеальном уровне устраняют безнаказанность (любой плохой посту­пок влечет отрицательные последствия в инобытии);


- подавляют и ограничивают материальные потребности, которые лежат в основе абсолютного большинства преступлений, учат терпеть и подавлять гордость и самолюбие;

- ориентируют на отрицание зла и насилия, на помощь ближнему и сост­радание.

Они уязвимы лишь в том, что могут трансформироваться в трансцендент­ные антикультуры, которые нередко, сохраняя религиозную риторику (фор­му), криминальны по сущности.

Поскольку материальные источники существования ограничены, конку­рентная борьба является сущностной характеристикой естественной культу­ры. Преступность в естественной культурной среде является одной из форм получения доступа к источнику существования. Естественная культура по своей сущности находится в отношениях противоречия со справедливостью: справедливость - феномен не естественный, он имеет скорее трансцендент­ную природу.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 568. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия