Художественно - образная система хором
Свое происхождение хоромы ведут от древнего жилища, от крестьянского дома. Следовательно, в главных составляющих - в идейно-образном содержании, семантике, ансамблевости - образные системы двух типов сооружений едины. Но в художественном решении хором были, несомненно, и свои особенности. Сегодня почти не осталось наглядных образцов, чтобы воссоздать эту художественно-образную систему. Вот почему особую ценность приобретают материалы фольклора, и в частности былин, дающие образно-поэтическое описание хором, воссоздающие именно их образный строй. Дополнить картину могут некоторые археологические находки деталей архитектуры и мебели хором. Во внешнем облике древних хором, например, новгородских, архитектурный декор сосредотачивался, в основном, на верхней части сооружения. В хоромах прослеживается древний тип народного жилища, направленного в высоту и ориентированного на взаимодействие с небом. В былинах терема часто величаются «златоверхими», «расписными». Фигурные крыши, башенки, дымники были расписаны травным и зооморфным орнаментом. Дымники, кроме, того, украшались ажурной резьбой. Все это дополнялось резными причелинами. Волоковые окна ничем не выделя-
лись. О наличниках косящатых окон древних хором свидетельств не сохранилось, но на рисунках Коломенского дворца были изображены резные наличники. Внутреннее убранство хором отличалось большой пышностью. «Наряд» хором был плотничьим и «шатерным» (из тканей и мехов). Хоромы, как и изба, строились как модель мира, центром которого был человек. Пожалуй, самым наглядным и ярким примером является былинное описание хором Пленко, когда к нему приехал князь Владимир: «... в теремы ведет златоверхие. И такому-то князь диву дивуется: На небе солнце - и в тереме солнце, На небе месяц - и в тереме месяц, На небе звезды - и в тереме звезды, На небе зори - и в тереме зори; Все в тереме по небесному».(3) Наряду с этим, в каждом помещении хором обязательно выделялся смысловой центр - красный угол с иконами. В хоромах XVI- XVII веков кирпичные печи были облицованы изразцами (печи «муравленые»). В оформлении изразцов использовались зооморфные и растительные мотивы. Можно предположить, что те же мотивы присутствовали и в росписи стен. Есть сведения, что стены и потолок обшивались дубовыми панелями филеночной конструкции, а квадраты филенок покрывались росписью или резьбой. Стены могли также обтягиваться сукном или мехами. В одной из былин в гридне у Чурилы «потолки покрыты черными соболями», а стены - «седым бобром». Выделение окон как источника света, как связи с миром, в хоромах прослеживается столь же четко, как и в крестьянском жилище. Однако в хоромах окна в интерьере ак- ___________________________ 3 Рыбников П. Н. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. - М, тип. А. Семенова, 1861. Т. 1, 45. центируются не менее значительно, чем в экстерьере. В былинах упоминаются и «белодубовые» оконницы, и серебряные наличники, и оконницы, обшитые мехом и сукном, с точеными золочеными столбиками по бокам. Дополняла ансамбль интерьера хором деревянная мебель, которая была богаче по декору и разнообразнее по назначению, чем в крестьянском жилище. Еще в древности специфичными для хором предметами мебели были скамьи с резными спинками, кресла. Как и в избе, в любом помещении хором неизменно присутствовали и лавки (расписные или «исподернутые» узорчатыми тканями). Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие особенности художественно-образной системы хором: а) тесное родство с художественно-образной системой древнего крестьянского жилища; б) стремление создать в художественном ансамбле интерьера образно-поэтическую модель реального видимого мира (солнце, звезды, месяц, растения, животные); в) образно-семантические функции «углов» избы переходят в хоромах к отдельным помещениям, в то же время в каждом помещении остается свой красный угол с иконами.
|