Понятие натурализма в социологии
Под натурализмом в социологии будем понимать направление, или совокупность концепций, авторы которых опирались в изучении общества и человека на познавательные средства и методы естественных наук. Для представителей натурализма характерно и заметно стремление выработать объективную и строгую систему знания об обществе, о социальных явлениях, такую же, как в развитых естественных науках – механике, физике, биологии – о природе. Но в результате подобной ориентации социологи часто приходили к прямым аналогиям общественных процессов с природными (натуральными), отсюда сам термин " натурализм". Сложная диалектика социальных отношений и процессов, как правило, ими игнорировалась. Развитию натурализма в социологии во второй половине ХIХ века способствовали в значительной мере успехи естествознания. Наряду с достижениями в области физики заметную, а подчас и главную роль начинает играть биология с ее наиболее выдающимся открытием этого времени – эволюционной теорией Ч.Дарвина. Вследствие серьезного воздействия на социологию со стороны естествознания в ней сложились две линии натурализма – социальный механицизм (определяющее влияние физики, механики) и социальный биологизм (доминирующее воздействие биологии). Постепенно вторая линия стала господствовать в натуралистическом направлении социологии. Однако, прежде чем говорить о ней, коротко охарактеризуем существо социального механицизма. Социальный механицизм выступает как проявление (иногда пишут – крайняя форма) позитивизма, а его сущность заключается в характеристике общественных законов, открываемых и изучаемых социологией, как разновидности законов механики и физики. Общество рассматривается в качестве механического агрегата, а социальные процессы и структуры сравниваются с процессами и структурами неорганического мира. Возникает одна из первых форм редукционизма в социологии, состоящая в выходе исследователей за пределы этой научной дисциплины в область механики и физики, в которой используются несоциологические методы изучения и познания. Так, например, немецкий ученый Вильгельм Оствальд рассматривал культурный процесс как преобразование свободной энергии в связанную: чем больше получено полезной связанной энергии в таком преобразовании, тем сильнее прогресс культуры. Влияние механического и физического редукционизма в социологии проявляется также в том, что в ней активно используется естественнонаучная, прежде всего физическая терминология и фразеология. Положительным здесь является то обстоятельство, что таким образом социологи пытались преодолеть субъективистские, религиозные, ненаучные трактовки общественных проблем. Но эти попытки рассматривать социальные процессы с естественнонаучных позиций обусловили, с другой стороны, их сведение к механической, физической, химической основе, то есть появление механического, физического, химического редукционизма, что явно ограничивало познавательные возможности исследователей. У социального механицизма было немало сторонников, среди них в первую очередь франко-бельгийский социолог и статистик А.Кетле и итальянский социолог В.Парето. Об их творчестве в дальнейшем будет специально сказано. В целом же следует отметить, что в сравнении с социальным механицизмом социальный биологизм оказался развит значительно больше. Два ответвления этой линии требуют своего рассмотрения – социальный органицизм и социал-дарвинизм. Поскольку первый наиболее ярко был представлен в рассмотренном уже творчестве Г.Спенсера, обратимся в этой главе к подробному рассмотрению второго ответвления - социал-дарвинизма. Он развивался в ХIХ веке активнее, чем социальный органицизм, и оказал более серьезное влияние на последующее развитие социологической мысли.
|